Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:59, курсовая работа
Целью является анализ проблем функционирования государственной службы, раскрытие особенностей прохождения государственной службы в России.
Задачи – ознакомиться с понятием государственной службы, ее видами и принципами; изучить правовое положение государсвенных служащих и порядок прохождения государственной службы в России.
Объект исследования – институт прохождения государственной службы.
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Понятие, виды и принципы государственной службы.........................6
Понятие государственной службы.............................................................6
Виды государственной службы...............................................................11
Принципы государственной службы........................................................14
Глава 2. Правовое положение государственного служащего.........................17
Понятие и виды государственных служащих...........................................17
Правовой статус государственного служащего........................................21
Глава 3. Порядок прохождения государственной службы в России...............27
Порядок поступления на государственную службу..................................27
Перемещение по государственной службе................................................35
Прекращение государственной службы..................................................41
Заключение........................................................................................................50
Список использованной литературы.............................................................51
К группе специалистов (основному составу - как по численности, так и по роли в реализации функций органа) относятся служащие, которые реализуют функции и соответствующие полномочия лично и непосредственно: инженеры, техники, преподаватели, врачи, работники учётно-бухгалтерских подразделений и т.д.
К группе вспомогательного персонала относятся служащие, которые непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа, но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп. Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие.
Продолжением классификации служащих по объёму должностных полномочий является их разделение по признаку обладания в рамках должностных полномочий полномочиями распорядительного характера. По этому критерию служащие должны быть разделены на две группы:
К первой группе в этом случае относятся руководители предприятий и учреждений и структурных подразделений в них, работники полиции и другие. В литературе и текущем законодательстве все эти служащие именуются должностными лицами.
ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» классифицирует государственных служащих по видам государственной службы в соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей на: государственных служащих исполнительной власти, государственных служащих судебной власти.
Государственный служащий обладает полным объёмом конституционных прав личности (человека) и гражданина РФ. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности на перед обществом на ровне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащими своих служебных полномочий (например, в сфере предпринимательской деятельности).
Государственный служащий имеет определённое правовое положение. Для него определены особые условия поступления на государственную службу прохождение и прекращение службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам и другим организациям и т.д.).
Правовое положение служащего, находящегося на федеральной государственной службе (в министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.
Правовое положение государственных служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная служба. Поэтому особенности правового положения государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственной ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание правового положения государственного служащего существенным образом может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы, а также юридической ответственности. Правовое положение государственных служащих определяет в первую очередь различный набор прав и обязанностей.
Права государственного служащего перечисленные в ст. 9 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» можно объединить в две группы. В первую из них войдут те права государственного служащего, которые реализуются в процессе непосредственного осуществления должностных полномочий:
Ко второй группе можно отнести те права государственного служащего, которые имеют целью обеспечение выполнения служащим его должности:
В другую группу обязанностей государственного служащего входят те обязанности, которые преследуют цель обеспечить наиболее эффективное исполнение должности:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащим возложенных на него обязанностей, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 14 ФЗ «Об основах государственной службы РФ».
В целях обеспечения исполнительской дисциплины в системе государственной службы Президентом РФ был издан Указ от 6 июня 1996г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы».
Для некоторых видов государственных служащих существуют некоторые дополнительные права и обязанности. Например, военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использования оружия в порядке, определяемом законодательством; для них определены некоторые ограничения общегражданских прав и свобод, установлены льготы, особый правовой режим ответственности (например, согласно правовым нормам общевоинских уставов Вооружённых Сил РФ), материальная и гражданско-правовая ответственность военнослужащих. В соответствии с п. 3 ст.26 ФЗ «О статусе военнослужащих» материальная ущерб, причинённый государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.
В правовое положение государственного служащего входят нормы, устанавливающие определённые ограничения для служащего в связи с государственной службой. Эти основные ограничения закреплены в ст. 11 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Государственный служащий не вправе:
Кроме прав, обязанностей и ограничений правовое положение государственных служащих включает следующие составляющие: способы замещения государственных должностей; нормирование и организацию труда, требования предъявляемые к государственным служащим; прохождение государственной службы (аттестация, повышение по службе присвоение квалификационного разряда, ранг, специального звания и т.п.); меры стимулирования и ответственности.
Специфика выполняемых служащими задач и государственных функций определяет особенности правового положения различных категорий государственных служащих. Так, для некоторых видов государственных служащих законодателем могут быть установлены особые правила прохождения государственной службы, специальные права и обязанности, ограничения по службе, порядок проведения аттестации, привлечения к дисциплинарной ответственности, возможность (или, наоборот, запрет) привлечения к уголовной и административной ответственности.
Особенности правового положения различных категорий служащих обусловлены возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они проходят службу. Особое правовое положение различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РФ «О прокуратуре», «О федеральных органах налоговой полиции», Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», Положением «О федеральной государственной службе».
Правовое положение государственных служащих с изменением условий прохождения государственной службы также изменяется. Например, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности; устанавливаются и дополнительные запреты и ограничения по службе, особенности процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственный службы» установил, что государственным служащим запрещается:
Положение о федеральной государственной службе утверждённое Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. также запрещает лицам, состоящим на государственной службе, одновременно занимать должности через доверенных лиц участвовать в управлении хозяйствующим субъектом кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении специально предусмотрено законодательством.
Глава 3. Порядок
прохождения государственной
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.
Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.6 Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.