Возникновение и развитие идей правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Содержание работы

Возникновение и развитие правового государства
Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства
Понятия и признаки правового государства
Принцип организации деятельности правового государства
Система разделения властей в правовом государстве
Верховенство закона
Взаимная ответственность личности и государства
Практика становления правового государства
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт социологии и права

                                                     Кафедра права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

                                      по курсу

 

Теории государства и права 

 

на тему: ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

 

 

 

                                      Выполнил: студент гр. Кч-111 СДПВД

                                      Немиров Сергей Михайлович

 

                                      Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Возникновение и развитие правового государства
  2. Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства
  3. Понятия и признаки правового государства
  4. Принцип организации деятельности правового государства
  5. Система разделения властей в правовом государстве
  6. Верховенство закона
  7. Взаимная ответственность личности и государства
  8. Практика становления правового государства
  9. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.               

 Правовое  государство - это такая форма  организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.        

 Представления  о государстве как организации,  осуществляющей свою деятельность  на основе закона, начали формироваться  уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.         

 Государственная  власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних  мыслителей, считается справедливой  государственностью. “Там, где отсутствует  власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.        

 Рост производительных  сил, изменение социальных и  политических отношений в обществе  в эпоху перехода от феодализма  к капитализму порождают новые  подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации  государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.        

 Наиболее известные  идеи правовой государственности  изложили прогрессивные мыслители  того времени Н. Маккиавелли  и Ж. Боден. В своей теории  Маккиавелли на основе опыта  существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности  свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.        

 В период буржуазных  революций в разработке концепции  правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.        

 Надо отметить, что  среди русских философов идеи  правового государства тоже нашла  отражение. Они излагались в  трудах П. И. Пестеля, Н. Г.  Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.         

 Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.        

 В послеоктябрьский  период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.         

 Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. 

 

 

 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И  НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА.        

 Экономической основой  правового государства являются  производственные отношения, базирующиеся  на многоукладности, на различных  формах собственности (государственной,  коллективной, арендной, частной, кооперативной,  частной и других) как равноправных  и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.                  

 Социальную  основу правового государства  составляет саморегулирующееся  гражданское общество, которое объединяет  свободных граждан - носителей  общественного прогресса. В центре  внимания такого государства  находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.          

 Нравственную  основу правового государства  образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.         

 Правовое  государство - это суверенное  государство, которое концентрирует  в себе суверенитет народа, наций  и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО

ГОСУДАРСТВА.    

 Историческая  память хранит немало поучительных  и  плодотворных идей о совместимости государства с правом.  Правовое государство - это продукт нового времени.  Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового   государства   лежат   идеи   немецкого   философа    Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо.  Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола),  должно прийти правовое  государство,  в основе которого лежит идея автономной личности,  обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.     

 Концепция  правового  государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает  практический разум,  или свободная воля людей;  человек становится моральной личностью,  если возвысился  до  понимания своей ответственности перед человечеством в целом;  в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями  категорического императива,  который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же,  как к цели,  и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай  так,  чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом";  правом,

основанным  на нравственном законе,  должны быть определены границы  поведения  людей с целью,  чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило  свободе  других;  право  призвано обеспечить  внешне  благопристойные,  цивилизованные  отношения между людьми;  госудаство - это  соединение  множества  людей, подчиненных правовым законам.  Или "государство в идее,  такое, каким оно должно  быть"  обязано  сообразовываться  "с  чистыми принципами права";  государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.    

 Государственно-правовые  воззрения Монтескье сводятся  к тому,  что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том,  что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу;  исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия,  при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов,  посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков,  равенство и умеренность состояний, охрану семейного  достояния.  Теоретическая  конструкция правового государства,  сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ  вв., включает разделение властей на законодательную,  исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все,  что не запрещено законом",  установление реальных гарантий прав и свобод личности.     

 Многие  ключевые понятия прошлого повторяются  на новом витке исторического  развития. Еще несколько лет назад  словосочетание "правовое государство"  привычно ассоциировалось с теми  разделами университетского курса,  где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение  научная  осмысленность  самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает  на  господствующую  форму собственности и на определенную идеологию.  Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения,  исключающего  эту идеологию.  Более того,  идея правового государства уже  подразумевает  антисоциалистичность, т.е.  частную собственность в качестве первичной и исходной.  В нашем государстве делается попытка  не  только  возродить  идею правового госудуарства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.    

Информация о работе Возникновение и развитие идей правового государства