Влияние социальной политики государства на семейный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и способов формирования бюджета семьи.
Основные задачи работы:
1. Определить экономическую сущность семейного бюджета и зависимость бюджета от экономики государства, социальной политики и доходов семьи.
2. Определить понятие и структуру совокупных доходов и расходов членов семьи, источники их формирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………...стр.3
Глава I. Экономическая сущность семейного бюджета
…………………………………………………………….стр.4
Что такое семейный бюджет. Структура семейного бюджета.
……………………………………………………………..стр.4
1.2 Понятие «доход» и его источники. Классификация доходов, виды доходов……………………………………………………стр.5
1.3 Понятие «расход» и его сущность. Потребительская корзина
…………………………………………………………….стр.7
Глава II. Планирование финансов на уровне домашнего хозяйства
……………………………………………………………..стр.9
2.1 Способы правильно распределить семейный бюджет, проанализировав экономическую специфику государства на данный момент…………………………………………………….стр.9
2.2 Источники формирования доходов семьи…………..стр.11
Глава III. Влияние социальной политики государства на семейный бюджет.
……………………………………………………………...стр. 12
3.1 Система социальной защиты…………………………стр.13
Заключение………………………………………………….стр.18
Список использованной литературы……………………….стр.20

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Определитесь с нуждами в первую очередь. Если вы вышли за рамки вашего бюджета «на собственное усмотрение» раньше, чем рассчитали расходы на все нужды, тогда примените испробованное средство - приоритет. Именно умение определять первостепенные нужды и составляет основу бюджетного планирования.

Одно из ощутимых преимуществ  ежемесячного плана расходов состоит  в том, что вы можете легко его  поменять без того, чтобы ставить  под угрозу свои финансовые дела. В  конечном счете, план расходов сводится к следующему - если вы выбрали цель, то уж, пожалуйста, придерживайтесь ее, а не бросайтесь совершать другие покупки, которых вам вдруг захотелось. Это как раз та западня, в какую попадают многие семьи, когда начинают выходить за рамки дохода «на собственное усмотрение». Это путь к нарастанию долгов.

Нужно постараться придерживаться следующих принципов:

 Не прибегать к кредитной карте или снятию денег со сберегательного счета при оплате таких счетов, как расходы по страховке, плата за обучение, налоги на собственность и другие.

Если вы в курсе, что  через, скажем, три месяца, у вас  появится новая статья расходов, то подготовьтесь к этому и спланируйте  все заранее. Не оставляйте выделенные на эти цели деньги на текущем счету, поскольку можно забыть, на что  они приготовлены и - потратить.

Отведите для этих расходов отдельный сберегательный счет - он поможет правильно распорядиться средствами по мере возникновения новых расходов и задач.

Эти деньги пригодятся и  на уплату страховки, и на затраты на отдых. Только спланируйте все заранее и экономьте. Вот и весь секрет успешного семейного бюджета. По данным интернет - журнала Point www.point.ru

2.2 Источники формирования доходов семьи

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов, которые  мы рассматривали выше, все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также результаты от проводимой социальной политики государства.

Средства, получаемые населением, работающим по найму, то есть заработная плата - составляют решающую часть доходов этой группы населения.

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов вырабатываются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную  систему, представляются в виде:

выплат по государственному страхованию;

банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное  обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

 процентов по вкладам  в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

выигрышей по лотереям;

 

Глава III. Влияние социальной политики государства на семейный бюджет.

Социальная политика - это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий  жизни и труда. Социальная политика занимает приоритетное место в социально ориентированной рыночной экономике.

Кроме того, социальная рыночная экономика предъявляет повышенные требования к уровню образования, квалификации, здоровью, культуре и духовности. Все это обуславливает ускоренное развитие социальной сферы в современном обществе.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях хозяйствования: микроуровне, макроуровне, интеграционном уровне, мировом уровне.

 На микроуровне  проводится социальная политика отдельных хозяйствующих субъектов экономики (фирм, предприятий, организаций).

 На макроуровне  осуществляется общегосударственная  и региональная социальная политика.

 Интеграционный уровень  предполагает реализацию скоординированной  социальной политики двух и более стран. Мировая социальная политика нацелена на решение глобальных социальных проблем.

Проведение социальной политики требует выделения соответствующих  экономических ресурсов, создания социальной инфраструктуры. Социальная политика нацелена на становление и развитие в обществе стабильных социальных отношений, системы социальной защиты населения, создание условий для постоянного роста уровня и качества жизни граждан.

3.1 Система социальной защиты

Неотъемлемым элементом  социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита населения - это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.

Рынок не в состоянии  обеспечить своим участникам гарантированный  доход и занятость. Граждане в  силу многих причин различаются по уровню доходов, состоянию здоровья, существуют безработные, инвалиды, неполные семьи и др. Одна из задач социальной рыночной экономики - создание эффективной системы социальной защиты.

«К важнейшим гарантиям  социальной защиты относятся: охрана труда  и здоровья граждан; минимальный размер заработной платы; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей; установление государственных пенсий и пособий; развитие системы социальных служб».

Социальная защита населения  рассматривается как особая деятельность государства, направленная на предоставление социально значимых благ и услуг всем его гражданам без каких либо условий и ограничений (трудового вклада, статуса занятости, уровня доходов, наличия детей и прочее).

По сути, в данном случае социальная защита практически совпадает  с разветвленной системой социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение конституционных прав личности. Однако в процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут.

В этих условиях государство и общество стремятся оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных или долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер.

Иными словами, формируется  своего рода «страховочный пояс», который  поддерживает людей, находящихся в  трудной жизненной ситуации, не давая им опуститься до уровня нищеты. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты - активную и пассивную.

Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей - в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.

Специфика социальной защиты населения выражается в том, что  это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные  усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы.

Основные принципы социальной защиты населения сформулированы в  конвенциях Международной организации труда (МОТ), которые нацеливают каждое государство на предоставление социальных гарантий всему населению при различных обстоятельствах, угрожающих здоровью или материальному благополучию. Национальные системы социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны.

Социальная защита населения - это система, включающая несколько  подсистем. Надо отметить, что составные  части социальной защиты населения  не всегда удается четко разграничить.

«Социальное обеспечение - это система обеспечения и  обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых  есть дети». Она, как правило, включает: пенсии; пособия работающим (по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.); пособия семьям, в которых есть дети; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов; пособия по безработице и другие.

«Пенсия - это регулярные денежные выплаты, предоставляемые  гражданам при достижении определенного  возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством. Различают трудовые и социальные пенсии.

Трудовые пенсии включают: пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет.

Право на пенсию по возрасту в России имеют мужчины, достигшие 60 лет и имеющие стаж работы не менее 25 лет, и женщины, достигшие 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с  длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от характера трудовых отношений, причин наступления инвалидности и др.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые ранее находились на его иждивении (дети, братья, сестры и др.).

Пенсия за выслугу  лет устанавливается тем категориям граждан, которые заняты на работах, ведущих к утрате трудоспособности или пригодности до наступления  возраста, дающего право на пенсию по возрасту (работникам авиации, шахтерам, геологам, морякам и др.).

Социальная пенсия назначается  неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию.

Социальное обеспечение  включает также выплату пособий  работающим гражданам. К ним относятся: пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Особое внимание в социальной рыночной экономике уделяется семьям, в которых есть дети. Государство выплачивает им пособия, которые помогают обеспечить подрастающему поколению нормальные условия жизни.

Социальное обслуживание престарелых и инвалидов - важная составляющая часть социального  обеспечения и возлагается как  на государственные центры социального  обслуживания, так и на негосударственный  сектор. К негосударственному сектору  социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.

Выплата пособий по безработице - другое направление деятельности социального обеспечения. Размер пособия  по безработице в разных странах исчисляется по-разному. В России размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если работник в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель.

Социальные гарантии - это реализации государством конституционных  прав граждан на улучшение важнейших  социальных благ и услуг. Социальные гарантии, предоставляемые государством населению в РФ, включают: право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии; единовременное пособие при рождении каждого ребенка; ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и прочие.

Социальная помощь - это  забота о гражданах, нуждающихся  в поддержке, содействии в связи  с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточным уровнем  личного дохода на основе проверки нуждаемости. В России социальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам, беженцам и вынужденным переселенцам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и других аварий, и др. Социальная помощь представляется в виде денежных и (или) натуральных выплат (жилье, одежда, услуги).

Социальное страхование - это система материального обеспечения  в случае временной потери трудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца, а также оздоровительных мероприятий (санатории, дома отдыха, лечебное питание, летние лагеря и т.д.).

Социальное страхование  включает не только денежные выплаты, компенсации, но также определенные услуги по лечению, реабилитации и профилактике. Финансирование социального страхования  осуществляется за счет работодателей, работников с возможным участием государства. Выплаты производятся из специальных фондов, формируемых на основе взносов (пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, и др.).

Резюмируя сказанное, следует  подчеркнуть, что большинство видов социальной защиты предоставляется бесплатно за счет централизованных внебюджетных органов социального назначения или части бюджетных средств.

Информация о работе Влияние социальной политики государства на семейный бюджет