Государственный долг, его причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать государственный долг, его причины и последствия.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических и законодательных основ государственного долга;
дать понятие внутреннему и внешнему государственным долгам и их последствия;
попытаться увидеть, какую роль в данное время играет государственный долг в системе экономических отношений;
анализ современного состояния внешнего государственного долга РФ;

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 «Государственный долг, его причины и последствия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента: Матвеев Максим Витальевич

Шифр группы: Фт-22

Научный руководитель: кандидат

экономических наук,

доцент, Радина Алевтина Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2012 г.

Содержание

 

 

 

Введение

 

Практически все страны мира, проводя  экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. Многие западные высокоразвитые страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками. С появлением и развитием в XVII веке государственных кредитных операций ни одно российское правительство не обходилось без привлечения средств для удовлетворения своих потребностей с помощью займов и кредитов. Они сыграли незаменимую роль в деле обеспечения государственных органов дополнительными финансовыми ресурсами, финансировании бюджетных дефицитов. Не менее важным элементом государственных кредитных отношений являются государственные кредиты и гарантии, предоставляемые хозяйствующим субъектам и правительствам иностранных государств. Они способствовали железнодорожному и промышленному строительству в России во второй половине ХIХ века, восстановлению и развитию народного хозяйства в двадцатые годы и в период после Великой Отечественной войны.

В настоящей работе на основе макроэкономического  анализа предпринята попытка  постановки задачи структурирования и  классификации государственного долга, и выбора системы управления государственным  внешним долгом.

Хотелось бы отметить, что проблема государственного долга очень широка и многогранна; в связи с этим в работе рассматриваются лишь несколько  аспектов данной проблемы.

Актуальность данной темы обусловлена  тем, что в настоящее время  проблема государственного долга – это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависит состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляция, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

Экономические события последних  лет обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

Цель работы – исследовать государственный долг, его причины и последствия.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучение теоретических и законодательных основ государственного долга;
  • дать понятие внутреннему и внешнему государственным долгам и их последствия;
  • попытаться увидеть, какую роль в данное время играет государственный долг в системе экономических отношений;
  • анализ современного состояния внешнего государственного долга РФ;

Объектом исследования в данной курсовой работе является государственный долг. Предметом данного исследования являются причины формирования, динамика, состояние государственного долга России, а также его влияние на экономику нашей страны.

При выполнении данной работы использовались общетеоретические методы научного познания: метод индукции и дедукции, метод системного анализа. 

  1. Теоретические и законодательные аспекты государственного долга

    1.  Внешний и внутренний долг

 

Теория государственного долга  неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета  над его доходами. Большинство правительств как развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами свои расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования [12, с.81].

С позиции кредитных отношений, государственный долг – это величина задолженности государства всем своим кредиторам. Государственный  долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных  кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов.

Что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных  отрывов – правительственные  расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается по-разному, в зависимости от взглядов и величины государственного сектора. Те экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен для того, чтобы компенсировать различные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных закупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов, и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Применение активной фискальной политики, согласно современным теориям, не может  дать ежегодно сбалансированный бюджет. Таким образом, возникает вопрос: нужно ли стремиться к сбалансированному бюджету? От ответа на него зависит финансовая политика правительства, а, следовательно, и будущее страны. Существует два различных подхода к решению этой проблемы.

В России имеется два вида официальной  классификации государственного долга  – по внутреннему и внешнему долгу. Государственный долг, как внешний, так и внутренний, возникает вследствие займов.

Классификация государственного долга  была актуальной для России, так  как не было конкретного определения  деления на внутренний и внешний  долг, и из-за этого принимались необоснованные решения и возникали курьезные ситуации. Согласно Закону РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» № 3877-1 от 13 ноября 1992г., все рублевые гарантии и обязательства государства являются внутренним долгом. Согласно же Закону РФ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» № 76-ФЗ от 26 декабря 1994г., внешним долгом являются заимствования из иностранных источников, по которым возникают финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения внешних заимствований другого заемщика [9, с.17].

Получается, что эти два закона положили в основу классификации внешнего и внутреннего долга два разных признака – валюта и источник заимствований. Самым ярким примером можно считать внутренний валютный займ, который до 1998 года не был включен ни во внешний, ни во внутренний долг, так как удовлетворял сразу двум признакам. Он был номинирован в долларах США, но размещался среди резидентов.

Внутренний долг – это долг государства  своему населению. Долговые обязательства  могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Здесь выделяются его виды по следующим  признакам: вид займа, вид ценной государственной бумаги, причина  появления задолженности, источник заимствований (ценные бумаги, средства Банка России). В основном, денежные средства внутри страны привлекаются за счет выпуска займов, которые выпускаются в национальной валюте, ценных бумагах.

Внешний долг – это долг иностранным  государствам, организациям и отдельным  лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых предоставляет кредит.

Здесь денежные средства привлекаются путем займов в виде ценных долговых бумаг, но размещенных на иностранных фондовых рынках, в иностранной валюте, или же получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов. Порядок выпуска и размещения ценных долговых бумаг содержится в Федеральном законе «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и ценных муниципальных бумаг» от 29 июля 2010 года.

    1.  Управление государственным долгом

 

Государственный долг является рычагом  и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг дает возможность законодательным и исполнительным органам власти оказывать существенное влияние на финансовый рынок и денежное обращение, инвестиции и производство, занятость и организацию населением своих сбережений, а также на многие другие экономические процессы. Одновременно с этим государственный долг выступает как объект управления [17, с.24].

Управление государственным долгом – это совокупность действий, связанных  с подготовкой к выпуску и  размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка ценных государственных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным  долгом государство определяет соотношение  между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и государственных гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения государственных займов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

Государство с помощью управления государственным долгом решает следующие задачи:

  1. Удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию социально-экономических программ.
  2. Минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности ценных государственных бумаг, переход на другие рынки и переключение внимания на другие группы инвесторов.
  3. Сохранение у Российской Федерации репутации государства, всегда отвечающего по своим обязательствам.
  4. Поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга.
  5. Контроль за эффективным и целевым использованием заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов.
  6. Своевременный возврат государственных кредитов и уплата процентов по ним.
  7. Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.
  8. Координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных обязательств.
  9. Решение прочих задач, определенных финансовой политикой Российской Федерации [20, с.79].

Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:

  1. Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.
  2. Конверсия и консолидация государственного долга – изменение доходности и сроков функционирования выпущенных займов. Часто использовались в советский период и носили принудительный характер.
  3. Унификация займов – объединение нескольких выпущенных займов в одном новом займе.
  4. Рефинансирование государственного долга – погашение накопившейся задолженности путем выпуска новых займов. При рефинансировании при построении графика новых выпусков займов исходят из необходимости увязки сроков их размещения с датами погашения облигаций предшествующих выпусков.
  5. Погашение займов – выкуп облигаций у инвесторов, проведение тиражей по выигрышным и процентным займам.
  6. Обмен облигаций по регрессивному соотношению – то есть, несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой облигации.
  7. Отсрочка погашения займов.
  8. Аннулирование государственного долга.

Информация о работе Государственный долг, его причины и последствия