Государственная власть: легитимность и легальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия и сущности государственной власти, её легальности и легитимности. Данная цель будет реализовываться путём решения следующих задач:
- выявление теоретических основ государственной власти, связанных с определением понятий, признаков и критериев государственной власти;
- обоснование социальной и юридической основы государственной власти, путём раскрытия категорий «легитимность» и «легальность» государственной власти и обоснование этих понятий;
- выделение критериев, на основе которых государственная власть признаётся легальной и легитимной;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Государственная власть………………………………………………..............5
1.1. Понятие и признаки государственной власти……………….............5
1.2. Понятие и роль аппарата государства…………….………………...11
2. Легитимность и легальность государственной власти…………………......17
2.1. Понятие и критерии легитимности и легальности государственной власти……………………………………………...17
2.2. Формы легитимности и легализации государственной власти…...21
2.3. Соотношение легитимности и легальности государственной
власти. Лжелегитимность и лжелегализация……………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………….......

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГУ НЮИ 2.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Важность разработки проблемы государственной власти, её легальности и легитимности в Российской Федерации и в мире в целом, обусловлена целым рядом обстоятельств.

Что касается Российской Федерации, то несколько обстоятельств  представляются наиболее значимыми. Во-первых, системный кризис советского  общества на рубеже 80-90-х г.г. ХХ в. привёл к демонтажу самого остова советской государственности. Во-вторых, начавшийся в 90-ые годы ХХ в. процесс становления гражданского общества, со всей необходимостью предполагал формирование не только органов власти нового, теперь уже демократического государства, но и самой государственной власти, её легальности и легитимности, т.е. её юридической обоснованности, с одной стороны, и справедливости, признания, поддержке её населением – с другой.

Острота проблемы усугубляется условиями формирования в некоторых  сферах номенклатурно-мафиозного капитала, нерасчленённостью в ряде случаев коммерческих, административных, а то и криминальных структур, противодействием местной и федеральной власти, частой некомпетентностью  последней.

Целью данной работы является раскрытие понятия и сущности государственной власти, её легальности  и легитимности.

Данная цель будет  реализовываться путём решения  следующих задач:

- выявление теоретических основ государственной власти, связанных с определением понятий, признаков и критериев государственной власти;

- обоснование социальной и юридической основы государственной власти, путём раскрытия категорий «легитимность» и «легальность» государственной власти и обоснование этих понятий;

- выделение критериев,  на основе которых государственная власть признаётся легальной и легитимной;

- выявление соотношения  легитимности и легальности государственной власти;

- показать, когда государственная  власть может признаваться лжелегитимной и лжелегальной.

 В данной работе были использованы научные труды, монографии и статьи авторов разных исторических эпох, начиная от начала ХХ в. и заканчивая современным этапом.

К началу ХХ в. относится работы русского юриста-философа И.А. Ильина “ О сущности правосознания” и “Теория права и государства” и учебник “Энциклопедия права“ преподавателя юридического факультета Петербургских Высших женских курсов Ф.В. Тарановского.

Из работ современных  теоретиков были использованы труды, статьи и монографии таких авторов как Э.П.Григонис, В.М.Корельский, Н.И.Матузов, В.В.Маклаков, А.Ф.Черданцев, В.Е.Чиркин.

Из документальных источников была использована Конституция Российской Федерации, а так же Конституции  и Основные Законы зарубежных государств.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

 

1.1. Понятие и признаки  государственной власти

 

Из всех союзов, создаваемых  людьми, наибольшую разносторонность и внешнюю силу имеет государство. Человечество убедилось, что возможно совмещать жизнь в свободных и добровольных союзах с жизнью в едином властвующем и принудительном союзе – государстве.

Государство – это союз людей, непременно союз многих людей, организованный на началах права, объединённый господством над единой территорией и подчинением единой власти.1 То есть, у государства, как союза многих людей, социальное начало и социальная природа.

С возникновением самого человеческого общества, как союза  людей, возникает и социальная власть как его неотъемлемый и необходимый  элемент. Она придаёт обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – класса, социальной группы, народа (властвующего субъекта) - подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы.

В основе социальной власти лежат не отношения личной зависимости, а существование определённых общностей, коллективов. Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определённой иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Власть-существенный элемент всякой организации социальной жизни, жизни в коллективе.2

Государственная власть, будучи разновидностью социальной власти, обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в её политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо.

Конструкция новой государственной  власти дана была к концу XVI в. Баденом в его знаменитом произведении ''Шесть книг о государстве''.

Отличительным признаком  государственной власти Баден считал суверенитет (souverainete) и определял суверенную государственную власть как высшую, постоянную, независимую, несвязанную извне данными ей законами, абсолютную, то есть - внутреннему и внешнему суверенитету.3

Демократические доктрины и политические документы современности в качестве источника власти рассматривают народ.

И в этой связи важно, что п.1 ст.3 Конституции Российской Федерации  гласит: ''Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ''.4

Эта идея заложена в конституциях многих современных государств, где  она обычно выражается в словах: «власть принадлежит народу», «народ является источником власти». Первым в истории подобным политическим актом стала Декларация прав человека и гражданина, провозглашённая Учредительным собранием Франции в 1789 г. В ст.3 этого документа сказано: ''Источник суверенной власти заключается исключительно в нации ''. В основе суверенитета государственной власти Декларация видит национальный суверенитет.

Так что же такое государственная  власть и как её охарактеризовать?

Власть – сложное, многостороннее явление, проявляющееся  в разных организационных формах, методах и способах её осуществления, системе отношений, целях и т.д.

Ф.В.Тарановский рассматривал власть как господство одних людей  над другими, господство принудительное, обязательное, независимое от согласия подвластных и неустранимое по их произволу.5

В советской литературе одни авторы рассматривали власть как определённую функцию, присущую любому коллективу, обществу,6 другие-как волевое властеотношение властвующего и подвластного субъектов,7 третьи – как способность властвующего навязывать свою волю другим лицам.8 Власть понимается также как управление, связанное с принуждением.9

Государственная власть, как власть социальная, является не частной, а публичной.

Особенностью государственной  власти является то, что её субъект  и объект обычно не совпадают. Властвующий субъект подчиняет себе волю подвластного, направляет (модифицирует) поведение последнего. Как отмечает И.А. Ильин в своей книге  ''О сущности правосознания '' (М., 1993.- С.133) власть есть сила, притом сила волевая. На макроуровне в масштабах общества властвующий (управляющий) и подвластный (управляемый) могут совпадать в одном субъекте (народ) или не совпадать (правящая элита и народ). Совпадение в одном субъекте властвующего и подвластного имеет место в демократическом обществе, где народ не только объект, но и субъект власти, источник власти и суверенитета. Каждый гражданин государства лицо не только подвластное, но вправе и должен выступать в качестве частичного (как член общества) первоначального носителя и источника власти. Он должен и вправе принимать участие в формировании институтов власти (участвовать в выборах), контроле за их деятельностью, быть инициатором их реформирования, роспуска, участвовать в принятии решений в рамках институтов непосредственной демократии (референдумы, сходы, собрания). Ни один гражданин не должен выступать как властвующий или только подвластный. То же самое можно сказать и об отдельных институтах власти. Каждый из них в одном отношении выступает как субъект власти, а в другом – как объект власти. Даже орган верховной власти должен иметь над собой высшую власть народа.10

В своих пределах власть каждого государства является верховною. Государство не признаёт на своей территории другой власти.11

В государственно-организованном обществе происходит институционализация власти, создаются её специальные институты (система органов государства).12 Власть государства равна сумме властей всех его органов; полномочие на власть, принадлежащее государству, распределено всегда без остатка между всеми органами, действующими от его лица.13

И.А. Ильин в своей  книге “О сущности правосознания “ (Гл.14.М., 1993.) выделяет, так называемые, “аксиомы власти “. Их у него шесть:

1) Государственная власть  не может принадлежать никому  помимо правового полномочия. В порядке политической целесообразности этого требует принцип организации покоящейся на разделении функций, на их распределении, на общественном соглашении и признании.

Власть, совсем лишённая правовой санкции не имеет правового  измерения. Получить правовую санкцию  она должна и от конституционного закона, и от признающего правосознания народа. Власть не уполномоченная

ни конституционною  формою, ни приемлющим правосознанием,- может  только симулировать законодательство, управление и суд.

2) Государственная власть  в пределах каждого политического союза должна быть едина. В порядке политической целесообразности этого требует принцип государственного единения, связующего множество людей. Это множество людей должно иметь единый, и притом именно общий интерес. Таким интересом является усовершенствование совместной жизни. Единство государственной власти следует понимать в смысле единого организованного воленаправлвния. В каждом политическом союзе государственная власть, несмотря на все свои разветвления, по самому существу своему единственна. Государство, внутри которого возникли две власти, стоит перед гражданскою войною и внутренним разложением.

3) Государственная власть  всегда должна осуществляться  лучшими людьми, удовлетворяющими  этическому и политическому цензу. В политическом смысле этого требует принцип авторитета власти и принцип добровольного признания её со стороны правосознания подчинённых. Власть, лишённая авторитета, хуже, чем явное безвластие. Авторитет власти облегчает её действие, минимизирует необходимость государственного принуждения, стабилизирует общество, способствует достижению его целей.

4) Программа государственной власти должна быть приемлема для зрелого государственного правосознания. В порядке политической целесообразности это определяется тем, что только служение общему интересу превращает государственную власть в действительный, авторитетный центр политического единения.

5) Программа государственной  власти может включать в себя  только осуществимые меры и  реформы.

6) Государственная власть  принципиально связана распределяющей справедливостью, в своём функционировании она должна ориентироваться на общечеловеческие нравственные ценности и способствовать их утверждению.

Что касается признаков  государственной власти, то можно  выделить несколько явных и важных:

-Государственная власть обладает юридическим и почти всегда фактическим верховенством в обществе, она суверенна.

-Государственная власть, являясь политической, регулирует отношения социальных групп внутри государства. Государство выступает в роли социального арбитра.

-Государственная власть, юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение и насилие.

-Государственная власть  формализована, легализована, закреплена  в правовой форме, она реализовывается  специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды).

Таким образом, государственная власть – явление социально – политическое. Это основная форма проявления политической власти определённой крупной социальной общности, обладающая специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений и верховенством в обществе. Важнейшие элементы государственной власти – это воля и сила.

Государственная власть – не только социально-политическое явление. С юридической точки зрения это также институт конституционного права, т.е. система правовых норм, регулирующих социальные явления в обществе.

 

 

 

 

  полномочие, оно совсем не могло бы управляться и разрешать свои задачи. Каждый орган имеет только то полномочие, которое он получил от государства и которое, в сущности, принадлежит самому государству; и обратно: полномочие, которое государство утвердило за собою посредством правовой нормы, оно всегда передаёт для осуществления одному или многим органам. Это означает то, что власть государства делится и распределяется между всеми его органами целиком, она не принадлежит ни одному органу.

Каждый из органов  государства имеет, с одной стороны, полномочие действовать от лица государства  самостоятельно от высших органов, с другой стороны, обязанность отвечать за правильность своих действий перед высшими органами.14

В соответствии с концепцией разделения властей, принято различать органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

Информация о работе Государственная власть: легитимность и легальность