Государственная граница и средства её охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть институт административно-правового режима охраны Государственной границы РФ с помощью анализа научной литературы и законодательства.
Задачи исследования:
1.Изучение теоретических основ понятия режима охраны государственной границы.
2. Раскрыть понятие «Пограничный режим»
3.Анализ полномочий государственных органов по охране границы РФ.
4.Изучить правила прохода через государственную границу.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Понятие и состав государственной территории………………….…...4
1.1 Территория и государственная территория…………………………….…....4
1.2 Состав государственной территории…………………………………….…....5
1.3 Государственная граница РФ…………………………………………….….….6
Глава 2. Административно-правовой режим охраны границы………….….….9
2.1 Режим Государственной границы………………………………………..……..9
2.2 Пограничный режим и режим в пунктах пропуска через границу……....11
2.3 Система и полномочия органов, осуществляющих охрану Государственных границы РФ……………………………………………………....17
2.4 Полномочия Вооруженных сил РФ в сфере охраны Государственной границы РФ……………………………………………………………………………..23
2.5 Государственная граница 2013…………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 75.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Санкт-Петербургский  государственный торгово-экономический университет»

(ФГБОУ  ВПО «СПбГТЭУ»)

КАФЕДРА ПРАВА И ИСТОРИИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА И СРЕДСТВА ЕЁ ОХРАНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: студентка 2 курса гр. 1122 ФУиБТ

Щербакова Марина Вячеславовна

Научный руководитель: Ст. преподаватель

Доровская Юлия Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….…….3

Глава 1. Понятие и состав государственной территории………………….…...4

1.1 Территория и государственная  территория…………………………….…....4

1.2 Состав государственной  территории…………………………………….…....5

1.3 Государственная граница  РФ…………………………………………….….….6

Глава 2. Административно-правовой режим охраны границы………….….….9

2.1 Режим Государственной границы………………………………………..……..9

2.2 Пограничный режим и  режим в пунктах пропуска через границу……....11

2.3 Система и полномочия органов, осуществляющих охрану Государственных границы РФ……………………………………………………....17

2.4 Полномочия  Вооруженных сил РФ в сфере охраны Государственной границы РФ……………………………………………………………………………..23

2.5 Государственная граница 2013…………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………………..30

Список использованной литературы……………………………………………….32

 

Ведение

Современная Россия в государственной жизни считает необходимой целью для себя – формирование стабильной жизни государства. Стабильность  достигается, главным образом, надлежащим функционированием всех элементов системы обеспечения национальной безопасности. Особое место в этом принадлежит пограничным войскам и обеспечению защиты государственной границы. Российская Федерация является крупнейшей страной в мире, занимает территорию более 17  миллионов  км², а протяженность её границы составляет около 60 тысяч км. Государственная территория является материальной основой государства. Защита этой территории - одна из главных задач государства. Согласно Конституции "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории".

По этой причине я выбрала актуальную в наше время тему своей курсовой работы, как государственная граница и средства её охраны.

Цель данной курсовой работы  - рассмотреть институт административно-правового режима охраны Государственной границы РФ с помощью анализа научной литературы и законодательства.

Задачи исследования:

1.Изучение теоретических основ понятия режима охраны государственной границы.

2.Расскрыть понятие «Пограничный режим»

3.Анализ полномочий государственных органов по охране границы РФ.

4.Изучить правила прохода через государственную границу.

  Объект исследования - административно-правовой режим охраны государственной границы и общественные отношения, связанные с ней.

Предмет исследования – нормы права, регулирующие вопросы административно-правового характера.

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы.

При работе над данной курсовой использовалась учебная и научная литература, а также интернет-источники.

 

Глава 1. Понятие и состав государственной территории

1.1 Территория и государственная  территория

 

Под территорией чаще всего понимается часть земного шара, подвластная государству или союзу государств. В широком смысле под территорией понимают такие пространства, как водная и сухопутная  поверхность земного шара, его недра, воздушное пространство и  космос, включая Луну и другие небесные тела.

Государственная территория в соответствии с международным правом — это национальное достояние, а также среда обитания народа в рамках государственных границ, в которых государство осуществляет свою верховную власть. Территория рассматривается как юридическая категория, неразрывно связанная с самим понятием государства. Нет, и не может существовать государства без территории. Именно территория также как и  население является материальной основой любого государства.

В международном праве в соответствии с существующим правовым режимом различают три вида территорий:

1) государственная территория;

2) территория с международным режимом;

3) территория со смешанным режимом.

Государственной является та территория, которая находится под суверенитетом государства и под его исключительной и полной властью. Государственная территория является национальным достоянием данного народа.. К ней относят в рамках государственных границ сухопутную и водную поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100—110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически — на доступную для проникновения глубину).

В силу территориального верховенства государство может допустить на своей территории действие иностранного законодательства, но лишь с собственного согласия. Гражданские кодексы государств допускают в определенных случаях применение иностранного гражданского права.1

Территория является одним из основных признаков государства, определяющим пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Любое государство заинтересовано в четком определении пределов своей территории, потому что территориальные споры с государствами-соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государства правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, гoсударственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти.

 

1.2 Состав государственной территории

Ст. 67 Конституции РФ, раскрывая понятие территории РФ, перечисляет ее составные части: территорию субъектов федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Права Российской Федерации распространены также на экономическую зону России и континентальный шельф.

Сухопутная территория. В состав государственной территории входит главным образом суша, находящаяся под суверенитетом государства, независимо от места расположения отдельных  частей этой территории. Правовое положение сухопутной территории регулируется только внутренним законодательством государства.

Водная территория. Государственная территория включает в себя национальные воды, которые находятся в пределах границ этого государства, а именно воды внутренних рек, каналов, озер, исторических заливов и внутренних морей, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу государства, называемые территориальным морем или территориальными водами.

Воздушная территория. Государственная территория включает в себя воздушное пространство над сушей государства, а также над его водами (и над территориальными водами). Государство имеет право запретить любым иностранным воздушным аппаратам доступ в свое воздушное пространство.

Условная территория. Территорией государства условно считаются речные, морские, воздушные и космические корабли, которые носят флаг или знак данного государства. На них также действуют законы и юрисдикция государства флага судна. К территории также обычно относят все виды национальных искусственных космических тел, то есть спутники, платформы, станции, а также национальные научно-технические сооружения на других планетах2.

Федеральный закон о недрах №2395 от 21 февраля 1992г. (ред. от 23 июля 2013г.) устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

 

1.3 Государственная граница РФ

Границы между государствами - неотъемлемый атрибут международной системы. Установление порядка их пересечения людьми (а равно товарами, денежными средствами, другими материальными и нематериальными благами) - исключительная прерогатива государств, проистекающая из их суверенитета над собственной территорией («территориального верховенства»).3

Государственная граница - это реальная линия на местности (территории и акватории), определяющая пределы государственной территории.

Так как в состав государственной территории входят водные, воздушные и сухопутные пространства, поэтому и государственные границы делят на речные, озерные, морские, воздушные и сухопутные.

Общая протяженность границ Российской Федерации составляет 60 тыс. 931 км, из которых 22 тыс. 124 км — сухопутные (7615 км — по озерам и рекам), 38 тыс. 807 км — морские (примерно 2/3). 

 После распада СССР в России существует следующие виды границ:

1. Старые границы совпадают с  границами бывшего СССР (унаследованные  от СССР), значительная часть которых  закреплена международными договорами (граница с государствами дальнего  зарубежья — Финляндией, Норвегией,  Китаем, Монголией,  Польшей, КНДР).

2. Новые границы с ближним  зарубежьем:

-бывшие административные, оформленные  как государственные границы  со странами СНГ (Белоруссия, Украина, Казахстан, Грузия, Азербайджан);

-границы со странами Балтии  ( граница с Латвией, Эстонией и Литвой).

По всем международным правилам границы РФ определены на протяжении 10 тыс. км. На Российскую Федерацию приходится более 2/3 всех внешних границ  СНГ. Из стран СНГ общей границы с Российской Федерацией не имеют  такие страны как: Узбекистан, Молдова, Туркменистан, Таджикистан, Армения,  Молдова и Кыргызстан. Россия лишилась 40% оборудованной границы после распада СССР.

Российская Федерация является уникальной страной, имеющей «вынесенные» на рубежи бывшего СССР таможенные и другие границы.

Восточная и северная границы РФ — морские (12 морских миль), южная и западная границы — большей частью являются сухопутными. Большая протяженность государственных границ России определяется  извилистостью очертаний береговых линий морей Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов, омывающих берега её территории и размерами  территории России.

Характер сухопутных границ на востоке и западе страны различный. Границы, проведенные в дореволюционной России, обычно проходят по естественным рубежам. При расширении государства его границы нужно было четко фиксировать. На малонаселенных территориях границы должны были быть легкоузнаваемыми. Это обеспечивалось четкостью самих границ: река, горный хребет и т.д. Такой характер в основном сохраняет восточная и часть южной границы.

Существующие сейчас западные и юго-западные границы РФ возникли иным путем. Такие границы ранее являлись внутригосударственными, то есть разделяли отдельные субъекты на территории России. Границы эти нередко изменялись произвольно, то есть в значительной мере это административные границы. Когда эти внутригосударственные границы стали межгосударственными, они оказались практически не связанными с природными объектами. Таким образом, были сформированы границы России с Финляндией и Польшей. Еще в большей мере это относится к границам, которые возникли в результате распада Советского Союза.

Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними. Охрана государственной границы - важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности России. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Административно-правовой режим охраны границы

2.1 Режим Государственной границы.

 

Законодательство Российской Федерации о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах. Оно включает, главным образом, Закон «О Государственной границе Российской Федерации» ( от 01.04.1993 г. изм. от 7 июня 2013 г), который определяет основные направления положения в области защиты Государственной границы России, а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Также важное значение имеет Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Информация о работе Государственная граница и средства её охраны