Верховный Суд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а так же судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

Содержание работы

Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Глоссарий
Список литературы

Файлы: 1 файл

кондратов.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Дмитровский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Верховный Суд Российской Федерации

Фамилия студента

Кондратов

Имя студента

Александр

Отчество студента

Афанасьевич

№ контракта

08503013403701281


 

Содержание

Введение

Глава 1

Глава 2

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Приложение

Введение

Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а так же судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа. Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже являет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правилами. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в судебной системе выделяются три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Хотелось бы отметить, что в основном суды общей юрисдикции являются самыми многочисленными судами в судебной системе Российской Федерации. А в соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации Верховный суд является высшим судебным органом по отношению к судам общей юрисдикции. Актуальность темы исследования. Для того чтобы суды общей юрисдикции в полной мере осуществляли свои функции, необходимо их правовое регулирование которое полномочно осуществлять Верховный Суд РФ. Отсюда продиктована важность рассмотрения Верховного Суда РФ, для более четкого и соответствующего международным стандартам правового регулирования судов общей юрисдикции, а также для осуществления главной функции судебной системы, которая заключается в защите прав и свобод граждан в полном соответствии с законодательством, чему и посвящена данная тема курсовой работы. Целью исследования: анализ структуры Верховного Суд РФ, содержания его постановлений, исследование проблемных вопросов возникающих в процессе деятельности Верховный Суд РФ, а также анализ исторического материала. Объект исследования: содержание и общая характеристика Верховного суда РФ. Предмет исследования: отношения, возникающие между судьями (составом суда) Верховного суда РФ и судьями судов общей юрисдикции. Гипотеза. Верховный суд РФ является самостоятельным гражданско-процессуальным институтом, выполняющим функцию процессуальной гарантии и защиты, субъективных прав и законных интересов сторон, третьих лиц, заявителей. Методология и методы проведенного исследования. В ходе написания курсовой работы были использованы методы научного обобщения, историзма и сравнительного анализа. Степень разработанности темы. Что же касается разработанности данной темы курсовой работы, то она не является новой в юридической литературе.

 

Основная часть

1глава основной части

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. [3]

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

Судебная власть, как никакая другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепления своих основ. Основные из этих гарантий закреплены в статьях 45-51 Конституции РФ (презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, право на пересмотр приговоров и др.). В то же время ряд основополагающих принципов судопроизводства, по существу также являющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены в статье 123 Конституции РФ. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксированные в Международном пакте о гражданских и политических правах. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Принцип гласности (публичности) разбирательства закреплен во всех процессуальных кодексах (гражданском, уголовном, административном, арбитражном), он допускает исключения только в тех случаях, когда этого требует государственная или коммерческая тайна.

Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный" (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд. Судебная палата по информационным спорам), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия - правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д.

Предписания названных актов говорят, во-вторых, о том, что всю совокупность судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока).

В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую - Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью - Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах Конституционный статус Верховного суда РФ является Конституция РФ, в статье 118 которой, в частности, сказано: “ Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается". Конституционный статус Верховного Суда отражен в конституции РФ, и неотъемлемо связан со всей судебной системой. [4]

Символы государственной власти в судах:

1. На зданиях судов устанавливается  Государственный флаг Российской  Федерации, а в зале судебных  заседаний помещаются Государственный  флаг Российской Федерации и  изображение Государственного герба Российской Федерации. На зданиях судов может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, а в залах судебных заседаний устанавливаться флаг и помещаться изображение герба субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях либо имеют другой отличительный знак своей должности.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения статей 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные суды и другие подобные органы субъектов Федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику.

Статьями 126 Верховному суду отведено несколько иное место, у него есть свои подсистемы судов. В отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

Наибольшее количество судов входит во второй блок. В статье 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются Верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими или гражданскими судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу общих (гражданских) судов, поскольку им подведомственны, как будет подробно показано ниже, только такие дела, которые, так или иначе, затрагивают интересы военнослужащих, Вооруженных Сил и других воинских структур. Это специализированные суды, состоящие из военных судов гарнизонов, соединений, флотилий, армий, округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск, а также Военной коллегии - одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.

По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

основное звено - районные (городские, межмуниципальные) народные суды;

среднее звено - Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов;

высшее звено - Верховный Суд РФ. [5]

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Судьи Верховного Суда РФ так же как и судьи Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливается Федеральным Конституционным законом.

В штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель Верховного суда РФ, первый заместитель Председателя Верховного суда и пять заместителей Председателя, Председатель военной коллегии, заместитель Председателя военной коллегии Верховного Суда РФ и 6 судей военной коллегии. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.

Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.

Председатель и заместители председателя Верховного Суда РФ организуют работу Верховного Суда РФ, осуществляют общее руководство его деятельностью. Председатель Верховного Суда РФ так же:

приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

приостанавливает исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;

организует изучение и обобщение судебной практики;

рекомендует Президенту РФ кандидатуру на должность судей Верховного Суда РФ;

представляет Верховный Суд РФ в отношениях с госорганами, выступает от его имени.

Верховный Суд РФ действует в составе:

1) Пленума Верховного Суда;

2) Президиума Верховного Суда;

3) Судебной коллегии по гражданским  делам;

4) Судебной коллегии по уголовным делам;

5) Военной коллегии;

6) Кассационной коллегии. [6]

Председатель и заместители Председателя Верховного Суда. Эти должностные лица организуют работу Верховного Суда и обладают самостоятельными процессуальными правами.

Председатель Верховного Суда приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам, а в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам. Он организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Председатель Верховного Суда созывает Пленум и Президиум Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела.

По приглашению Председателя Верховного Суда РФ в работе Пленума могут участвовать члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ и другие лица.

Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом

Информация о работе Верховный Суд Российской Федерации