Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Изучение процесса происхождения государства и права позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий возникновения и развития государства и права. Их разнообразие связано с многогранностью государства и права, a также с тем, что каждая теорий отражает различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 4
2 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5
2.1 Теологическая (божественная) теория 5
2.2 Патриархальная теория государства 6
2.3 Органическая теория 8
2.4 Теория насилия (завоевания) 9
2.5 Психологическая теория государства и права 12
2.6 Договорная теория, или теория договорного происхождения государства 13
и права (естественно - правовая) 13
2.7 Материалистическая (марксистская) теория 16
2.8 Историческая теория происхождения государства и права 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Pravovedenie_referat.docx

— 84.08 Кб (Скачать файл)

     В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется популярностью, но имеет до сих пор хождение на Западе.

 

2.4 Теория насилия (завоевания)

 

     Эта теория возникла и получила распространение  в конце XIX –  вначале XX века. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. В истории известны реальные факты существования государств, которые возникли в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего сопровождают процесс любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют упускать ее научные положения.

        Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания насильственным путем. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие)- насилие зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).

 

     Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

     Л.Гумплович  считал, что  государство образуется вследствие завоевании и порабощении более сильным  племенем  более  слабого.  Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. Государственная власть  возникает из физической  силы. Над действиями государств царит закон природы

    Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Он утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. Племя-победитель, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати.

     Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество состоит, по меньшей мере, из двух человек. Две человеческие воли равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

    Насилие выражалось в присвоении материальных благ сильным (вооруженным) меньшинством:

 

   - сбор дани дружинниками;

 

   - расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

 

   - огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

 

   - иные формы насилия.

 

     Для поддержания установленного  порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

 

     Многие иные формы  государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения 

других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

 

     Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этого уровня не достигнуть, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

     Таким образом, согласно теории насилия, войны, насилие одних племен над другими рассматривается и в качестве основных причин рабства и ведет к появлению частной собственности. А с ней связано, согласно теории насилия, переход племен от кочевого образа жизни и быта к земледельческому образу жизни. Зарождающаяся при этом государственная власть опирается исключительно не на  физическую силу. Это - государство племени. Его основа – физическое преобладание одного племени над другим. По мере развития общества государство племени перерастает в государство класса. Основой  является экономическое господство, и власть  кто имеет частную собственность.

     Исторический опыт не подтверждает тезиса, выдвигаемого сторонниками теории насилия, о том, что государственная власть порождает частную собственность, а не наоборот. Не подтверждается тезис и о том, что собственность является орудием государственной власти. Все обстоит как раз наоборот. Собственность,  обусловливает как само появление государственной власти, так и ее характер. Собственность в основном определяет и ее служебную роль.

 

2.5 Психологическая теория государства и права

 

 Эта теория возникла в середине XIX века. Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

 

     Под этими свойствами  подразумеваются:

 

   - желание  населения быть защищенными;

 

   - желание сильных людей повелевать над другими;

 

   - способность сильных людей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

 

   - желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и сопротивляться власти, совершать преступления и т. д.

 

     Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

    Психологическая теория государства и права рассматривала народ как массу, ищущую подчинения.

 

     Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

 

     Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство (социальные, экономические, политические и др.)

      Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, a также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

      В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Смысл психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

     В своих работах Петражицкий  подразделяет право  на автономное  и на позитивное.  Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте. По Петражицкому,  право выполняет распределительную функцию и

организационную. Распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями. Несмотря на  теоретическую сложность,  многие принципиальные положения теории   Петражицкого восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

 

2.6 Договорная теория, или теория  договорного происхождения государства

и права (естественно - правовая)

     Эта теория зародилась в древности. Эпикур и другие философы - софисты в Древней Греции считали, что государство создается людьми добровольно для обеспечения общего блага. Основные представителями являются англичане - Т. Гоббс и Д. Локк, голландцы - Г.Гроций и Б. Спиноза, французы - Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро, русские - А.Н. Радищев и П.И. Пестель. Они рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли.

 

       Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права. Изложенные в их работах идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 г.) и в других государственных актах.

     Естественные права человека  получили  конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

 Например, в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.:

       - каждый имеет право на жизнь (ст.20);

      - на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

      - каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29);

       - каждый имеет право на труд и отдых (ст.37).

        В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляет единую общечеловеческую систему

правового регулирования общественных отношений.

        Основатели и продолжатели теории естественного права выступали против идеи божественного  происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, говорил Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный  между ними и гражданами договор.

     Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

- первоначально люди находились в первобытном состоянии, которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие);

 

   - каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

 

   - чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

 

   - в результате был  создан институт согласования  интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

 

     Теория общественного  договора имела большое прогрессивное значение:

 

   - были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, a вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

 

   - сделан шаг к созданию гражданского общества;

   - власть производна от народа и принадлежит народу;

   - государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны

выражать интересы народа, быть у него на службе;

   - теория подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;

 

   - согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства. Народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую  повинность. A государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

  - в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано право, менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

   - "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

 

  - ни одно государство  не возникло на основе договора между гражданами и правителями;

 - сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

- общество воспринимается  как единое целое, в то время  как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

      Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Гольбах, например, определял общественный договор как совокупность условий для организации и сохранения общества.

Информация о работе Происхождение государства и права