Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 15:05, контрольная работа
Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Государство продукт общественного развития. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. Изменяется также взгляд на причины возникновения государства. Тема не перестает быть актуальной, длительное время будет оставаться в науке дискуссионной.
Введение …………………………………………………………………….. 2
Глава I Общая характеристика государства ...…………………………… 3
1.1. Понятие государства …….…………………….……………………….. 3
1.2. Основные признаки государства…………………...………………….. 5
1.3. Функции государства ………………………………………………….. 6
Глава II. Понятие и сущность государственного управления…...……….. 10
2.1. Государственное управление …………..……………………………… 10
2.2. Принципы государственного управления …………..………………... 12
Глава III Система государственного управления в Российской Федерации: особенности, модели …………………………………………. 14
Заключение………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы………………………………………. 23
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнила:
Студентка 3 курса
5 семестр
Кузнецова Татьяна Александровна
Ташкент 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….. |
2 |
Глава I Общая характеристика государства ...…………………………… |
3 |
1.1. Понятие государства …….………………… |
3 |
1.2. Основные признаки государства… |
5 |
1.3. Функции государства ………………………………………………….. |
6 |
Глава II. Понятие и сущность государственного управления…...……….. |
10 |
2.1. Государственное управление …………..……………………………… |
10 |
2.2. Принципы государственного |
12 |
Глава III Система государственного управления в Российской Федерации: особенности, модели …………………………………………. |
14 |
Заключение…………………………………………………… |
21 |
Список использованной литературы………………………………………. |
23 |
Введение
Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Государство продукт общественного развития. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. Изменяется также взгляд на причины возникновения государства. Тема не перестает быть актуальной, длительное время будет оставаться в науке дискуссионной.
Целью выполнения контрольной работы заключается в исследование теоретико-методологических основ сущности государственного управления, его содержание, а также наиболее оптимальные условия применения основных принципов, в соответствии с которыми оно осуществляется.
Для достижения данной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. изучить понятие государства;
2. изучить понятие государственного управления и принципов его осуществления;
3. принципы государственного
Объектом исследования в контрольной работе является система государственного управления.
Путь и метод исследования, заключается в изучении специализированной литературе, которая помогает раскрыть заданную тему проанализировать главные аспекты государства и государственного управления.
Глава 1. Общая характеристика государства
1.1. Понятие государства
За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции, в которых теоретически реконструируется государство в любых его проявлениях (причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы). При этом, данные теории могут иметь и имеют несхожие, а иногда противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства). Иначе говоря, ответ на вопрос «что такое государство?» предполагает множественность подходов к нему.
Понятие государства неразрывно связано с двумя методологически важными обстоятельствами. Во - первых, государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психо-эмоционального творчества общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Это объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества.
В своем существовании государство переживает такие фазы, как становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, со стороны общества или исследователя может меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.
Во - вторых, в процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его вещей, форм и институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства, тогда как понимание государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства.
Государство — особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм. [5]
Государство – явление многоликое, разностороннее. На земном шаре в настоящее время существует 200 государств, и все они имеют свои особенности. Длительное время государство не отличали от общества, и даже сейчас есть определения, трактующие государство как общество особого рода, политическую организацию общества, его политический строй. Марксизмом-ленинизмом государство трактовалось как «машина», «дубина» в руках определенного класса. Нередко государство сводят к понятию государственного аппарата, системе управляющих органов и должностных лиц.
1.2. Основные признаки государства
Традиционно в юридической литературе
выделяют следующие признаки государства
- публичная власть, административно-
Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей - государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.
Территориальная организация населения. Государство имеет определенную территорию, являющуюся его пространственной основой. Власть государства распространяется на население, проживающее на данной территории.
Государственная власть — особая публичная власть, воплощенная в государственных органах и выполняющая функции управления и принуждения. Она осуществляется посредством органов, объединенных в единую систему — государственный аппарат, который наделен государственно-властными полномочиями (правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению в целях их реализации).
Государственный суверенитет — свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции. Право. Государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. В конституционных государствах деятельность государства и его органов основана на нормах права. [8]
Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др.
1.3. Функции государства
Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены на узкокорпоративные цели.
На характер и содержание функций государства оказывают влияние многие факторы социально - экономического, политического, экологического характера. Бурный рост экономики, научно - технический прогресс, стабильная политическая обстановка в многом определяют направления деятельности государства, связанные с обеспечением прав и свобод человека, экологической безопасностью, разрешением межнациональных конфликтов, борьба с преступностью и т.д. На содержание функций государства большое влияние оказывает и международная обстановка.
Функции государства и их непосредственное содержание зависят от формы организации государственной власти, от того, какие цели государство ставит перед собой. В зависимости от социальной направленности функции государства могут значительно отличаться друг от друга.
Основные функции государства подразделяются на виды по различным основаниям. Наиболее общей классификацией основных функций государства является их деление на внутренние (деятельность внутри данной страны) и внешние (деятельность на международной арене). Между внутренними и внешними функциями существует неразрывная связь, так внешняя политика любого государства предопределяется внутренними условиями его существования, а международные обязательства диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами.
По времени осуществления различают функции постоянные (на всех этапах развития государств) и временные, появление которых обеспечено специфическими условиями конкретного периода развития государства.
По формам деятельности функции государства подразделяются на законотворческие, управленческие, судебные и контрольно - надзорные, которые отражают механизм реализации государственной власти.
Также функции государства можно подразделить на регулятивные и охранительные, которые могут реализовываться в правовых и организационных формах. Среди правовых форм можно выделить законотворческую (нормотворческую) деятельность государства (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительную деятельность (государственно - властную деятельность компетентных органов по реализации норм права) и правоохранительную деятельность, направленную на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности. К организационным формам относят создание органов государственной власти, их материально - техническое и информационное обеспечение и т.д.
Государство в своей деятельности оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы общественной жизни. В зависимости от этого, внутренние функции государства можно подразделить на политические, экономические, социальные, экологические, а также осуществляемые в культурной сфере.
В политической сфере функции государства связаны:
- с признанием и защитой прав и свобод человека и гражданина;
- с регулированием политических процессов в обществе посредством законодательного закрепления принципов организации и деятельности политических партий и объединений, их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
- с обеспечением общественной безопасности.
В экономической сфере государство обеспечивает нормальное функционирование и развитие экономики. В области экономики деятельность государства направлена на поддержание приоритетных направлений экономического развития, охрану существующих форм собственности, обеспечение свободы экономической деятельности, организацию внешнеэкономических связей, установление системы налогов и т.д.
Одним из основных направлений деятельности современного государства является его социальная функция. Основополагающим признаком социального государства является утверждение системы общественных отношений, основанной на уважении и соблюдении естественных прав и свобод человека и гражданина, наличие в обществе условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. В реализации социальной функции значительное место принадлежит проведению эффективной государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. [2]
Информация о работе Государство и государственное управление, основные подходы к понятиям