Государственное регулирование Топливно-энергетического комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:05, доклад

Описание работы

Основной задачей развития ТЭК является надежное обеспечение потребностей национальной экономики, населения и экспорта во всех видах топлива и энергии соответствующего качества при осуществлении необходимых мер по их экономии и энергоснабжению. Затраты на продукцию ТЭК формируют среду, в которой живут предприятия и население. ТЭК занимает ведущее место в экспорте.

Файлы: 1 файл

Гос рег ИЭК.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

- повышение эффективности воспроизводства,  добычи и переработки топливно-энергетических  ресурсов для удовлетворения  внутреннего и внешнего спроса  на них;

- модернизация и создание новой  энергетической инфраструктуры  на основе масштабного технологического  обновления энергетического сектора  экономики страны;

- формирование устойчиво благоприятной  институциональной среды в энергетической  сфере;

- повышение энергетической и  экологической эффективности российской  экономики и энергетики, в том  числе за счет структурных  изменений и активизации технологического  энергосбережения;

- дальнейшая интеграция  российской энергетики в мировую  энергетическую систему. 

 

1.2.1 Система реализации настоящей Стратегии

 

Система реализации настоящей Стратегии  исходит из следующих принципов:

- взаимосвязанное осуществление  2 процессов - воплощения в жизнь  основных положений государственной  энергетической политики и конкретизации  параметров важнейших мероприятий  по развитию энергетики;

- выделение на каждом этапе  реализации настоящей Стратегии  важнейших ориентиров и концентрация  основных имеющихся ресурсов  
для достижения указанных ориентиров;

- организация систематического  опережающего мониторинга реализации  настоящей Стратегии для сопоставления  фактических и ожидаемых результатов  осуществления государственной  энергетической политики с индикаторами  сводного плана ("дорожной карты") мероприятий по ее реализации  и прогнозными показателями развития  и функционирования топливно-энергетического  комплекса в увязке с ходом  и результатами социально-экономического  развития Российской Федерации.

Следование указанным принципам  позволит не только сверять фактические  результаты деятельности топливно-энергетического  комплекса с целевыми показателями настоящей Стратегии, но и осуществлять корректировку текущих ориентиров государственной энергетической политики при сохранении ее главной целевой  направленности. Это должно явиться  одним из важнейших механизмов снижения рисков реализации настоящей Стратегии.

Система реализации настоящей Стратегии  также предусматривает:

- принятие нормативных правовых  актов, обеспечивающих реализацию  основных положений настоящей  Стратегии;

- включение в план действий  Правительства Российской Федерации  по реализации основных направлений  социально-экономического развития  Российской Федерации на соответствующий  период необходимых мероприятий,  обеспечивающих реализацию настоящей  Стратегии;

- обеспечение учета основных  положений настоящей Стратегии  при разработке корпоративных  и региональных стратегических  документов и формировании инвестиционных  планов и программ в сфере  энергетики;

- совершенствование системы показателей  результативности государственной  энергетической политики;

- формирование информационно-аналитического  обеспечения системы мониторинга  реализации настоящей Стратегии  с использованием государственных  информационных ресурсов, привлечением  различных общественно-политических  структур и объединений, представителей  законодательной власти, средств  массовой информации, научных центров  и институтов;

- своевременное выявление и  системный анализ происходящих  изменений в целях предупреждения  и преодоления негативных тенденций,  влияющих на энергетическую безопасность  страны.

Предусмотренные настоящей Стратегией мероприятия государственной энергетической политики группируются по следующим  направлениям:

- повышение активности геологического  освоения новых территорий и  акваторий;

- стимулирование привлечения частных  инвестиций для осуществления  геолого-разведочных работ и недропользования;

- стимулирование эффективного  недропользования на основе полного и комплексного извлечения углеводородного сырья из недр;

- развитие рынка независимых  сервисных и инжиниринговых услуг  в сфере недропользования;

- совершенствование государственного  контроля над уровнем экономической  концентрации на энергетических  рынках;

создание и развитие российских систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов;

- формирование эффективной и  стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках;

- снижение доли газа в структуре  внутреннего потребления топливно-энергетических  ресурсов и увеличение доли  нетопливной энергетики в структуре топливно-энергетического баланса;

- рационализация экспорта и  внутреннего потребления топливно-энергетических  ресурсов;

- стимулирование производства, экспорта  и внутреннего потребления энергоносителей  с высокой добавленной стоимостью;

- совершенствование взаимодействия  федеральных и региональных властей  в энергетической сфере;

  - государственная поддержка развития региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры;

- стимулирование комплексного  развития региональной энергетики;

- создание устойчивой национальной  инновационной системы в сфере  энергетики;

- обеспечение надежного энергоснабжения  населения страны по социально  доступным ценам;

- расширение реального взаимодействия  энергетического бизнеса и общества  при решении проблем развития  энергетического сектора;

- развитие и повышение эффективности  использования человеческого потенциала  энергетического сектора;

- отражение национальных интересов  России в рамках формируемой  системы функционирования мировых  энергетических рынков;

- диверсификация экспортных энергетических  рынков;

- диверсификация товарной структуры  экспорта, повышение объема вывоза  продукции с более высокой  долей добавленной стоимости;

- обеспечение стабильных условий  на экспортных рынках, включая  гарантированность спроса и обоснованность  цен на основные продукты российского  экспорта энергоресурсов;

- укрепление позиций ведущих  российских энергетических компаний  за рубежом;

- обеспечение эффективной международной  кооперации по рисковым и сложным  проектам в России (в том числе  по шельфовым проектам в арктических  условиях).

Сводный план ("дорожная карта") мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 года, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии, приведен в приложении # 5.

Доклад о ходе реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, ежегодно представляется в Правительство  Российской Федерации. В рамках указанного доклада осуществляются анализ и  подготовка предложений:

- по обеспечению достижения  главных стратегических ориентиров - энергетической безопасности, энергетической  эффективности, бюджетной эффективности  и экологической безопасности  энергетики;

- по выполнению основных групп  предусмотренных настоящей Стратегией  мероприятий государственной энергетической  политики;

- по обеспечению достижения  стратегических ориентиров развития  отраслей топливно-энергетического  комплекса.

Главными векторами перспективного развития отраслей топливно-энергетического  комплекса, предусмотренными Энергетической стратегией России на период до 2020 года, были:

- переход на путь инновационного и энергоэффективного развития;

- изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов;

- создание конкурентной рыночной среды;

- интеграция в мировую энергетическую систему.

 

1.2.3 Тенденции развития  ТЭК в рамках стратегии

 

В рамках настоящей Стратегии определяются не конкретные траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора, учитывающая объективно существующие риски. Ключевое значение при этом имеет не столько прогнозирование меняющихся рисков, сколько готовность к их преодолению.

Основные гипотезы о целевых  ориентирах системы связей и взаимодействия экономики и энергетики на период до 2030 года характеризуются следующим  образом.

За период реализации настоящей  Стратегии произойдет снижение зависимости  российской экономики от энергетического  сектора за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения.  Это выразится в сокращении к 2030 году (по сравнению с уровнем 2005 года):

-доли топливно-энергетического комплекса в валовом внутреннем продукте и доли топливно-энергетических ресурсов в экспорте - не менее чем в 1,7 раза;

-доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в валовом внутреннем продукте - более чем в 3 раза;

-доли капиталовложений в топливно-энергетический комплекс в процентах к валовому внутреннему продукту - не менее чем в 1,4 раза, их доли в общем объеме капиталовложений - более чем в 2 раза;

-удельной энергоемкости валового внутреннего продукта - более чем в 2 раза;

-удельной электроемкости валового внутреннего продукта - не менее чем в 1,6 раза.

В рамках «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» осуществляется государственная энергетическая политика, которая осуществляется на следующих неизменных принципах:

-последовательность действий государства  по реализации важнейших стратегических  ориентиров развития энергетики;

-заинтересованность в создании  сильных и устойчиво развивающихся  энергетических компаний, достойно  представляющих Россию на внешних  рынках и способствующих успешному  функционированию конкурентных  внутренних рынков;

-обоснованность и предсказуемость  государственного регулирования,  направленного на стимулирование  частной предпринимательской инициативы  в области реализации целей  государственной политики, в том  числе в инвестиционной сфере.

Главными стратегическими ориентирами  долгосрочной государственной энергетической политики являются:

-энергетическая безопасность;

-энергетическая эффективность  экономики;

-бюджетная эффективность энергетики;

-экологическая безопасность энергетики.

К числу основных составляющих государственной  энергетической политики относятся:

-недропользование и управление государственным фондом недр;

развитие внутренних энергетических рынков;

-формирование рационального топливно-энергетического  баланса;

региональная энергетическая политика;

-инновационная и научно-техническая  политика в энергетике;

социальная политика в энергетике;

-внешняя энергетическая политика.

Главными механизмами осуществления  государственной энергетической политики служат:

-создание благоприятной экономической  среды для функционирования топливно-энергетического  комплекса (включая согласованное  тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное  регулирование и институциональные  преобразования в топливно-энергетическом  комплексе);

-введение системы перспективных  технических регламентов, национальных  стандартов и норм, повышающих  управляемость и стимулирующих  реализацию важнейших приоритетов  и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики;

-стимулирование и поддержка  стратегических инициатив хозяйствующих  субъектов в инвестиционной, инновационной,  энергосберегающей, экологической  и других имеющих приоритетное  значение сферах;

-повышение эффективности управления  государственной собственностью  в энергетике.

Реализацию государственной энергетической политики предусматривается осуществлять в 3 этапа с целью обеспечения:

-последовательного продвижения  по пути достижения целей и  решения задач настоящей Стратегии;

-координации указанной политики  с социально-экономическим развитием  страны в целом;

Информация о работе Государственное регулирование Топливно-энергетического комплекса