Государственный долг и источники его покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 3
I. Государственные долги…………………………………………. 5
1.1 Виды государственного долга………………………………. 5
1.2 Формы государственного долга……………………………... 6
1.3 Государственные и корпоративные ценные бумаги, ……… 6
как источники покрытия государственного долга


II. Внутренний долг……………………………………………...... 10
2.1 Понятие внутреннего государственного долга…………….. 10
2.2 Формы внутреннего долга...................................................... 12
2.3 Виды внутреннего долга…………………………………… 13
2.4. Структура внутреннего государственного долга………... 15

2.5 Государственный долг субъектов …………………………. 16
Российской Федерации

2.6. Основные особенности внутреннего …………………… 17
долга России, его современное состояние

III. Государственный долг………………………………………….. 21

Заключение………………………………………………………. 27
Библиографический список……………………………………. 30

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 74.15 Кб (Скачать файл)

План контрольной работы:

«Государственный долг и источники его покрытия»

 

          Введение………………………………………………………………     3

           I. Государственные долги………………………………………….    5

1.1 Виды государственного долга……………………………….        5

                1.2 Формы государственного долга……………………………...      6

               1.3 Государственные и корпоративные ценные бумаги, ………       6

                      как источники покрытия государственного долга

 

 

          II. Внутренний долг……………………………………………......     10

  •          2.1 Понятие внутреннего государственного долга……………..      10

  •             2.2  Формы внутреннего долга......................................................         12

  •         2.3  Виды внутреннего долга……………………………………          13

  •               2.4.  Структура внутреннего государственного долга………...           15

     

                 2.5 Государственный долг субъектов ………………………….           16

                        Российской Федерации

     

                      2.6.  Основные особенности внутреннего ……………………             17

                         долга России, его современное  состояние

     

              III. Государственный долг…………………………………………..       21

     

              Заключение……………………………………………………….         27

              Библиографический список…………………………………….          30

              Приложения………………………………………………………         31

     

     

     

    ВЕДЕНИЕ

    На современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных  научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема  отстающих в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве плана финансового устройства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается Федеральный закон о бюджете на текущий год, на основании которого страна живет в течение одного года, расходуя ресурсы на хозяйственную деятельность, проводя внешнюю и внутреннюю политику государства.

    Цель работы - проанализировать ситуацию в области государственного долга и дефицита бюджета в Российской Федерации и выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственного долга.

    На основе цели в курсовой работе  поставлены следующие задачи:

    • изучить  теоретические основы вопроса о государственном бюджете;

    • рассмотреть ситуацию по проблеме государственного долга и дефицита бюджета в РФ;

    • выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственного долга.

     

    I.Государственные долги

    1.1 Виды  государственного долга

    Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. 
    Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

    Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

    Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

    Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

    С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.

     

    1.2 Формы государственного  долга

    В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

    • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
    • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

    1.3 Государственные  и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного  долга

    Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом: 
    1. - наличные денежные средства; 
    2. - государственные ценные бумаги; 
    3. - корпоративные ценные бумаги; 
    4. - товарные поставки; 
    5. - долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством; 
    6. - иные государственные активы.

     Таблица 1.1 отображает средства платежа для покрытия государственного долга. В реальной жизни, естественно, возможны сочетания этих платежных средств в различных пропорциях.

     

     

     Таблица 1.1

    Средства платежа по внешнему долгу и их источники

    Варианты

    Средства платежа

    Источники

    1

    Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реализация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние

    Наличные денежные средства

    2

    Эмиссия нового государственного долга

    Государственные ценные бумаги

    3

    Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях

    Корпоративные ценные бумаги

    4

    Государственные закупки

    Товарные поставки

    5

    Платежи российских заемщиков

    Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран)

    6

     

    Иные государственные платежи


     

    Размещение государственных ценных бумаг может быть: 
    1. Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации; 
    2. Вынужденным (квазирыночным) - рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.

    Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    II. Внутренний долг

    2.1 Понятие внутреннего  государственного долга

     

    В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определение государственного или муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

    В этой же статье дается более узкое понятие – внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

    • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

    • объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

    • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

    • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

    Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

    Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

    Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.1

    Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации продекларировн порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга

    Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

    Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

    Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

    Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

    Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.1

    Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24.12.2002г. № 176-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2004 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1 млрд. рублей.

    Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.1

    Информация о работе Государственный долг и источники его покрытия