Государственная и муниципальная служба как публичный социально-правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

Практика государственного управления свидетельствует, что государственная служба – это не только аппарат государственных органов, это правовой, социальный институт. Поэтому вполне обоснованно в понимании государственной службы рассматривать институциональный подход. В настоящее время возросло понимание первостепенной важности развития государственной службы как социального и правового института. В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.

Содержание работы

Введение
Государственная и муниципальная служба как публичный социально-правовой статус
Особенности прохождения государственной и муниципальной службы
2.1 Основы прохождения государственной службы
2.2 Основы прохождения муниципальной службы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ГМС Контрольная работа_1.docx

— 35.61 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию

УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  
ПО КУРСУ: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ

СЛУЖБА»

Вариант №2

 

 

Екатеринбург

2012 

Содержание:

Введение

  1. Государственная и муниципальная служба как публичный социально-правовой статус
  2. Особенности прохождения государственной и муниципальной службы

2.1 Основы прохождения государственной службы

2.2 Основы прохождения  муниципальной службы

 Заключение

Список литературы 

Введение

 

Практика государственного управления свидетельствует, что государственная  служба – это не только аппарат  государственных органов, это правовой, социальный институт. Поэтому вполне обоснованно в понимании государственной  службы рассматривать институциональный  подход. В настоящее время возросло понимание первостепенной важности развития государственной службы как социального и правового института. В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.

В действующем законодательстве государственная служба Российской Федерации конституируется как  профессиональная служебная деятельность. То есть государственную службу следует  рассматривать в комплексе всех ее аспектов.

 

 

  1. Государственная и муниципальная служба как публичный социально-правовой статус.

 

Поскольку действие норм, образующих правовой институт государственной  службы, направлено прежде всего на установление правового статуса государственных служащих, то можно утверждать, что правовой статус государственных служащих является одним из основных компонентов правового института государственной службы. По общему определению, правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, юридически закрепляющих положение индивида в его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.

Таким образом, правовой статус (правовое положение) государственных  служащих - это содержание государственно-служебных  правоотношений, т.е. самая сущность этих правоотношений. С изменением государственно-служебных правоотношений изменяется и правовой статус государственных  служащих, например: увольнение, отставка служащего, утрата российского гражданства, выход на пенсию и т.д.

Статус государственных  служащих можно рассматривать и  как дифференцированную и комплексную  систему, которая включает в себя вертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальное деление состоит в  разграничении:

1) видов государственных  служащих (например, в зависимости  от занимаемых государственных  должностей (высшие, главные, ведущие,  старшие и младшие государственные  должности государственной службы);

2) уровней государственной  службы: федеральная, в субъектах Федерации. Горизонтальное деление указывает на множество специальных направлений в государственной службе: архивная служба, служба безопасности, военная служба, дипломатическая и т.д.).

Правовой статус государственных  служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная  служба. Поэтому особенности статуса  государственных служащих могут  определяться и объективно возникшей  общественно-политической либо государственно-правовой ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или  военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание статуса государственного служащего существенным образом может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности.

Правовой статус государственных  служащих определяет в первую очередь  различный набор прав и обязанностей.

Правовой статус государственных  служащих включает следующие составляющие: способы замещения государственных  должностей; нормирование и организацию  труда; требования, предъявляемые к  государственным служащим; права, обязанности, ограничения и запреты по должности; прохождение службы (аттестация, повышение  по службе, присвоение квалификационного  разряда, ранга, специального звания и  т.п.); меры стимулирования и ответственности.

Специфика выполняемых служащими  задач и государственных функций  определяет особенности правового  статуса различных категорий  государственных служащих. Так, для  некоторых видов государственных  служащих законодателем могут быть установлены особые правила прохождения  государственной службы, специальные  права и обязанности, ограничения  по службе, порядок проведения аттестации (оценки), привлечения к дисциплинарной ответственности, возможность (или, наоборот, запрет) привлечения к уголовной  и административной ответственности.

Особенности правового статуса  различных категорий служащих обусловлены  возложенными на них обязанностями  и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных  органов, в которых они проходят службу.

Особый статус различных  видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РФ "О  прокуратуре Российской Федерации", "О федеральных органах налоговой  полиции". Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и др.

В настоящее время в теории государственной службы наряду с понятием "государственный служащий" используется понятие "муниципальный служащий". Публичная служба может включать в себя профессиональную деятельность по исполнению полномочий различных соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Сегодня необходимо разработать  и принимать законодательные  акты о государственной и муниципальной  службе в субъектах РФ при непременном  учете положений федерального Закона об основах государственной службы РФ. Таким образом, функционирование государственной службы возможно при  использовании традиционных административно-правовых методов правового регулирования:

1) установлении определенного порядка действий - предписания к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренного различными правовыми нормами (в большей мере административно-правовыми);

2) запрещении определенных действий. Если государственные служащие не соблюдают это положение, то законодатель устанавливает возможность применения к ним мер государственного принуждения: дисциплинарного, административного, уголовного;

3) предоставлении субъекту государственно-служебных отношений (государственному служащему) возможности выбора одного из установленных вариантов должностного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами;

4) предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренных административно-правовой нормой действий в установленных ею условиях.

Правовое регулирование  централизованно строится на началах  субординации, т.е. по принципу "власть - подчинение", соблюдение дисциплины, ответственности нижестоящего должностного лица перед вышестоящим, обязательности выполнения распоряжений, правовых актов и решений вышестоящих органов и должностных лиц.

В административно-правовой научной и учебной литературе государственная служба (государственные  служащие) рассматривается традиционно  в связи с анализом вопроса  о субъектах административного  права. Государственные служащие выделяются как субъекты реализации управленческих и других государственных функций, как участники осуществления  компетенции государственных органов (органов местного самоуправления) для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью  разных отраслей законодательства.

Во всех государствах, в  которых законодательством установлен особый публично-правовой статус государственных  служащих и создан профессиональный, специально подготовленный корпус государственных  служащих, чиновники имеют соответствующие  права, обязанности и ограничения, привилегии. Тем самым учреждена  профессиональная бюрократия, действует  система законодательства, состоящая  из двух частей: одна распространена на работников государственной службы; другая регулирует отношения в сфере  общих трудовых отношений служащих, которые также работают в публичных  учреждениях (государственные и  муниципальные органы, общины, объединения  и пр.). Между этими двумя системами  главное различие состоит в том, что лица, находящиеся на государственной службе, в отличие от лиц, состоящий в обычных трудовых отношениях, имеют особый публично-правовой статус и пользуются преимущественными правами (специальные обязанности, запреты, ограничения и т.д.). А второстепенное различие состоит в том, что в регулирование государственной службы включаются несколько специфических обязанностей (например, запрет на забастовки, более строгое подчинение по службе, последствия несоблюдения этих предписаний и т.д.).

Правовой статус государственных  служащих с изменением условий прохождения  государственной службы также изменяется.

Например, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности; устанавливаются и дополнительные запреты и ограничения по службе, особенности процедуры привлечения  к дисциплинарной ответственности.

В структуру института  правового статуса государственного служащего входит также присвоение ему квалификационного разряда (чина). Квалификационные разряд присваиваются последовательно от более низких к более высоким в соответствии с уровнем его общего и профессионального образования, оценкой работы по последней и ранее занимаемым должностям. Квалификационный разряд дает право быть кандидатом на соответствующую должность.

Гражданам, претендующим на должность в государственной  службе, необходимо иметь соответствующее  профессиональное образование по специализации  государственных должностей. Специализация  государственных должностей устанавливается  в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих  государственных органов.

Государственный орган власти предполагает наличие у государственных  служащих умения самостоятельно и квалифицированно вести дела, решать многоплановые  административные задачи. Здесь находит  свое проявление один из наиболее существенных признаков службы: состыковка информации и данных, или, иными словами, обстоятельств дела с законом или правовой нормой. Этот признак требует от государственных служащих ярко выраженной способности к аналитическому мышлению. Исполнительный орган государственной власти соответствующего ранга требует от работника умения видеть проблемы и явления в крупных взаимосвязанных средах и быстро осваиваться на новом поприще, умело применять наработанный в свое время опыт к требованиям особых ситуаций и задач.

Помимо того, нормы поведения  государственных служащих должны носить отчетливо социальный характер, что  предполагает чувство высокой ответственности  и готовность взять на себя выполнение сложных обязанностей.

Правоприменение предполагает выяснение обстоятельств того или иного дела и их соотношение с соответствующими специфическими нормативными актами и административными предписаниями. Выясняя фактические обстоятельства дела, государственный служащий обязан самостоятельно собрать необходимые справочные данные или поручить другому лицу сделать это.

В правовой модели важное место  отводится вопросу формирования задач и обязанностей для рабочего места. Существует несколько принципов, которые необходимо учитывать при  их формировании. К ним, в частности, относятся:

- принцип соответствия - установленный объем работы должен  соответствовать физическим возможностям  человека;

- принцип надлежащей детализации  - должна быть определена степень  детализации круга задач и  обязанностей;

- принцип показателей  - показатели должны отражать  результаты, зависящие от самого  работника;

- принцип значимости поручений  - в перечне следует определить  вес и значение каждого поручения,  входящего в круг обязанностей;

- принцип равномерности  стимулов и санкций - чем конкретнее  задание и яснее показатель, тем  легче каждому, и прежде всего  руководителю, заметить малейшее  упущение;

- принцип самовыражения  - каждый человек обладает определенными  способностями, честолюбием, увлечениями  и пристрастиями; хочет чем-то  выделиться, обратить на себя  внимание окружающих, пользоваться  уважением коллектива и ощущать  общественную полезность своего  труда;

- принцип повышения квалификации - этот принцип должен учитываться  при определении задач и обязанностей; необходимо периодически пересматривать  состав задач и функций для  постоянного развития и профессионального  роста работников;

- принцип автоматического  замещения отсутствующих - в аппарате  управления проблема замещения  отсутствующих работников должна  рассматриваться как неразрывно  связанная с организацией рабочего  места. 

  1. Особенности прохождения государственной и муниципальной службы.

 

    1. Основы прохождения государственной службы

В последнее десятилетие  в Российской Федерации проходит процесс формирования новых законодательных  основ государственной службы - важнейшего механизма государственного управления в современных условиях. Использование  накопленного опыта правового регулирования  государственной службы и функционирования государственного аппарата в целом, имеющего как позитивную, так и  негативную составляющую, - обязательное условие качественного реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

Информация о работе Государственная и муниципальная служба как публичный социально-правовой статус