Государственная власть, ее критерии и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

История России свидетельствует, что, начиная со времен Петра I, величие страны достигалось под воздействием мощной централизованной государственной власти, обеспечивающей единство правового, экономического, политического пространства, жесткую исполнительную вертикаль. В современных же условиях, когда Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества, сильная, дееспособная власть является первым условием успешных преобразований. Без нее не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность.

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 44.58 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

              Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений. В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.

История России свидетельствует, что, начиная со времен Петра I, величие страны достигалось под воздействием мощной централизованной государственной власти, обеспечивающей единство правового, экономического, политического пространства, жесткую исполнительную вертикаль. В современных же условиях, когда Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества, сильная, дееспособная власть является первым условием успешных преобразований. Без нее не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность.

Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения  и претворять их в жизнь.

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Власть - это, прежде всего, способность  навязывать свою волю.

Признаки власти:

  • Всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме). Власть и нужна для того, чтобы организовать общество.
  • Власть имеет волевой характер. Всякая власть - это проявление человеческой воли. Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля - это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека.
  • Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть должна иметь опору, в противном случае воля властвующих не может быть реализована.

Власть в обществе бывает различной. Ее можно рассматривать  в зависимости от областей, в которых  она проявляется. По этому основанию  можно выделить такие разновидности  власти, как экономическая власть, идейная власть, семейная власть, политическая власть.1

Государственная власть является разновидностью социальной власти.

Признаки государственной  власти:

    • Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.
    • Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.
    • Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
    • Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности.
    • Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).
    • Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом - при характеристике легитимности государственной власти).
    • Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

В основе государственной  власти современных государств лежит  принцип разделения властей.

Структуру государственной  власти составляют:

  1. Субъект (государство в лице его органов);
  2. Объект (подвластные, население государства);

Любое общество нуждается  в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп  ради достижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что  осуществляется путем подчинения одних  людей другими. Подчинение связано  с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти.2

Социальная власть может  проявляться в политической и неполитической формах. Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю. Политической является та власть, которая способна выступить средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются:

- власть одной социальной  группы (общности) над другой (например, господство одного класса над  другим)

- государственная власть

- власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров

В специальной юридической  и философской литературе наряду с признанием одними авторами тождества  понятий политической и государственной  власти другие авторы выступают за различение этих категорий. Сторонников  второй точки зрения объединяет то, что термин и понятие «политическая  власть» они употребляют в  более широком значении, нежели «государственная власть», - в смысле власти, осуществляемой не только государством, но и другими  звеньями политической организации  общества.3

Власть в самом общем  виде представляет собой способность (свойство) некоторого субъекта (индивида, коллектива, организации) починять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в  своих собственных интересах  или в интересах других лиц.

Государственная власть как  разновидность власти социальной в  полной мере обладает всеми ее признаками:

1.Власть – это явление  социальное, т.е. общественное.

2.Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти.

3.Власть может функционировать  лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями).

4. Осуществление власти  всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием.

5. Общественные отношения,  в рамках которых существует  и реализуется власть, являются  разновидностью общественных отношений  и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным (властвующим), а другой – подвластным субъектом

6. Власть всегда базируется на силе. Это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего.

7.Из-за того, что власть  может иметь место только в  сознательно-волевом отношении и  всегда предполагает подчинение  воли подвластного воле властвующего  субъекта, отсутствие такого подчинения  в конкретном отношении означает  и отсутствие в этом отношении  власти. Говоря другими словами,  сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.

Власть внутри той или  иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости  от способа организации и властвования может быть демократической и недемократической.

Причем это деление  касается не только государственной  власти, но и всякой другой, связанной  с управлением коллективами, поскольку  демократия может быть и неполитической. Государственная власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной). Носителями последней могут являться неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.4

 При этом не следует  смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Большой вклад в разработку теории легитимности политического господства (власти) внес немецкий политолог, экономист и социолог М.Вебер (1864-1920)

Говоря об особенностях государственной  власти, ее качествах и признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать  неразрывную, связь государственной  власти с государством; во-вторых, то, что государство и государственная  власть – это все-таки явления  разные, нетождественные. Отсюда следует, что, с одной стороны, признаки государственной  власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой – они полностью не совпадают  и подходы к их характеристике должны быть различными.5

Перечислим особые свойства государственной власти:

  1. Силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.
  2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.
  3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
  4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
  5. Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм.

Особо остановимся на таком  свойстве государственной власти как  суверенитет.

Суверенитет государственной власти внутри страны выражается:

  • в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны
  • в общеобязательности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей
  • в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти
  • в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут  отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться  в его внутренние дела. Государство  располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности  населения, политического режима.

Государственный суверенитет  включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных  единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное  государство или внешняя сила нарушает границы данного государства  или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят  о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его  как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который  позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Понятие формы правления  объясняет, из каких основных институтов складывается организация государственной  власти, как они формируются и  как они взаимодействуют друг с другом. По форме правления, прежде всего, различаются монархии и республики.

Информация о работе Государственная власть, ее критерии и признаки