Государственное имущество и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Федеральное имущество представляет собой экономическую (материальную) основу существования Российского государства. По своему реальному объему и содержанию оно значительно превосходит и частное, и муниципальное имущество, и имущество, которое находится в собственности субъектов Российской Федерации. Во многом это обусловлено тем, что на протяжении всей отечественной истории государство выступало крупнейшим собственником, использующим накопленные ресурсы для решения самых разнообразных задач. Кроме того, в силу объективных причин, и, прежде всего, требований законодательства, многие объекты собственности могут и, самое главное, должны находиться исключительно в федеральной собственности.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3-4
Глава 1. Понятие государственного имущества....................................5-17
§1.1.Сущность собственности…………………………………………5-7
§1.2.Специфика государственной собственности……………………8
§1.3.Виды объектов федеральной собственности……………………9-14
Глава 2. Управление государственным имуществом...........................15-20
§2.1.Цель управления государственным имуществом………………15-16
§2.2.Национализация и приватизация……………………………… ..17-20
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованной литературы...............................................................22-23
Приложение № 1.Общественная собственность…………………………..24

Файлы: 1 файл

государственное имущество и управление.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

На первом этапе приватизации ставилась задача слома государственной монополии на собственность, внедрения социально-экономических отношений на базе частной собственности; безвозмездной передачи государственного имущества путем раздачи приватизационных чеков (ваучеров) населению на уравнительных началах.

На втором этапе приватизация осуществляется преимущественно с использованием рыночных цен на государственное имущество, инвестиционной ориентации продаж, возможностей концентрации собственности. Кроме того, полнее учитываются интересы государства, предприятий, территорий, граждан. На этом этапе приватизация не массовая, а по индивидуальным проектам с учетом специфики каждого предприятия,

В отношении любого предприятия, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена, может быть принято решение о продаже. При этом в единый комплекс предприятия входят основные средства, другие долгосрочные вложения, оборотные средства и финансовые активы, пассивы, имущественные права, земельные участки. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения передаются в основном в муниципальную собственность: детские сады и лагеря; учреждения здравоохранения, расположенные вне территории предприятий; объекты инженерной инфраструктуры городов, районов в том числе электро-, газо-, теплоснабжение, водопровод и канализация, наружное освещение; жилищный фонд и обслуживающие его эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения.

Продажу федерального имущества осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители. Специализированное учреждение:

• владеет переданными ему объектами приватизации до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия акционера (участника) в хозяйственных обществах;

• осуществляет продажу переданных ему объектов приватизации;

• выступает учредителем хозяйственных обществ;

• ведет отчетность о денежных средствах, полученных в результате приватизации, а также учет подлежащих приватизации акций, принадлежащих Российской Федерации;

• получает и перечисляет денежные средства от приватизации в соответствии с установленными нормативами;

• обеспечивает перечисление дивидендов и иных доходов по акциям АО, в которых специализированное учреждение осуществляет полномочия акционера;

• выпускает государственные ценные бумаги, удостоверяющие право приобретения находящихся в федеральной собственности акций ОАО, созданных в процессе приватизации.

Специализированное учреждение может создавать в субъектах РФ свои отделения.

В настоящее время функции специализированного учреждения выполняет Российский фонд федерального имущества (РФФИ).

Продажу государственного имущества субъектов РФ осуществляют юридические лица, которым предоставлены полномочия органами государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.

Национализация проводится на основе соответствующего закона и при наличии у государства средств для выкупа частной собственности (в специфических условиях России в начале XX в. осуществлялась национализация имущества без выкупа, т.е. путем экспроприации).

В развитых странах национализация (ренационализация) служит обычной мерой решения экономических задач и не имеет никакой идеологической окраски. Вопрос о замене собственника или менеджеров ставится в случаях существенного ухудшения работы предприятий.

При управлении государственным имуществом применяются режим хозяйственного ведения и оперативного управления; доверительное управление; соглашения о разделе продукции.7

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Немалое значение, имеет исследование правовых проблем подготовки, принятия, реализации и контроля исполнения административно-правовых актов в области государственного управления федеральной собственностью.

Представляется необходимым тщательное исследование проблем и перспектив предлагаемых рядом представителей науки и государственных деятелей возвращения в государственную собственность и повторной приватизации ключевых предприятий российской экономики. Такое исследование необходимо для предотвращения фатальных ошибок, совершенных в период разгосударствления экономики в 90-е годы XX века.

Крайне важными представляются вопросы, категорирования и учета федерального имущества, в том числе создания с использованием современных технологий всеохватывающей, обновляемой в режиме реального времени базы данных, позволяющей получать детальное, исчерпывающее представления о состоянии всей массы объектов федерального имущества по определенному перечню актуальных параметров.

Насущными являются проблемы совершенствования административно-правовых методов контроля и надзора в области государственного управления федеральным имуществом (а также административно-правовых средств, приемов и способов обеспечения его сохранности).

Представляется крайне необходимым исследование проблемы административно-правовой ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение законодательства в сфере использования федерального имущества.

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература. 1993. С 4, 14-15,
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть I // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301. С 18-22
  3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3595. С 198
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 17 8-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 4. Ст. 251. С  394

 

Основная и дополнительная литература

  1. Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.М.:Волтерс Клувер, 2007. С 102-107
  2. Административное право России. / К. С. Вельский и др. под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: 2007. С 15-21
  3. Административное право Российской Федерации. Под ред. JI.J1. Попова. М. «Высшее образование». 2007 . С 35-40
  4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Юрид. лит. 1997. С 278-289
  5. В России началась национализация. // Коммерсантъ Власть. 8 декабря 2008 г. С 5
  6. Глинкина С. П. Приватизация: Концепции, реализация, эффективность. М.: Наук. 2006. С 89-92
  7. Голубцов В. Г. Сочетание публичных и частных начал в урегулировании вещных отношений с участием государства. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс» 2005 . С 111-112
  8. Государственный контроль за экономикой. М. Юристъ. 2000. С 96-98
  9. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С 55-56
  10. Долгих А. Недружелюбно и дорого Россия остается непривлекательной для интуристов // Новые Известия. 2009. 5 марта. С 6
  11. Закупень Т.В. Управление государственной собственностью в условиях реформирования российской экономики. // «Журнал российского права», 2001 год, № 8 . С 9-11
  12. Комментарий к Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества": Постатейный /А. Н. Борисов, С. Р. Гладких , А. П. Любимов, С. С. Щербинин ; Под ред. В. А. Вайпана. Произв.-практ. изд. -М. :Юстицинформ. 2004. С 37-38
  13. Особенности приватизации в отельных регионах и странах мира: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. 2001. С 69
  14. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Первая часть. М.: Статут. 2004. С 13-16
  15. Приватизация по-российски. // под ред. А. Б. Чубайса. Москва. «Вагриус». 1999. С 56-57
  16. Талапина Э.В. Вопросы организации управления государственной собственностью // «Журнал российского права», 2001 год, № 3. С3
  17. Талапина Э.В. Управление государственной собственностью. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс. 2002. С 7-9
  18. Файнштейн Б.Л. Система управления федеральной собственностью: проблемы, пути решения / Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование», № 1(10), 2002. С 15

 

Приложение № 1.Общественная собственность


Общественная собственность



                  Государственная                                                 Муниципальная

                                                                                                 собственность



Собственность                             Федеральная

   субъектов                                 собственность

1 Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Первая часть. М.: Статут. 2004. С 13.

2 Приватизация по-российски. // под ред. А. Б. Чубайса. Москва. «Вагриус». 1999. С 56

3 Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М.:Волтерс Клувер, 2007. С 102

4 Глинкина С. П. Приватизация: Концепции, реализация, эффективность. М.: Наук. 2006. С 89

5 Административное право России. / К. С. Вельский и др. под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: 2007. С 15

6 Талапина Э.В. Вопросы организации управления государственной собственностью // «Журнал российского права», 2001 год. С 3

7 Комментарий к Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества": Постатейный /А. Н. Борисов, С. Р. Гладких , А. П. Любимов, С. С. Щербинин ; Под ред. В. А. Вайпана. Произв.-практ. изд. -М. :Юстицинформ. 2004. С 37

 

 


Информация о работе Государственное имущество и управление им