Государственное и местное управление во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

1. Система центральных органов государственной власти и управления Франции. Национальное собрание и Президент. Конституционный Совет.
2. Премьер-министр и правительство Франции: функциональные особенности. Система министерств и ведомств.
3. Регионы, департаменты, коммуны (основные особенности формирования и функционирования структур местного самоуправления). Коммунальные сообщества и их типология.

Файлы: 1 файл

Государственное и местное управление во Франции.docx

— 34.46 Кб (Скачать файл)

 

Особняком среди регионов Франции  стоит Корсика, входящая в их состав, тем не менее, имеющая особый статус. Статус Корсики во многом схож со статусом любого другого региона Франции, но имеет гораздо большие полномочиями местных органов власти.

В приведенном выше перечне местных  коллективов, указанных в Конституции, регионы не значатся. Этому есть объяснение.

 

 С 1955 года регионы являлись  чисто административными единицами,  подразделениями центральной администрации,  а потому действовали на основе  централизации (основными же критериями  местных коллективов являются  децентрализация и наличие выборных  органов).

 

 Законом от 2 марта 1982 года  регион приобрел статус местного  коллектива.

 

 Основными региональными органами  являются совет, председатель  совета, экономический и социальный  совет. Своеобразие такой системы  органов объясняется главным  образом, закрепленным в законе  от 2 марта 1982 года целевым назначением  регионов “продвигать вперед  экономическое, социальное, медицинское,  культурное и научное развитие  региона и устройство территории, обеспечивать защиту его самобытности”.

 

а) Региональный совет. С приобретением  статуса местного коллектива в 1982 году до 1986 года регионы формировали свои советы на основе непрямых выборов  ( из депутатов от региона, от генеральных советов и муниципальных советов крупных коммун). В 1986 году были введены всеобщие прямые выборы членов региональных советов.

 

 Совет принимает решения  по всем вопросам, входящим в  компетенцию региона. Контроль за законностью решений регионального совета осуществляет региональный комиссар республики (региональный префект).

 

б) Председатель регионального совета - является главой исполнительной власти в регионе. Избирается региональным советом из числа своих членов.

 

 Председатель совета изучает  все вопросы, выносимые на рассмотрение  совета, готовит проекты решений,  созывает совет и председательствует  на его заседаниях. Председатель  является распорядителем финансов  региона. Руководит работой региональных  служб и занимается кадровыми  вопросами.

 

 Региональный совет после  избрания председателя на тех  же началах избирает членов  бюро, которые будут помогать  председателю совета в осуществлении  его функций. Совет вправе передать  бюро и часть собственных полномочий  по принятию решений (за исключением  финансовых вопросов).

 

в) Экономический и социальный комитет. Является своеобразным структурным  подразделением, существующим только в регионе - в других местных коллективах  подобных органов нет. В его состав включаются представители органов, занимающихся вопросами, входящими в компетенцию региона.

 

 Экономический и социальный  комитет играет исключительно  консультативную роль - давать заключения (как по собственной инициативе, так и в силу закона и  по обращению председателя совета) по проектам решений и по  любым вопросам, входящим в компетенцию  региона.

 

 На региональном уровне учреждена  целая система служб государственной  администрации. Представителем государства в регионе является «региональный префект» (в 1982 году название “региональный префект” было заменено на “региональный комиссар республики”, но это была лишь чисто терминологическая замена понятий без изменения сущности и функций этого института, новшество не прижилось и в 1988 году окончательно официально было восстановлено прежнее название должности).

 

 Главное назначение регионального  префекта - проводить на территории  региона политику правительства,  прежде всего в вопросах экономического  и социального развития территорий.

Департаменты Франции

 

Следующей единицей территориального деления Франции является департамент. Франция разделена на 100 департаментов, опять же, как и в случае с  регионами, 4 из которых расположены не на европейском континенте. За каждым департаментом Франции закреплен номер. Несмотря на то, что мы говорим о 100 департаментах, их нумерация заканчивается на 95: прежде департамент Корсика, имевший номер 20, в 1976 году был разделен на два, получившие номера 2A и 2B. Примечательный факт, в в 2011-й год Франция войдет со 101 департаментом, последним теперь будет Майотта.

Департаментом управляет Генеральный  совет, в состав которого входят государственные  советники (conseillers généraux), избираемые на 6 лет путем прямые всеобщих выборов. Состав генерального совета обновляется на половину каждые 3 года. Каждый департамент имеет префекта.

 

Департаменты во Франции были учреждены  законом от 22 декабря 1789 года. Под  видом рационализации административной карты, власти преследовали цель упростить  лингвистическое и национальное воссоединение страны. Тогда, парламентской  комиссии было поручено осуществить  такое разделение страны, чтобы каждый француз, проживающий в любом  департаменте, мог за день доехать  на лошади до его центра.

Как и другие местные коллективы, имеет двойственную природу:

 

1) является государственной административно-территориальной  единицей, осуществляющей делегированные  центральной властью полномочия;

 

2) является местным коллективом.

 

 В результате проведенных  в 80-е годы реформ местного  управления сущность департамента  как местного коллектива стала  доминирующей.

 

 Любой вопрос, прямо затрагивающий  интересы жителей департамента  и не переданный в ведение  другого местного коллектива, входит  в компетенцию департамента. Особое  значение имеют функции департамента  по содействию сотрудничеству  местных коллективов.

 

 Основными полномочиями департамента  являются: организация работы школьного  транспорта, социальное обеспечение  и здравоохранение, охрана окружающей  среды, морские порты и некоторые  другие.

 

 Руководят работой департамента  генеральный совет и председатель  генерального совета.

 

а) Генеральный совет. Формируется  на основе всеобщих прямых выборов. Генеральный  совет департамента по-существу является постоянно действующим органом, поскольку, несмотря на ограниченный срок полномочий советников (6 лет), его состав обновляется не одновременно, а частично, каждые три года.

 

 Заседания совета проводятся  не реже 1 раза в три месяца  и являются открытыми (если  только сам совет не примет  решение о проведении закрытого  заседания).

 

 Генеральный совет утверждает  бюджет департамента, решает вопросы  оказания финансовой помощи нуждающимся  коммунам, учреждает общественные  службы департамента, распоряжается  имуществом департамента и т.д.

 

б) Председатель совета. Является главой исполнительной власти в департаменте. Избирается советом из числа его  членов. Выборы проводятся каждые три  года (после обновления состава генерального совета). Председатель совета может  переизбираться на эту должность  неограниченное число раз.

 

 Председатель совета осуществляет  функции, аналогичные функциям  председателя регионального совета.

 

 Поскольку департамент является  также подразделением государственной  власти, осуществляющим делегированные  полномочия центрального правительства,  следует остановиться и на  этом аспекте функционирования  департамента.

 

 Выделение департамента в  качестве одного из уровней  государственной администрации  обусловлено, по меньшей мере, двумя причинами:

 

1) наличием должности префекта;

 

2) разветвленной системой государственных  служб в департаменте.(См. там же, с.57).

 

Префект - носитель государственной  власти в департаменте, представитель  центрального правительства, информирующий  его обо всех наиболее важных делах, происходящих в департаменте (для  этого при префекте создается  служба “общей информации”). В качестве главы всей системы государственной  администрации в департаменте префект  обладает, в частности, такими полномочиями, как обеспечение поддержания  порядка в департаменте, осуществление  контроля за исполнением законов и иных актов центральной власти, а также осуществляет административный контроль за деятельностью всех общественных учреждений департамента и его коммун.

 

 Вопрос о префекте и его  службах не рассматривается нами  более подробно, поскольку не  входит непосредственно в наш  предмет исследования.

 

Коммуны Франции

 

По данным на 1 января 2009 года Франция  была разделена на 36 682 коммуны, 112 из которых находятся в составе  ее заморских территорий. Коммуны  представляют собой последнюю ступень  административного разделения территории Франции. Коммуна может находиться на территории нескольких кантонов, но лишь одного округа.

Управляет коммуной Муниципальный  совет, избираемый на 6 лет, во главе  которого стоит мэр. Три самые  населенные коммуны – Париж, Марсель  и Лион – разделены на муниципальные  округа: Париж на 20, Марсель на 16 и Лион на 9. Кроме названия они не имеют ничего общего с округами департаментов и являются скорее подкоммунами, каждая со своим мэром и окружным муниципальным советом. Париж и Лион имеют помимо центральной мэрии мэрию в каждом из округов: соответственно 20 и 9. Марсель в свою очередь разделен на 8 «секторов», каждый из которых включает 2 округа.

Некоторые коммуны могут покрывать  также несколько агломераций, деревень и небольших городов. Зачастую это коммуны или агломерации с крайне малым населением либо находящиеся на сильном удалении, что не позволяет им иметь свою администрацию, которая располагается в исторически «более важной» коммуне.

Коммуна - прежде всего местный  коллектив, а не государственная  административно-территориальная единица. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие в коммуне самостоятельного должностного лица - представителя  государства. Глава исполнительной власти в коммуне - мэр - одновременно выполняет функции представителя  государства в коммуне.

 

 Изменение границ коммун - компетенция  центральных властей, споры же  между коммунами по поводу  границ между ними могут рассматриваться  и префектом департамента.

 

а) Муниципальный совет. Численный  состав муниципальных советов различен и зависит от числа жителей  коммуны. В соответствии с законом  от 19 ноября 1982 года самая маленькая  коммуна (с числом жителей менее 100) вправе избирать 9 муниципальных  советников, муниципальный совет  самых больших коммун (с числом жителей 300.000 и выше) насчитывает 69 советников.

 

 Срок полномочий муниципальных  советников - 6 лет. Свои функции  они выполняют бесплатно (исключения  могут быть предусмотрены лишь  для некоторых крупных городов).

 

 Совет в полном составе  может уйти в отставку или  быть распущен. Роспуск муниципального  совета осуществляется лишь на  основе указа Президента республики, принятого на заседании правительства,  и возможен только по одной  причине - если совет не в  состоянии управлять коммуной.

 

 Решения муниципального совета  вступают в силу с момента  их передачи представителю государственной  власти (в префектуру). Законами 1982 года  упразднено право префекта признавать решения совета недействительными, этим правом наделен лишь административный суд.

 

б) Мэр. Мэр избирается муниципальным  советом на первом его заседании  путем тайного голосования. На этом же заседании происходит избрание и  заместителей мэра, число которых  должно быть не менее одного, но и  не выше 30% от установленной численности  муниципальных советников для данной коммуны.

 

 Срок полномочий мэра и  заместителей - 6 лет и досрочное  освобождение их от должности  советом невозможно. За свою деятельность  мэры и заместители мэра получают  вознаграждение, не облагаемое налогом. 

 

 Полномочия мэра состоят  как бы из двух частей, обусловленных  двойственной природой этой должности:

 

1) полномочия мэра как главы  исполнительной власти в коммуне;

 

2) полномочия мэра как представителя  государственной администрации  в коммуне.

 

 Как глава исполнительной  власти в коммуне мэр готовит  и ведет заседания муниципального  совета, проводит в жизнь решения  совета, является распорядителем  расходов, руководит муниципальными службами, осуществляет различные полномочия по охране общественного порядка и т.д.

 

 Как представитель государственной  администрации в коммуне мэр  осуществляет ряд полномочий  под непосредственным руководством  префекта или прокурора республики.

 

 Так, под руководством прокурора  республики мэр осуществляет  работу с актами гражданского  состояния (регистрирует браки,  рождения и смерти, следит за  ведением соответствующего делопроизводства), определенные судебные функции  (констатация правонарушений, розыск  и задержание преступников, сбор  доказательств и т.п.), функции  прокурора в суде (в случае  отсутствия комиссара полиции).

 

 Под руководством префекта  мэр обеспечивает обнародование  законов и других нормативных  актов, проведение выборов; участвует  в проведении общегражданской  и военной переписи населения,  удостоверяет подписи, выдает  лицензии от имени государства,  и т.п.


Информация о работе Государственное и местное управление во Франции