Государственная власть: понятие, признаки, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Феномен власти во все времена вызывал большой интерес у представителей практически всех гуманитарных наук. И это не удивительно, если принять во внимание, что достаточно не просто найти более распространенную форму человеческих отношений, но в то же время столь таинственную среди других механизмов социального взаимодействия. Редкие формы человеческого общения выступают предметом столь оживленных дискуссий и диаметрально противоположных оценок в их понимании, и именно к ним относится власть.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти.
1.1. Понятие и виды социальной власти……………………………………. 4 - 6
1.2. Понятие и признаки государственной власти…………………………7 - 12
ГЛАВА 2.Особенности государственной власти
2.1 Принципы осуществления государственной власти………………... 13 - 15
2.2. Легализация и легитимация государственной власти……………… 16 - 22
2.3Формы и способы осуществления государственной власти………… 23 - 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...… 29 - 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Готовая Курсовая.docx

— 54.12 Кб (Скачать файл)

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)»

 

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра теории и  истории государства и права

 

 

 

Государственная власть: понятие, признаки, структура.

Курсовая работа

 

Выполнил:

студент 211з гр. заочного отделения

телефон (дом., сот.)

E-mail:

Научный руководитель:

старший преподаватель

 

 

Чистополь – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. Понятие  и виды социальной власти.

1.1. Понятие и виды социальной власти……………………………………. 4 - 6

1.2. Понятие и признаки государственной власти…………………………7 - 12

ГЛАВА 2.Особенности  государственной власти

2.1 Принципы осуществления  государственной власти………………... 13 - 15

2.2. Легализация и легитимация государственной власти……………… 16 - 22

2.3Формы и способы осуществления государственной власти………… 23 - 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...… 29 - 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственной  власти и ее особенностей. Почти  весь объем внимания ученого сообщества достается политической, государственной  власти, в связи, с чем складывается впечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальные виды власти остаются в  тени и их изучение гораздо менее  востребовано в научно - исследовательском  плане.

Феномен власти во все времена  вызывал большой интерес у  представителей практически всех гуманитарных наук. И это не удивительно, если принять во внимание, что достаточно не просто найти более распространенную форму человеческих отношений, но в  то же время столь таинственную среди  других механизмов социального взаимодействия. Редкие формы человеческого общения  выступают предметом столь оживленных дискуссий и диаметрально противоположных  оценок в их понимании, и именно к  ним относится власть. Я перед  собой ставлю задачу исследования понятий  и видов социальной власти, соединения и разделения властей. При этом объект исследования в нашей курсовой работе является понятия и признаки государственной  власти, а предметом исследования методы осуществления государственной  власти.

Власть – это право  и возможность распорядиться  кем-нибудь или чем-нибудь, а также  подчинять своей воле.  Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, воли, права, насилия. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Государственная власть является важным звеном в системе государства.

ГЛАВА 1. Понятие  и виды социальной власти.

1.1. Понятие и  виды социальной власти.

Сложившееся в науке многообразие теоретических представлений о  социальной власти привело к множеству  принципиально различных ее определений  и пониманий. Действительно, социальная власть - это такой многогранный и всепроникающий феномен, проявления которого мы находим практически  во всех сферах человеческой жизнедеятельности.1

Ученые различных областей гуманитарного знания разрабатывают  понятие социальной власти в частности, пытаются создать оригинальные теории социальной власти. В итоге сложилось  большое количество подобных концепций, но к единому мнению по поводу понятия  власти их авторы так и не пришли. Более того, данное понятие оказалось  сущностное оспариваемым, что порождает  прямо противоположные его трактовки.

Социальная власть есть общественная сила, выросшая на основе соглашения. Ее назначение состоит в точном выполнении обязанностей и функций, вытекающих из данного соглашения. В этом смысле социальная власть вторична по отношению  к обществу, она - его порождение, носящее инструментальный характер и служащее средством упорядочивания общественных отношений.

Социальная власть – одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

Власть связывают с  господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный  момент (навязывание своей воли в  виде приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. С другой стороны, категория господства уже 2 категория власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.

Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о  власти можно и том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие  на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание)

Авторитет рассматривается  как возможная форма и источник власти. Авторитет – это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции.

Существует несколько  классификаций социальной власти в  зависимости от того, что считается  основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект  власти, режим правления и т.д.

1. По области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская  и духовная (религиозная);

2. по объёму прерогатив: государственная, международная,  семейная и т.д.;

3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;

4. по режиму правления:  тоталитарная, деспотическая, бюрократическая,  авторитарная, демократическая и  др.;

5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление  в соответствии с ресурсами, на которых  она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие и признаки государственной власти

Государственная власть –  фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен  общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие  стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и  волнуют ныне учёных, богословов, политиков, писателей.

Государственная власть является отчасти социальной властью. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность  государственной власти заключена  в её политической и классовой  природе. В научной и учебной  литературе термины «государственная власть» и «политическая власть»  обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная всегда является политической и содержит элементы классовости.

Основоположники марксизма  характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие  одного класса для подавления другого»2. Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, её олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждает терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем функционирующая  на научной основе подлинно народная власть – великая созидательная  сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или  групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью государственной  власти является и то, что её субъект  и объект обычно не совпадают, властвующий  и подвластные чаще всего отчётливо  разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом  выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные  лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения  субъекта и объекта власти, ведущая  к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он в праве быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно  участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры  в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и  долг гражданина – участвовать в  принятии государственных, региональных и других решений через все  виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет  и быть не должно только властвующих  и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные  лица имеют над собой верховную  власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе с тем и в  демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое  развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Государственная власть реализуется  через государственное управление – целенаправленное воздействие  государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных  законов для выполнения стоящих  перед обществом задач и функций.

Ещё одна важнейшая особенность  государственной власти состоит  в том, что она проявляется  в деятельности государственных  органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она  потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную  власть часто отождествляют с  органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое  отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать  сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие  государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит  не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий  субъект не предает органам государства  сваю власть, а наделяет их властными  полномочиями.

Государственная власть может  быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как  становиться неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют центральной  организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем  глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем  больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной сила имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Таким образом, государственная  власть есть концентрированное выражение  воли и силы, мощи государства, воплощенное  в государственных органах и  учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних  посягательств путём использования  различных методов, в том числе  и государственного принуждения  и военной силы.

Решая стоящие перед ней  задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношения, образующих своеобразную политико-правовую ткань  общества.

Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают  субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а  содержание образуют единство передачи и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.

Субъектом государственной  власти, как уже отмечалось, могут  быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют  органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.

Суть властеотношений  заключается в том, что одна сторона  – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон  и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.

Методы, обеспечивающие доминирование  воли властвующего субъекта, зависят  от интересов и волевой позиции  сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических  государствах, то властеотношения не могут реализоваться, без внешнего воздействия. Если власть уважается  народом, то используется метод убеждения, но если же интересы и воля сторон в  чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда  позиции властвующего и подвластных  противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура