Верховенство закона в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель написания работы- всестороннее и полное рассмотрение понятия, сущности и проблем обеспечения верховенства закона в правовом государстве.

В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1. Исследование понятия «верховенство закона в правовом государстве» в историческом и современном аспектах.

2. Рассмотрение множества примеров проблемных вопросов из практики, используя законы РФ и законы субъектов РФ.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Понятие и сущность верховенства закона в правовом государстве, как его основного признака 4

1.1. Исторический аспект понимания верховенства закона 4

2.2. Понятие верховенства закона в правовом государстве 6

Глава 2. Обеспечение соблюдения верховенства закона в Российской Федерации 12

2.1. Правосудие, как средство контроля за законами 12

2.2. Проблемы соблюдения принципа верховенства закона в законодательстве субъектов Российской Федерации 14

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа по ТГП.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

      Заключение

В заключение необходимо сделать несколько основополагающих выводов:

     Правовое  государство - это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.  
Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.  
Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц. 

     В настоящее время, как свидетельствует  практика, положение таково, что  закон во многих государствах, формально будучи основным юридическим актом, на деле же фактически "растворяется" в системе других подзаконных, ведомственных актов. Об этом много говорилось в научной литературе. Факты подтверждают справедливость данного утверждения.

     Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения. 
 

     Разумеется, было бы упрощением полагать, что в  условиях правового государства  можно вообще обойтись без подзаконных, ведомственных актов. В особенности  это касается процесса реализации конституционных  законов и содержащихся в них положений.

     В самом деле, можно ли, например, обойтись без обычных законов или подзаконных  актов в процессе реализации конституционного права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности или же в процессе реализации права на образование? Нет, конечно. Ибо возникающие при этом общественные отношения настолько сложны и многообразны, что для своего упорядочения объективно им требуется не один, даже самый авторитетный, фундаментальный, каким является конституционный акт, а система взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания актов.

     Следовательно, в условиях правового государства  речь идет не о том, должны или не должны существовать наряду с законами и подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно.

       Оно обусловлено самой природой  и характером регулируемых ими  общественных отношений.

     Речь  идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали в количественном и  качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали сути и содержания самих законов.

     В России и других странах, ставящих своей  целью формирование правового государства, удельный вес подзаконных, ведомственных актов вполне возможно и нужно изменить. В противном случае призывы и установки о создании правового государства неизбежно останутся нереализованными. 

Список  использованной литературы

     Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации ( принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)// Российская газета", N 237, 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
  3. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" // СЗ РФ. 2003. N 46. Ч. I. Ст. 4434.
  4. Закон Московской области от 24 октября 2006 г. N 189/2006-ОЗ "Об утверждении заключения договоров (соглашений) о порядке финансирования строек и объектов, включенных в Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год, и предназначенных для формирования государственной собственности Московской области или собственности муниципальных образований Московской области с федеральными органами исполнительной власти - главными распорядителями средств федерального бюджета" // Ежедневные новости. Подмосковье. 2006. N 202.

Основная  литература:

  1. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - "Проспект", 2011 г. С. 86
  2. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.
  3. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. - "Проспект", 2011 г.
  4. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2004,.
  5. Теория государства и права / под ред. В.Д. Перевалова. М., 2004.
  6. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. - "Проспект", 2010 г.
  7. Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. М. - 2004 
  8. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.Б. Венгерова. М., 1995; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 1. М., 1996; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 2. М.,1996.
  9. Теория государства и права/ под ред. Алексеева С.С Учебник.3 издание. 2005, 496 С.
  10. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Т 33 проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — 616 с.
  11. Филимонов В.Д. Норма права и ее функции // Государство и право. 2007. N 9.
  12. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М., 1998.
  13. Н.Н. Толмачева. К вопросу о соблюдении принципа верховенства закона и других принципов законности в законодательстве субъектов Российской Федерации. "Журнал российского права", 2008, N 2
  14. Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. N 6.
  15. Ромашов Р.А., Сергевнин С.Л. Региональное законодательство в современной России: проблемы теоретического моделирования и практического воплощения // Правоведение. 2003. N 2
  16. Снежко О.А. Проблемы совершенствования правозащитного законодательства // Правоведение. 2004. N 6.
  17. Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). М.: "Проспект", 2009.
  18. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983

Информация о работе Верховенство закона в правовом государстве