Властные институты в раннеклассовых обществах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Помимо того, если для XIX - начала XX века был характерен в основном так называемый «евроцентристский» взгляд на историю, т.е. опирающийся главным образом на знания истории Европы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в XX веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3стр.
Глава I. Происхождение государства……………………………………… 4стр.
1.1. Город-государство как протогосударство …………………………….4стр.
12. Город-государство как форма организации общества ………………...6стр.
Глава II. Восточный путь возникновения государства …………………...7 стр.
2.1. Древний Египет …………………………………………………………9стр.
2.2. Древний Вавилон ………………………………………………………11стр.
2.3. Древняя Индия …………………………………………………………13стр.
2.4. Древний Китай …………………………………………………………17стр.
Глава III. Западный путь возникновения государства …………………...20стр.
3.1. Древняя Греция ………………………………………………………...22стр.
3.2. Древний Рим ……………………………………………………………25стр.
Заключение…………………………………………………………………..30стр.
Библиографический список ………………………………………………..32стр.

Файлы: 1 файл

ТГП КР.docx

— 68.97 Кб (Скачать файл)

Органы племенной администрации  постепенно превращаются в государственные  органы. Занятие высших должностей в государственной администрации  было привилегией рабовладельческой  знати. Все большее значение приобретает  царский жрец (пурохита), который  являлся также астрологом, советником царя.

Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).

Так, на базе родоплеменных  коллективов возникают государственные  образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или  республик.

Особое место в истории  Индии занимает магадско-маурийский период (IV-III вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного  государства.

С разложением первобытнообщинного  строя и развитием общественного  и имущественного неравенства связано  появление сословий - варн. Постепенно все прежде равноправные свободные  стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия - варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной  варны); определенная, наследственно  закрепленная профессия, таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые  формы (касты). Различные факторы  социального, экономического и идеологического  характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой  своеобразной социальной организации.

Индийские источники, в частности  Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы-варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии-варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну-вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".

Одним из важнейших компонентов  социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общине объединялась значительная часть населения - свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах  империи еще существовали примитивные  родовые общины.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и  наемных работников. Некоторые общинники  разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Различным  было и положение деревенских  ремесленников. Часть их работала самостоятельно, имея свои собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату.

Община еще сохраняла  черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. Община была в  определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные  жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали  главы деревни. Вначале глава  общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной  властью, превращаясь постепенно в  ее представителя. В течение долгого  времени общины были изолированы  друг от друга, хотя постепенно эта  ограниченность и замкнутость нарушалась.

 Древнеиндийское государство  возникло как рабовладельческое,  тем не менее, в праве отсутствует  отчетливое противопоставление  свободных и рабов. Касты заслоняют  собой классы. Это выражается  в том, что сборники законов  гораздо определеннее говорят  об отношениях между кастами,  чем между классами, так как  именно деление общества на  касты провозглашается древнеиндийским  законодательством основным делением  людей, существующим извечно,  и именно изложение прав и  обязанностей каст является основным  содержанием древнеиндийских сборников  законов.

Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии  значительной роли не играл.

Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие  государственного законодательства, направленного  на ограничение произвола хозяина  по отношению к рабам. Например, запрещалось  продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда  раба обязан был учитывать его  кастовое положение.

В отличие от Греции и  Рима, индийские рабы могли иметь  семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость, наряду с рабовладельческими отношениями  продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного  строя.

К эпохе Маурьев* уже оформилась концепция "чакравартина" - единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.

Большую роль при дворе  играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Существовал также совет  царских сановников - паришад. Он был  и ранее, но именно в эпоху Маурьев  приобрел функции политического  совета. Паришад занимался проверкой  всей системы управления и выполнением  приказов царя. Кроме паришада существовал  узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В  случае крайне неотложных дел могли  вместе собираться члены обоих советов.

В период создания Законов  Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и  владением, и охране частной собственности  уделяется значительное внимание.

Законы Ману указывают  семь возможных способов возникновения 


*Эпоха Маурьев - династия царей Магадхи в IV-II веках до нашей эры.

права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение  милостыни. В Древней Индии был  известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении  человек из владельца превращался  в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности  ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного  приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Среди основных видов собственности  Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

2.4. Древний Китай.

Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан* соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства.

Государственный строй первого  древнекитайского государства с  течением времени трансформировался  в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим  войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение  от бога. Высшие должности в государственном  аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков  налогов и др. - профессиональные чиновники.

Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем  шли шанская рабовладельческая  аристократия и жречество. Следующую  ступень занимала рабовладельческая  аристократия покоренных племен. В  зависимости от близости к царю, аристократия обладала титулами, которые  давали право на определенные привилегии.

Основную часть населения  составляли свободные общинники. В  период государства Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю, "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.

Рабами могли владеть  как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный  плен, продажа за долги, обращение  в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

В период царства Чжоу* царь по-прежнему является верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращаются в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для простых общинников продолжала сохранять свое значение община.

В период Чжоу китайское  государство претерпело ряд существенных трансформаций и, в конечном счете, распалось на отдельные самостоятельные  государства, которые вели между собой постоянную борьбу.

В III в. до н.э. победителем  в этой борьбе становится государство  Цинь**, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна - сановника Циньского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.


*Династия Чжоу (1045 - н. э. по 221 до н. э.) — китайская династия и период в истории Китая. Династия Чжоу свергла династию Шан и прекратилась после победы династии Цинь.

**Династия Цинь - китайская династия, правившая всем Китаем между династиями Чжоу и Хань в период Империи Цинь (221 до н. э. — 206 до н. э.).

Но и это государство  оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209 г. до н.э. циньской монархии.

Один из руководителей  восстания, сельский староста Лю Бал  стал основателем новой династии Хань*.

Царями новой династии были предприняты неоднократные  попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором  Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число  рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

Наибольшую известность  получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.

Реформы Ван Мана запретили  куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена  система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено  государственное регулирование  рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и  введены новые налоги. Ван Ман  стремился сосредоточить в руках  государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую  империю.

 

Был увеличен аппарат государственных  чиновников, назначение на должности  стало практиковаться на экзаменационной  основе.

Виды собственности в  Древнем Китае характеризовались  эволюцией от общинных форм к частной  собственности, прежде всего на землю  и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной  собственности как не землю, так  и на рабов.

     Многие народы, в том числе российский народ,  создавали свою государственность,  не зная рабовладельческого этапа.  А вот государства азиатского  способа производства оказались  типичными, распространенными во  многих регионах Земли и существовали  сотни лет.


*Династия Хань (206 до н. э.—220 н. э.) — китайская династия и период истории Китая после династии Цинь перед эпохой Троецарствия.

Глава III. ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.

Более высокая ступень  развития цивилизации связана с  развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге  Европы в бассейне Средиземного моря. 

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных  государственных образований на юге Балканского полуострова  и на островах Эгейского моря было результатом завоевания греками-ахейцами населения этого региона. Завоевание привело к перемешиванию и  к скрещиванию различных культур, языков и народов, что породило высокую  крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышающихся и  приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и  др.).

Особенности процесса становления  государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими  факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для  зерновых культур земель, которые  бы требовали, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться  земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные  условия для развития ремесла. Широкое  развитие обменных, а затем и торговых отношений, способствовало быстрому становлению  рыночного хозяйства и росту  частной собственности. Усилившаяся  социальная дифференциация стала основой  острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных  государств проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной  власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы оказались  существенным препятствием для политического  объединения страны и тем более  делали невозможным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение  многочисленных, сравнительно небольших  по размеру и достаточно изолированных  друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система была одной  из самых значительных, практически  уникальных черт государственности, характерных  не только для Греции, но и для  всего античного мира.

Информация о работе Властные институты в раннеклассовых обществах