Государственный строй Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Рассмотреть государственный строй в Древней Руси.
Задачи исследования. Раскрыть сущность социально-экономического положения древнерусского государства, описать историю происхождения княжеского титула, а также выяснить, систему государственного устройства Киевской Руси.

Содержание работы

В в е д е н и е …………………………………………………………………….
1 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ…………
1.1 Становление государственной власти и управления в языческой Руси…
1.2 Христианизация Руси и изменения в государственном управлении…….
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ………………………
2.1 Государственное управление в удельный период (ХII-ХIII вв.)………….
2.2. Модели государственного устройства в Древней Руси в удельный период…………………………………………………………………………….
2.2.1 Южная Русь………………………………………………………………..
2.2.2 Юго-Западная Русь………………………………………………………..
2.2.3 Северо-Западная Русь……………………………………………………..
2.2.4 Владимиро-Суздальская Русь…………………………………………….
З а к л ю ч е н и е ………………………………………………………………...
Библиографический список………...………………………………

Файлы: 1 файл

Государственный строй .doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)


   

Оглавление

В в е д е н  и е …………………………………………………………………….

1  СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ  ДРЕВНЕЙ РУСИ…………

1.1 Становление государственной  власти и управления в языческой  Руси…

1.2 Христианизация Руси и изменения в государственном управлении…….

2  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ………………………

2.1 Государственное управление  в удельный период (ХII-ХIII вв.)………….

2.2. Модели государственного устройства  в Древней Руси в удельный период…………………………………………………………………………….

2.2.1 Южная Русь………………………………………………………………..

2.2.2  Юго-Западная Русь………………………………………………………..

2.2.3 Северо-Западная Русь……………………………………………………..

2.2.4 Владимиро-Суздальская Русь…………………………………………….

З а к л ю ч е н и  е ………………………………………………………………...

Библиографический список………...…………………………………………...

3

5

5

13

19

19

 

20

20

21

22

26

29

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший  после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его  воеводой Рюрика), предпринял поход  на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

Древнерусское Киевское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. км2, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мирового исторического процесса.

Древнерусское государство, созданное древнерусской народностью, явилось колыбелью трех крупнейших славянских народов - великороссов, украинцев и белорусов.

Киевская Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших преемниками Древней Руси. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

В Древнерусском государстве  сложилась форма раннефеодальной  монархии, которая сохранилась потом  и у ее преемников на протяжении нескольких веков.

Таким образом, тема курсовой работы, на наш взгляд, является весьма актуальной.

Объект исследования. Объектом исследования в работе является Древняя Русь. Киевская Русь - одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

Предмет исследования. «Государственный строй»1 Киевской Руси. Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Цель исследования.  Рассмотреть государственный строй в Древней Руси.

Задачи исследования. Раскрыть сущность социально-экономического положения древнерусского государства, описать историю происхождения княжеского титула, а также выяснить, систему государственного устройства Киевской Руси.

Государственный строй  Древней Руси был рассмотрен на основе трудов таких авторов как, Рогов В.А., Павленко Н.И., Игнатов В.Г., Титов Ю.П., Исаев И.А., Чистяков О.И.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Первая глава содержит основные положения социально-экономического и политического развития Древней  Руси. Вторая глава раскрывает систему государственного устройства Киевской Руси.

1 Социально-политическая история Древней Руси

1.1 Становление государственной власти и управления в языческой Руси

Древнерусское государство - крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла срединное геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками.

В V-VI вв. часть славян (индоевропейской этнической общности), составлявших древнейшее население Центральной и Восточной Европы, начинает продвигаться на территорию Восточно-Европейской равнины, очагово заселенную балтийскими и финно-угорскими племенами. В ходе переселения родоплеменное устройство славян распадается и заменяется территориально-этническими образованиями - союзами племен (поляне, славяне, вятичи и др.), составившими самостоятельную ветвь славян - восточную. Жили восточные славяне соседскими, территориальными общинами.

Природно-ландшафтные, экологические  условия Восточно-Европейской равнины  значительно отличались от аналогичных  факторов в Западной Европе и Азии, что оказало влияние на формирование древнерусского этноса, его социо- и  политогенез ( «генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог»)2 . Сложная гидрография Восточной Европы обусловливала расселение племен, определяла важнейшие военные, торговые и коммуникативные пути, не давала в условиях лесостепной зоны (при отсутствии естественно-географических преград нападениям врагов) обособляться отдельными поселениями, что создавало объективную основу для этнического и политического единства. Это, а также особенности климата - холодное лето, суровая зима, затяжные весна и осень - в течение веков выработали своеобразную аритмию жизни и труда, специфические черты быта и психологии древних русичей, других местных народов. На Восточно-Европейской равнине складываются полиэтничная, с преобладанием восточных славян, геоэтнокультурная система и соответствующая ей политическая система и государственность.

В VI-IX вв. у восточных славян преобладал эволюционный тип общественного развития: «военная демократия» разлагается и перерастает в древнерусскую цивилизацию - самобытную модель духовного, социально-экономического и политического развития.

Системообразующим фактором был восточнославянский социальный генотип и индоевропейский языческий культурный архетип при катализирующем скандинавском и тюркско-хазарском влиянии (на севере словене были данниками варягов, а поляне и другие племена юга равнины попали в зависимость от Хазарского каганата). Большое значение для зарождающейся государственности имел геополитический фактор - постоянный натиск кочевников на ландшафтно-незащищенную равнину.

«Восточнославянское общество имело трехступенчатую структуру: племя - союз племен - суперсоюз племен»3. Фундаментальной составляющей любой биосоциальной системы является иерархия и потестарные (лат. potestas - мощь, сила) отношения. У восточнославянских племен (как и во всех кровнородственных социумах) иерархичность между людьми и коллективами, регуляция общественной жизни строилась не на основе принуждения, а на преимущественно психологических механизмах: влияние, подражание, запреты, реализуемые в системе табуирования. Эти механизмы создавали поведенческий алгоритм, при котором возникает психологическая соподчиненность индивидов, вызывая чувство превосходства, заботы, ответственности у одних (управляющих) и чувство страха, почтения у других (управляемых). Такой поведенческий алгоритм реализуется в значительной степени подсознательно и на основе господствующих традиционных ценностей, которые закрепляются в качестве ментальных архетипов и служат индикатором этничности. Верховным органом племени было «вече» 4 - собрание свободных общинников.

По мнению большинства  историков, племенная знать состояла из верхушки нескольких привилегированных  родов, из среды которых общее  собрание выбирало вождей и старейшин. Их власть не была индивидуально наследственной, а была наследственной привилегией отдельных родов. Потестарная элита (знать) у восточных славян имела горизонтальную структуру: ее составляли волхвы (жрецы), концентрировавшие в своих руках сакральную власть, совет старейшин (старцы градские), определявшие внутриплеменную жизнь, и военный предводитель - вождь. Их власть регулировалась племенными традициями в форме обычаев, ритуалов, этикета.

Экзогенный фактор ускорял  возникновение союзов племен (с конца VI в.), а затем и суперсоюзов. Их центрами становятся города (Киев, Полоцк, Смоленск и др.), которые первоначально выступают не как социально-экономические, а преимущественно как военно-политические, административные и культовые центры. Мифологический тип мышления носит синкретический характер, что предполагает понимание единства и взаимосвязи культовых, властных, организационных, технических и других действий по организации жизнедеятельности и поддержанию благополучия племенного социума. Поэтому в городах как центрах обеспечения существования племенных союзов, вероятно, сосредоточивались и все институты, связанные с реализацией функций управления.

Структура власти союзов племен формально совпадала с  организацией племенной власти, но на смену родоплеменной приходит территориальная организация общества.

Верховные органы племенного союза - вече (собрание свободных общинников), вожди (князья) с племенными дружинами, старейшины (старцы градские). В городе располагался сакральный центр, так как князь выполнял не только военные, но и религиозные функции, сюда поступала дань с подвластных племен, здесь формировалось общее войско. Функции князя (слово «князь» общеславянское, заимствованное в праславянские времена из древненемецкого и означавшее сначала главу рода, племени) союза племен мало чем отличались от функций племенного вождя. Князь был представителем верхушки родоплеменного строя, а не носителем государственной публичной власти. Внутриплеменные дела сохраняет в своих руках родоплеменная знать и племенное вече, а в руках князя сосредоточиваются военные обязанности, но они обеспечиваются уже не кровнородственными связями, а территориальными, политическими и военными отношениями.

Ряд ученых полагают, что  по аналогии с западными славянами  на стадии союзов племен знать отделяется от общинников в социальном и имущественном отношениях. В состав потестарной элиты начинают включаться племенные дружины, статус и функции которых меняются: они начинают эпизодически осуществлять во внутрисоюзных отношениях насилие как одну из функций власти. В собственном племени князь и дружина оберегали соплеменников, а у союзников выступали носителями зарождающейся принудительной, публичной власти. Дружины не были стабильным элементом зарождающейся политической структуры, так как общество еще не обладало необходимыми ресурсами для ее содержания.

Если первичные союзы  объединяли родственные племена, то вторичные составляли уже суперсоюзы, т. е. объединяли несколько союзов племен. Вызванные к жизни внешней  угрозой суперсоюзы являлись многоплеменными (и не только восточнославянскими) с противоречивыми и менявшимися интересами, сложно стратифицированными в ходе разложения родоплеменных отношений общества. Это создает предпосылки для возникновения публичной власти, зарождения государственности. Переходную форму от племенного строя к государству наиболее точно определяет понятие «вождества». Если «военная демократия» - горизонтально организованная структура, то вождество - иерархически построенная форма управления, которая организует военную, экономическую, редистрибутивную, судебно-медиативную, религиозно-культовую деятельность общества. Формирование как первичных, так и вторичных союзов проходило в упорной межплеменной борьбе за господствующее положение в них. Князь доминирующего племени или союза племен становился главным властителем, а более слабые вожди и их соплеменники оказывались у него в подчинении. Часто такая борьба шла с переменным успехом, что делало суперсоюзы неустойчивыми образованиями. Тем не менее в VIII в. в Среднем Поднепровье поляне, сбросив хазарское иго, объединяют вокруг себя несколько племенных союзов (северяне, радимичи и, возможно, другие племена) и создают один из центров древнерусской государственности. В IX в. северо-западный союз во главе со словенами, которые подчинили себе кривичей и финно-угорские племена, перерастает в государственное образование с центром в Ладоге, а затем в Новгороде. На фоне межплеменной борьбы и в условиях доклассового общества стабилизирующую роль в процессе формирования относительно самостоятельной «надплеменной» публичной власти в ходе разложения «военной Демократии» играли ксенократические элементы. В борьбе с хазарами славяне начинают опираться на союзы (пакты) со скандинавскими (варяжскими) конунгами. Призванные на основе Договоров с союзами племен князья и их дружины назывались Русью. Первоначально «проторусь» была скандинавской по своей этнической принадлежности. По вставной легенде «Повести временных лет» о призвании новгородцами Рюрика (862 г.) с варягами связывается объединение двух основных центров древнерусской государственности в 882 г. после похода на Киев из Новгорода князя Олега.

Проблема разграничения  вождества и раннего государства  теоретически трудно разрешима, так  как среди ученых нет единства мнений по поводу универсальных признаков  государственности, их количества и системы. Эти признаки (публичная власть, территориальная общность, наличие письменности, города и др.) присутствуют и в вождестве, и в раннем государстве. Фиксируются они и в Киевской Руси IX в. Суть изменений состоит в том, что правители вождеств не столько «господа» над обществом, сколько его «слуги», тогда, как верхи раннего государства уже не столько «слуги», сколько «господа» над ними.

Информация о работе Государственный строй Древней Руси