Возникновение и историческое развитие права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является:
- определение исторического развития права в формировании культуры
общества;
- анализ основных аспектов правовой культуры, её структуру и функции;
- выявление особенностей развития права в формировании казахского
общества.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Возникновение и историческое развитие права. 6
1.1 Многообразие определений и единство понятий 6
Античная эпоха10
Средневековье. __^ . 15
Эпоха нового времени._ 20
1.5 Соотношение русского и казахского права и их влияние друг на
Друга. __^ 25
Глава 2. Правовая культура общества.
Основные аспекты правовой культуры общества. 31
Правовая социализация личности. 36
Государственное обустройство общества. 42
Правосознание личности. _ 47
Глава 3. Развитие права в формировании культуры казахстанского
общества. ____^__ _52
Заключение 59
Список использованных источников. 63

Файлы: 1 файл

Дип.-историческое-развитие-права.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

В Конституции  Республики Казахстан употреблен термин «действующее право» для того, чтобы подчеркнуть, что нормы Конституции не являются лишь декларациями, а применяются непосредственно. Также в соответствии с данной нормой действующими признаются только такие нормативные правовые акты, которые соответствуют Конституции Республики Казахстан.

Национальное  право Казахстана состоит не только из нормативных актов, принимаемых государственными органами Республики Казахстан, но и из международных договоров и иных обязательств республики.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан  субъектами правотворчества являются народ, Президент, Парламент, Правительство, центральные исполнительные органы[35]. В то же время в пункте 1 статьи 4 указывается, что в действующее право включаются принимаемые в соответствии с Конституцией нормативные правовые постановления Конституционного Совета и Верховного суда Республики. Ненормативные акты указанных органов не являются источниками действующего права.

 

55

Правовая  система Республики Казахстан основывается на понимании права как совокупности абстрактно-всеобщего правила поведения, регулирующих однородную совокупность общественных отношений.

Также отличительной чертой правовой системы Республики Казахстан является конституционное признание и закрепление приоритета естественных прав и свобод человека.

Основной  источник права это Конституция, принимаемая высшим представительным органом - Парламентом Республики Казахстан или путем референдума. Так, путем референдума 30 августа 1995 года была принята ныне действующая Конституция Республики Казахстан. Девятнадцать изменений и дополнений были внесены в Конституцию 8 октября 1998 года.

Конституция Республики Казахстан является основным Законом государства. Она также является правовой основой для всех остальных (конституционных и обычных) законов и подзаконных актов.

Контроль за конституционностью всех законов и подзаконных актов в Республике Казахстан осуществляет Конституционный Совет.

Важную роль в правовой системе Республики Казахстан играют кодексы -кодифицированные нормативные правовые акты отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу они занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли законодательства.

Значительную  роль играют подзаконные нормативные  правовые акты, принимаемые различными органами исполнительной власти (постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и другие). Надзор за соответствием законов и подзаконных нормативных актов Конституции осуществляет прокуратура Республики Казахстан. В системе источников права в Республики Казахстан правовой обычай играет вспомогательную роль, применяясь в основном в гражданском законодательстве. Так, в Гражданском кодексе Республики Казахстан указывается, что обычаи делового оборота могут служить источником гражданского законодательства.

 

 

 

56

В Республики Казахстан суд не является творцом права, не имеет права создать новые нормы права. Но он обладает большой свободой в толковании применяемых    нормативных   правовых    актов.    Так,    согласно    статье    78 Конституции «суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий  применению,  ущемляет  закрепленные  Конституцией   права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта конституционным» [34].

Нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного суда имеют нормативно-правовой характер.

К одной из важнейших особенностей правовой системы Республики Казахстан следует отнести принцип верховенства Конституции. Данный принцип имеет различные аспекты. В теории государства и права выражается мнение о совпадении понятий правовое государство и конституционное государство, поскольку в Конституции находят отражение высшие правовые идеи и принципы. Поэтому верховенство Конституции означает идею подчинения государства Конституции, а также то, что именно на основе Конституции должна быть построена деятельность всех государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан во всех сферах государственной и общественной жизни.

Так, на принципе верховенства Конституции основана территориальная целостность, унитарная форма устройства президентская форма правления в Казахстане.

Высшая  юридическая сила Конституции Республики Казахстан означает, что как конституционные, так и обычные законы, иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции, что органы государственной власти всех уровней, должностные лица, органы местного самоуправления, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию.

 

57

Особо следует отметить положение, в котором закрепляется что нормативные правовые акты или их отдельные правовые нормы, положения, противоречащие Конституции, считаются не имеющими юридической силы и подлежат отмене.

Как на одну из важнейших характеристик Конституции, указывающих на ее высшую юридическую силу, следует указать на свойство Конституции прямого действия.

Данное положение означает, что государственные органы должны принять нормы Конституции непосредственно к тем общественным отношениям, которые они регулируют.

Прямое  действие Конституции проявляется и в ее правосозидающеи роли, поскольку в Конституции прямо указывается на действие конкретных законов. Также в ней определены нормотворческие полномочия высших органов государственной власти.

Нормы Конституции применяются прямо или непосредственно в случаях, если отсутствуют специальные нормы, регулирующие общественные отношения, подлежащие регламентации; если нет необходимости в принятии специальных норм для регулирования общественных отношений; если имеющиеся нормы противоречат нормам Конституции.

К источникам права также относятся и международные договоры, но не все, а лишь те, которые ратифицированы республикой. В самой Конституции Республики Казахстан 1995г. сказано, что «международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед её законами и принимаются непосредственно». Это нормативное положение означает, что международные акты права, среди которых Устав ООН, международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан состоят выше Конституции, конституционных законов, кодексов и текущих законов. Такой вывод основывается на принципах и нормах международного публичного права и законодательных актах Республики Казахстан, включает нескольких юридических     оснований,     среди     которых     следует     назвать     принцип

 

58

обязательности  их исполнения, принцип ответственности, принцип ратификации договоров и другие.

Ратификация - способ выражения согласия республики на обязательность для нее международного договора путем его утверждения Парламентом Республики Казахстан.

Ратификации Парламентом подлежат международные договоры Республики Казахстан:

1) исполнение которых требует изменения действующих, принятия новых 
законов,   а   также   устанавливающих      иные   правила,   чем   предусмотрено 
законами Республики Казахстан;

  1. о  территориальном разграничении Республики  Казахстан  с  другими 
    государствами, включая договоры о прохождении государственной границы 
    Республики     Казахстан,     а     также     о     разграничении     исключительной 
    экономической зоны и континентального шельфа Республики Казахстан;
  2. об основах межгосударственных отношений по вопросам разоружения 
    или международного мира и безопасности,  а также мирные  договоры     и 
    договоры о коллективной безопасности;
  3. об участии Республики Казахстан     в  межгосударственных  союзах, 
    международных организациях и  иных объединениях,  если  такие  договоры 
    предусматривают   передачу   им    осуществления    части    суверенных    прав 
    Республики   Казахстан   или   устанавливают   юридическую   обязательность 
    решений их органов для Республики Казахстан;

5) о   государственных   займах   и   оказании   Республикой   Казахстан 
экономической и иной помощи.

Ратификации полежат международные договоры Республики Казахстан, при заключении которых договаривающиеся государства условились их ратификации.

Таким образом, ратификации полежат международные договоры Республики   Казахстан,   имеющие   важнейшее   государственное   значение   и

 

59

затрагивающие существенные интересы государства, вплоть до суверенных прав.

Поэтому до ратификации  международные договоры рассматриваются  на соответствие их Конституции Республики Казахстан. Конституционный Совет по обращению Президента, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не имеет одной пятой части от числа депутатов Парламента, Премьер-министра рассматривает до ратификации международные договоры Республики Казахстан на соответствие их Конституции. Международные договоры, признанные несоответствующими Конституции не могут быть ратифицированы и введены в действие.

Ратифицированные  Парламентом международные договоры имеют приоритет перед ее законами. Если исходить из того, что в Конституции разграничены обычные законы и конституционные законы, то, вероятно, речь идет о том, что международные договоры, ратифицированные Парламентом Республики Казахстан, имеют приоритет перед обычными законами. Международные договоры, ратифицированные Парламентом Республики Казахстан, применяются непосредственно. Это означает, что содержащиеся в таких договорах правовые нормы регулируют соответствующие общественные отношения, порождают права, обязанности и ответственность их участников.

В соответствии с Конституцией все законы, международные  договоры, участником которых является республика, публикуются. Законы Республики Казахстан, постановления и другие акты, принятые Парламентом Республики Казахстан, публикуются в издаваемых на казахском и русском языках «Егемен ПазаПстан», «ЗаП», «Казахстанская правда», «Юридическая газета». Законы Республики Казахстан публикуются в указанных газетах или официальных приложениях к ним в семидневный срок после их подписания Президентом Республики Казахстан, но не позднее семидневного срока после их принятия. Опубликование законов Республики Казахстан в «Ведомостях Парламента», в газетах «Егемен ПазаПстан» и «Казахстанская правда» является официальным.

 

60

Все указанные  акты могут быть также опубликованы в иных орагнах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы по телеграфу, направлены соответствующим органам и организациям.

Законы Республики Казахстан, другие акты Парламента нормативного характера вступают в силу на всей территории республики одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в газетах «Егемен ПазаПстан» и «Казахстанская правда» или официальным приложениям к ним. Указанные сроки вступления законов в силу не применяются в тех случаях, когда Парламентом Республики при принятии акта установлен другой срок введения его в действие.

Вступившие  в силу для Республики Казахстан  межгосударственные и межправительственные договоры, не подлежащие ратификации  публикуются в сборнике «Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики».

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, также должны быть опубликованы официально, то есть от имени тех государственных органов, которые их принимали.

 

61

Заключение.

Возникнув, право заняло центральное место или, во всяком случае, одно из центральных мест в системе социального регулирования общества.

По своим свойствам  и регулятивным качествам, по заложенной в нём социальной энергии право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

В ходе дипломной  работы, выполнив поставленные задачи, пришли к выводам, что развитие общества, которое сопровождалось обострением противоречий между классами, ужесточением классовой борьбы, развитием феодальной собственности, обусловило развитие права, идей которого отразились в трудах многих философов древности, а также нашли отражение и в современном праве.

Важнейшим признаком  и обязательным условием построения общества и правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры работников правоохранительных органов, должностных лиц. Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В неё входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а так же индивидов, имеющие юридическое значение.

Структурными  элементами правовой культуры выступают  компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосудие, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Правовая культура в реальной жизни выполняет такие специфические функции как:

  1. познавательно-преобразовательная;
  2. праворегулятивная;
  3. ценностно-нормативная;
  4. правосоциализаторская;
  5. коммуникативная.
  6.  

Информация о работе Возникновение и историческое развитие права