Белорусская общность, национальная идеология и государственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

1.Формирование белорусов как самобытной этнической общности.
2.Становление белорусской национальной государственности.
3.Провозглашение Республики Беларусь- начало нового этапа в
развитии белорусского народа и его государственности.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………………………….2.
2. Формирование белорусов как самобытной этнической общности…4.
3.Становление белорусской национальной государственности…………8.
4.Провозглашение Республики Беларусь- начало нового этапа в
развитии белорусского народа и его государственности…………………16.
5.Заключение……………………………………………………………………………………….19.
6.Список используемых источников и литературы…………………………….20.

Файлы: 1 файл

письмо.docx

— 46.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Контрольная работа

«ПО ОСНОВАМ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУСКОГО  ГОСУДАРСТВА»

Студентки 2-го курса,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск

2012г

 

 

 

Тема №5

БЕЛОРУССКАЯ ОБЩНОСТЬ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

1.Формирование  белорусов как самобытной этнической  общности.

2.Становление  белорусской национальной государственности.

3.Провозглашение Республики Беларусь- начало нового этапа в

 развитии белорусского народа и его государственности.

 

ПЛАН

1.Введение…………………………………………………………………………………………….2.

2. Формирование белорусов как самобытной этнической общности…4.

3.Становление белорусской национальной государственности…………8.

4.Провозглашение Республики Беларусь- начало нового этапа в

 развитии белорусского народа и его государственности…………………16.

5.Заключение……………………………………………………………………………………….19.

6.Список используемых источников и литературы…………………………….20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В обыденном  сознании власть, государство и политика отождествляются. В современной  научной литературе термин «государственность»  употребляется в различных смыслах:

         а) как синоним государства вообще, государства того или иного типа (буржуазное, социалистическое и т.д.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа;

б) для обозначения  системы (механизма) диктатуры определенного  класса или политической организации  общества;

в) для обозначения  государственного аппарата;

г) при объединении  группы каких-либо общих черт или  признаков государства (например, тоталитарного, демократического государства).

        Смысловое поле понятия «государственность» достаточно велико. Оно охватывает проблему взаимоотношения государства как политической организации общества с самим обществом как совокупностью граждан, подчиненных определенным законам общественного бытия, понимаемого в рамках существующей системы ценностей определенной эпохи определенного общества. Государственность – это способность и потребность человека осознанно вмешиваться в систему существующей государственной организации с целью ее оптимизации.

          Каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни.                                                                                                                

           Эти идеи составляют основу построения народом своего государства.

Систематизированную сумму выработанных народом идей и представлений об истории становления  и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной  власти, о направлениях, целях и  задачах дальнейшего развития государства  можно назвать идеологией национальной государственности. Идеология белорусской  государственности аккумулирует все  конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности  – это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей  республики могут ориентироваться  в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

Центральным звеном самосознания народа, его духовной доминантой является идея, представляющая собой форму постижения в мысли  объективной реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа), т. е. национальная идея. Национальная идея играет важнейшую роль в становлении  национального самосознания народа, она способна консолидировать народ  в единую социальную целостность. После Октябрьской революции перед белорусским народом во всей полноте встал вопрос о собственной государственности, ее политическом и идеологическом обосновании.

            Обсуждение данного вопроса привело к принятию принципиальных, исторической важности решений, положивших начало собственно национальной белорусской государственности.

            Особо значимыми событиями в этом процессе стали провозглашение Белорусской Народной Республики и Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ).

            Цель данной работы – проанализировать вопросы образования белорусской национальной государственности.

          Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих важнейших задач.

           Во-первых, описать и проанализировать, в каких условиях происходило провозглашение Белорусской Народной Республики.

         Во-вторых, показать, как происходило Образование Белорусской Советской Социалистической Республики, охарактеризовать Конституцию БССР 1919 года.

           В-третьих, необходимо показать, как происходило восстановление БССР и в чем заключалась сущность и последствия для Беларуси Рижского мирного договора 1921 года.

          Для достижения поставленной цели и задач использованы труды таких авторов как И.Н. Кузнецова, В.А. Шелкопляса, А.Ф. Вишневского, И.А. Сороковика, П.Г. Чигринова и других.

 

 

 

 

1.Формирование белорусов как самобытной этнической общности.

Формирование  белорусов как самобытной этнической общности начинается в эпоху раннего  средневековья. С V-VI  вв. на территорию Беларуси проникают славянские племена. Одним из первых крупных государственных  образований славян была Киевская Русь (вторая половина IX - начало XII века). В  составе Киевской Руси находились и  земли кривичей, радимичей, дреговичей, населявших земли современной Беларуси. Это было не столь централизованное государство, сколь политическое объединение  местных феодалов вокруг великого князя  в Киеве. Наиболее значимым на территории Беларуси было Полоцкое княжество, которое  и считается истоком белорусской  государственности. Полоцкое княжество, как и другие государственные  образования того периода на территории Беларуси было раннефеодальной монархией, во главе с князем, который осуществлял  верховную власть. Ему были подчинены  рада и управленческий аппарат, занимавшийся сбором дани, налогов, судопроизводством  и т. д. Законодательную власть осуществляло вече.

Среди элементов  политической системы важное место  отводилось церкви, которая, по сути, была идеологическим центром. Высшее духовенство  принимало активное участие в  государственных и хозяйственных  делах.

В этот период оформился раннефеодальный общественный строй. Жители княжеств называли себя по названию главного города земли.

Первые  государственные образования, существовавшие в раннем средневековье на территории современной Беларуси, свидетельствовали  о начале формировании белорусской  государственности.

С середины XIII  века начался процесс образования  Великого княжества Литовского. Образование  ВКЛ – результат естественного  исторического процесса, который  длился более ста лет. На основе анализа  национального состава руководящего органа ВКЛ (в частности паны - рада) принято считать, что до середины XV века  ВКЛ – государство литовско-белорусское (так в конце XIV века в Раде 81% литовцев, а в середине XVI  века белорусские  и украинские магнаты составляли большинство).

ВКЛ было феодальной монархией. На ранних этапах эта монархия приближалась к абсолютизму. В более поздний период княжество  – парламентская представительная монархия. Языком общегосударственных  документов ВКЛ был старобелорусский. На нем велось делопроизводство, заключались  государственные договоры, издавались Статуты 1529, 1566, 1588 гг.

В Великом  княжестве Литовском произошло  формирования белорусской народности. Этническое самоназвание белорусов  той эпохи – литвины, употреблявшееся  в западной части белорусских  земель, и русские, употреблявшееся  в восточной части.

На формирование идеологии белорусской государственности  оказал влияние факт существования  в ВКЛ этносов разных религиозных  и духовно-культурных ориентаций: восточной  и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской.

Принцип религиозно-этической толерантности  сыграл важнейшую роль в процессе существования ВКЛ. Он способствовал  сохранению в нем гражданского мира, созданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе.

Следующий этап развития идеологии белорусской  государственности связан с образованием в 1569г. Речи Посполитой в результате подписания Люблинской унии. Новое государство – Речь Посполитая – по сути своей представляла федерацию (с 1569 по 1588 г.); Конфедерацию (с 1588 г. – принят третий Статут ВКЛ, расширивший его права, по 1791 г.); унитарное государство (с 1791 г. – Конституция 1791г. отменила деление страны на Корону Польскую и ВКЛ – по 1795 г.)

Условия для развития белорусской культуры ухудшились, в 1696г. белорусский язык утратил статус официального в ВКЛ  и его позиции занял польский. Шляхта ВКЛ в значительной степени  впитала представление о своей  принадлежности к единому народу – польской шляхте. Но параллельно  закладывались тенденции к более позднему развитию идеологии «краевости». Причиной осозания своей особости следует считать федеративное строение Речи Посполитой, Проявление особости очевидно из статьи Статута ВКЛ 1588г. о монопольном праве местной шляхты на занятие государственных должностей и приобретение земли в княжестве. В ментальности жителей страны можно отметить трехуровневое национальное самосознание: наше польское дело; наше литвинское дело; моя малая родина.

После трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) Речь Посполитая перестала существовать. Белорусские земли включались в состав Российской империи по частям в течение 20 лет. Такое включение разрывало единую этническую общность белорусской народности. Политики не рассматривали эти территории как единое целое. Здесь, после ряда изменений, было образовано 5 губерний, которые составили административно-территориальную сущность, в дальнейшем называемую Северо-Западным краем и просуществовавшую до октября 1917г. Разделы Речи Посполитой ликвидировали и ВКЛ, что, в сочетании с поддержкой, оказываемой в первые десятилетия после включения царскими властями польской культуры на белорусских землях, привело к распространению в Беларуси политико-исторической концепции «общего» польского народа как многоэтнического образования, состоявшего не только из поляков, но и из белорусов, украинцев, литовцев. Именно в этот  период происходит значительная полонизация белорусской шляхты, поэтому национально-освободительные восстания 1830-1831 и 1863-1864 гг. с их идей возрождения Речи Посполитой как польского государства имели достаточно мощную поддержку в Беларуси.

Вместе  с тем уже в начале XIX века начинает оформляться идея возрождения ВКЛ  и белорусского языка. Распространение  научных знаний о Беларуси и белорусах  развивалось профессорами Виленского университета М.Бобровским и И.Даниловичем, а также Т.Нарбутом и др.

Распространялась  идея «краевости», т.е. идеологии местного патриотизма. Наиболее заметно это проявилось в деятельности «филоматов» и «филаретов» - А.Мицкевича, Я.Чечота и др. Руководитель «Демократического товарищества» Ф.Савич выступает с обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность.

Первым  с национальным вопросом выступил К.Калиновский. К.Калиновский хотел, чтобы отношения между Беларусью, Литвой, Польшей и Россией строились на основе равноправия и суверенности. Он связывал национальное освобождение с социальным, т. е. с уничтожением помещичьего землевладения и самодержавия и наделения крестьян землей.

В конце XVIII- начале XIX в. название «Беларусь» закрепилось  только за восточными губерниями –  Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская губернии назывались «Литва».

На постепенное  развитие этнического самосознания привело к тому, что к концу XIX –началу XX в. название «белорусы» закрепилось  за всей территорией проживания белорусского этноса, произошло формирование белорусской  нации.

Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской  нации, которая не обладала в то время  своей государственностью, а ее территория была окраиной Российской империи. Ее суть изложена в знаменитом стихотворении Я.Купалы «А хто там iдзе…»: белорусы – отдельный этнос, национальное самоопределение и освобождение осознаются в единстве с социальным освобождением. Дальнейшую конкретизацию идея национальной самобытности белорусов находит в публикациях авторов газеты «Наша нiва». Согласно оценке Л.М.Лыча в этот период во взглядах на белорусскую национальную идею явно преобладал ее культурно-языковой аспект.

Во втором десятилетии XX века в Беларуси на передний план в национально-возрожденческом движении выдвигается проблема осуществления национальной государственности. Огромную роль в ее аргументации сыграл М.Богданович, изложивший в публицистическом произведении «Хто мы такiя», написанном в 1915г., представление о самобытности белорусов и стремление к государственной самостоятельности Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Становление белорусской национальной  государственности.

Информация о работе Белорусская общность, национальная идеология и государственность