Государственная инновационная политика в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Устойчивое развитие регионов, повышение их экономического и социального потенциала во многом предопределяются состоянием инвестиционно-инновационной деятельности в регионах. При этом под инновационной деятельностью понимается деятельность, нацеленная на практическое внедрение результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления управленческих, производственных, коммерческих, социальных и т.п. процессов в регионе, в том числе связанных с созданием и реализацией инноваций. Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832.

Содержание работы

Введение …...........................................................................................................3
1. Инновационная деятельность и понятие «инновации»...........................4
2. Цели и направления инновационной политики государства..................6
3. Роль государства в инновационном переустройстве национальной экономики...........................................................................9

Заключение..........................................................................................................13
Список литературы.............................................................................................14

Файлы: 1 файл

СГУ1.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)
 

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

(Ярославский  филиал) 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Система государственного управления»

На тему:

 «Государственная инновационная политика в современных условиях». 
 
 
 
 

Исполнитель:

  Специальность:

         Руководитель:  
 
 
 
 
 

 2011

Содержание.

Введение …...........................................................................................................3

  1. Инновационная деятельность и понятие «инновации»...........................4
  2. Цели и направления инновационной политики государства..................6
  3. Роль государства в инновационном переустройстве                                   национальной экономики...........................................................................9
 

Заключение..........................................................................................................13

Список литературы.............................................................................................14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

             Устойчивое развитие регионов, повышение их экономического и социального потенциала во многом предопределяются состоянием инвестиционно-инновационной деятельности в регионах. При этом под инновационной деятельностью понимается деятельность, нацеленная на практическое внедрение результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления управленческих, производственных, коммерческих, социальных и т.п. процессов в регионе, в том числе связанных с созданием и реализацией инноваций.     Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации:

          «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».    

              Инновационная деятельность предполагает осуществление и реализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и научно-исследовательских работ (НИР), направленных на создание или усовершенствование продукта, технологического или управленческого процесса, метода организации производства или реализации продукции.  
     
     

1.Инновационная  деятельность и понятие «инновации»

             В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

              Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

              Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

            Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

     (Источник:  Экономика БГЭУ – Блог 18.06.09, Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России  "Инновации" 2008г.)

              Инновационная политика государства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.

              В послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года предусматривается комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности государственного управления. Экономическая политика способствует ускорению темпов экономического роста. Важнейшим источником роста доходов, повышения эффективности экономики является создание новых и модернизация существующих производств за счет привлечения инвестиций. В целях решения задачи обеспечения повышения конкурентоспособности продукции, инновационного качества экономики, стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций, созданию инновационной инфраструктуры. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.Цели  и направления  инновационной политики  государства.

              Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.

              Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.

              Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.

              Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок.

              Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

    - разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;

    - создание  системы поддержки инновационной  деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности  и экспорта наукоемкой продукции;

    - развитие  инфраструктуры инновационного  процесса, включая систему информационного  обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему,  систему сертификации и продвижения  разработок и т.д.;

    - развитие  малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

    - совершенствование  конкурсной системы отбора инновационных  проектов и программ. Реализация  в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

    - реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

    - использование  технологий двойного назначения, которые применяются как для  производства военной техники,  так и для продукции гражданского назначения.

              Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

              Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях появилась необходимость создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм. Кроме того, учитывая сокращение научно-исследовательских организаций, правительство считает необходимым создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях.

              Таким образом, инновационная политика государства учитывает возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, как крупных, так и малых, что способствует переустройству и подъему экономики России.

    (Источник  Инновационная политика. Под. Ред.  Федосовой Р.Н., Девяткина М.А.  Издательство: Экономика. 2006) 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

3.Роль государства в инновационном переустройстве национальной экономики.

               Поскольку частный сектор не предрасположен к инновационному типу предпринимательства, возникает необходимость активной регулирующей деятельности государства в инновационном переустройстве экономики.

    Такой поворот начал уже осуществляться и в теории и на практике, основными  мероприятиями по реализации принятой инновационной политики является принятие и реализация федеральных целевых  программ, формирование государственных  холдингов, корпораций и др.

             Федеральные целевые программы  в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских,  производственных, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

             В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы  были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

             За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Информация о работе Государственная инновационная политика в современных условиях