Государственная должность: понятие и основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

§ 1. Государственная должность: понятие и основные черты

Федеральные законы «О системе  государственной службы Российской Федерации» и «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» устанавливают, что государственным  служащим является  гражданин   РФ,  исполняющий

254

Раздел II. Субъекты административного  права

обязанности по должности  государственной службы за денежное вознаграждение. Таким образом, статус государственного служащего определяется как минимум двумя условиями: замещение государственной должности, которая учреждена государством или государственным органом, и  получение квалификационного разряда (специального ранга, классного чина, звания).

С организационной точки  зрения должность представляет собой  определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной  службы. В этом смысле должность  является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также  определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему  или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных  органах.

Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение  государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности —  это порядок установления государственной  должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным  лицом) в структуре самого государственного органа. Должности федеральной государственной  гражданской службы учреждаются  федеральным законом или указом Президента РФ; должности государственной  гражданской службы субъектов РФ учреждаются законами или иными  нормативными правовыми актами субъектов  РФ с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» в целях  обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего  государственную должность. Учрежденные  государственные должности (или  должности государственной службы) перечисляются в Реестре государственных  должностей или в Реестре должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Замещение государственной  должности — это способ поступления  гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс).

В действующем российском законодательстве о государственной  службе государственная должность  определяется как должность в  федеральных органах государственной  власти, органах государственной  власти субъектов РФ, а также в  иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполне-

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       255

нию и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Таким образом, законодательно закрепляются следующие составляющие этого понятия: 1) должность — это структурная единица государственных органов; 2) она учреждается в установленном законодательством порядке; 3) устанавливает круг обязанностей, соответствующий полномочиям государственного органа; 4) включает денежное содержание и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей.

Закон определяет систему  и модель государственной службы по организационно-должностному критерию, устанавливая перечень и виды должностей государственной службы и характеризуя их. Из системы этих должностей исключаются  государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и некоторых других лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральный закон «О системе  государственной службы Российской Федерации» определяет государственную  службу как профессиональную служебную  деятельность граждан РФ по обеспечению  исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных  органов (федеральных государственных  органов);

субъектов РФ;

органов государственной  власти субъектов РФ, иных государственных  органов субъектов РФ (государственных  органов субъектов РФ);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного  исполнения полномочий федеральных  государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации). К ним относятся, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов субъектов РФ (лиц, замещающих государственные должности субъектов  РФ).

256

Раздел II. Субъекты административного  права

Деятельность лиц, которые  замещают государственные должности  Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов  РФ, Федеральным законом «О системе  государственной службы Российской Федерации» не регулируется. Их правовой статус устанавливается специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 

 

§ 2. Должности государственной  службы. Реестры должностей государственной  службы

В соответствии с Федеральным  законом «О системе государственной  службы Российской Федерации» должности  государственной службы могут учреждаться  федеральными законами, законами субъектов  РФ, а также федеральными и региональными  нормативными правовыми актами.

Согласно нормативным  положениям о видах государственной  службы должности государственной  службы можно разделить на следующие  виды:

1) должности государственной  гражданской службы:

а)  должности федеральной  государственной гражданской службы;

б) должности государственной  гражданской службы субъекта РФ;

2)  воинские должности;

3) должности правоохранительной  службы. Предусматривается, что должности  государственной службы

различных видов могут  учреждаться в федеральном государственном  органе.

Специальные федеральные  законы о видах государственной  службы и законы субъектов РФ о  государственной гражданской службе субъектов РФ будут распределять должности государственной службы по группам и (или) категориям. В указе  Президента РФ будет устанавливаться  соотношение должностей федеральной  государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы. Федеральные законы или указы  Президента РФ определяют соотношение  должностей федеральной государственной  гражданской службы и типовых  должностей государственной гражданской  службы субъектов РФ.

Квалификационные требования к должностям государственной службы устанавливаются федеральными законами и зако-

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       257

нами субъектов РФ, а  также федеральными и региональными  нормативными правовыми актами. Федеральный  закон «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» устанавливает  квалификационные требования к должностям гражданской службы (ст. 12). В их число  входят: требования к уровню профессионального  образования, стажу гражданской  службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных  обязанностей.

Государственная должность  устанавливает перечень функций  и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом. Государственные должности  в государственных органах субъектов  Федерации учреждаются законами и иными актами законодательства РФ, а также законами и иными  нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

Должности гражданской службы можно классифицировать по категориям и группам.

Категориями должностей гражданской  службы являются:

1)  руководители — должности  руководителей и заместителей  руководителей государственных  органов и их структурных подразделений,  должности руководителей и заместителей  руководителей территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и их  структурных подразделений, должности  руководителей и заместителей  руководителей представительств  государственных органов и их  структурных подразделений, замещаемые  на определенный срок полномочий  или без ограничения срока  полномочий;

2)  помощники (советники)  — должности, учреждаемые для  содействия лицам, замещающим  государственные должности, руководителям  государственных органов, руководителям  территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти  и руководителям представительств  государственных органов в реализации  их полномочий и замещаемые  на определенный срок, ограниченный  сроком полномочий указанных  лиц или руководителей;

3)  специалисты — должности,  учреждаемые для профессионального  обеспечения выполнения государственными  органами установленных задач  и функций и замещаемые без  ограничения срока полномочий;

9     Административное  право

258

Раздел II. Субъекты административного  права

4) обеспечивающие специалисты  — должности, учреждаемые для  организационного, информационного,  документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения  деятельности государственных органов  и замещаемые без ограничения  срока полномочий.

К группам должностей гражданской  службы относятся:

1)  высшие должности  гражданской службы;

2)  главные должности  гражданской службы;

3)  ведущие должности  гражданской службы;

4)  старшие должности  гражданской службы;

5)  младшие должности  гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности  категории «специалисты» классифицируются на высшую, главную, ведущую и старшую  группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие  специалисты» законодатель разделяет  на главную, ведущую, старшую и младшую  должности гражданской службы.

Одним из важнейших правовых источников развития и конкретизации  конституционных основ государственной  службы является принятый Президентом  РФ Указ «О государственных должностях Российской Федерации», который устанавливает  Сводный перечень государственных  должностей Российской Федерации. В  нем содержится перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Выделяются, например, государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Федерального министра, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченного по правам человека, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, Председателя ЦИК РФ, председателя федерального суда, судьи федерального суда.

Федеральный закон «О системе  государственной службы Российской Федерации» (ст. 9) устанавливает, что  утверждаемый Президентом РФ реестр должностей федеральной государственной  службы включает в себя перечни: 1) должностей федеральной государственной гражданской  службы; 2) типовых воинских должностей; 3) типовых должностей правоохранительной службы. Реестр должностей государственной граждан-

Глава Ю. Государственная  служба и государственные служащие       259

ской службы субъекта РФ утверждается либо законом, либо иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Оба указанных реестра (реестр должностей федеральной государственной  службы и реестры должностей государственной  гражданской службы субъектов РФ) составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ.

Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с данным Указом руководителям государственных органов предложено привести наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в этих органах, а также нормативные правовые акты этих органов в соответствие с упомянутым Указом. В Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы входят:

1)  перечень должностей  в Администрации Президента РФ;

2)  перечень должностей  в Аппарате Совета Федерации  Федерального Собрания РФ;

3)  перечень должностей  в Аппарате Государственной Думы  Федерального Собрания РФ;

4)  перечень должностей  в Аппарате Правительства РФ;

5)  перечень должностей  в федеральных министерствах;

6)  перечень должностей  в Управлении делами Президента  РФ;

Информация о работе Государственная должность: понятие и основные черты