Возникновение и развитие Казначейства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Зная, когда и какие расходы будут осуществлять бюджетные учреждения, Казначейство, оперативно управляя свободными остатками средств, может вносить предложения по сокращению привлечения краткосрочных источников погашения внутрикассовых разрывов, что, в конечном счете, приведет к экономии бюджетных средств, направляемых на обслуживание государственного долга.
Целью данной работы является более подробное изучение федерального казначейства, в системе управления финансами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Возникновение и развитие Казначейства в России…………………….4
2. Функции и задачи Федерального Казначейства РФ.
Территориальная организация Казначейства……………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….16

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 64.45 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1. Возникновение и развитие  Казначейства в России…………………….4

2. Функции и задачи  Федерального Казначейства РФ.

Территориальная организация  Казначейства……………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По мере перехода российской экономики к рыночным отношениям все большее значение приобретает  рациональное управление государственными финансами. К середине 1992 года Российская Федерация пришла к состоянию, когда  исполнение федерального бюджета практически  вышло из под контроля Правительства.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное  решение в сложившейся ситуации – решение об организации в  Министерстве финансов Российской Федерации  системы органов Федерального казначейства и переводе федерального бюджета  на казначейскую систему исполнения как первого этапа по установлению контроля Правительства Российской Федерации за государственными финансами. К 2001 году создание органов казначейства на территории Российской Федерации  было практически завершено.

Основное предназначение казначейской системы – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами.

Успешное развитие экономики  любого государства во многом зависит  от достоверности и оперативности  получения информации о состоянии  государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности  эффективного управления ими. Правительство  Российской Федерации должно знать, сколько у него денег, сколько  оно должно из них отдать, когда  и кому, а также прогнозировать, сколько и когда оно получит  доходов. Основным поставщиком этой информации для Правительства РФ выступает Федеральное казначейство.

Собранная Казначейством  информация позволяет Правительству  оценить работу органов государственного управления и получить более ясное  представление об экономических  последствиях проводимой ими бюджетной  политики. Правительство страны может  увидеть, кто и как тратит бюджетные  средства, в системе какого министерства есть неиспользованные средства, а  кто испытывает затруднения.

Зная, когда и какие  расходы будут осуществлять бюджетные  учреждения, Казначейство, оперативно управляя свободными остатками средств, может вносить предложения по сокращению привлечения краткосрочных  источников погашения внутрикассовых разрывов, что, в конечном счете, приведет к экономии бюджетных средств, направляемых на обслуживание государственного долга.

Целью данной работы является более подробное изучение федерального казначейства, в системе управления финансами.

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  КАЗНАЧЕЙСТВА В РОССИИ

Исторические корни казначейской системы уходят в глубину веков. Еще в Московском великом княжестве  и Русском Государстве XV - XVI веков  существовал исполнительный орган, называвшийся "казна", контролировавший взимание податей, сборов и повинностей. В середине XVI века его функции  были переданы Приказом (Казенному, Посольскому, Холопьего суда и т.д.), а с 1775г. в России введены казенные палаты, как государственные учреждения.

В 1710 году в период правления  Петра I была создана Счетная или  Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.

При Екатерине II в 1785 году была проведена реформа городского управления. И казначейство становится органом, осуществляющим сбор и хранение денежной казны, а также исполнение росписи  государственных доходов и расходов на местах (уездные казначейства). В 1780 году в Москве и Санкт-Петербурге были открыты казначейства штатных  и остаточных сумм, в ведении которых  находились все текущие расходы  за исключением "военных, флотский и  кабинетных". При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных - согласно особым расписаниям, составляемым "Экспедицией о государственных  доходов", учрежденной при 1-м департаменте Сената.

В 1780-1781 гг. было проведено  разграничение данной экспедиции на четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию недоимок и доборов через местные власти. Следует отметить, что данное разграничение  направлений деятельности финансовых органов сохранилось с некоторыми изменениями до наших дней. В период царствования Павла I с 4 декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в  ведении Государственного казначея.

В 1802 году важнейшим преобразованием  Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. 1Заведование делами государственного хозяйства было вверено Министрам Финансов, Коммерции и Государственному казначею. Первыми Государственными казначеями стали Голубцов Ф.А. (1802-1810 гг.) и Кампенгаузен Б.Б. (1810-1811 гг.).

В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент  Главного казначейства, которым составлялся  Генеральный денежный отчет по Государству. В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-расходное  и контрольно-оборотное, а также  канцелярия.

Вопрос о достижении единства кассы был поднят в 1855 году, а уже  с 1864 года единство кассы, выразившееся в отмене деления касс на приходные  и расходные было введено в  Санкт-Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю (с 1868 - и на Закавказье). В 1872 году была издана единственная для  всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке  приема казначейством монет, кредитных  бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т.д.

С 1897 года происходит слияние  казначейских касс с банковскими (в 1900 году - уже во всех 727 казначействах  на местах).

После революции 1917 года на базе казначейства были созданы приходно-расходные  кассы Наркомфина, слитые в октябре 1918 года по Постановлению Совета Наркома  с учреждениями Народного Банка. Новой власти, строившей государство  не на основе рыночных отношений, а  на распределении и нормировании четкие и определенные функции казначейств  были не приемлемы.

Народный банк сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства, сметно-бюджетную работу, руководство  денежным обращением.

Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать.

А после 1917 года исполнение бюджета осуществлялось созданными на основе казенных палат приходно-расходными кассами Наркомфина.

С середины 20-х годов функции  казначейства были, в основном, переданы Госбанку. И до 1991 года Государственный  банк СССР с его сетью банков на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов, расходов и остатков федерального бюджета. Однако действовавшая в СССР система исполнения бюджета имела существенный недостаток. Она приводила к наращиванию инфляционных процессов в стране, так как финансирование расходов производилось без учета реально поступающих доходов и носило эмиссионный характер.

В начале проведения экономических  реформ изменения в процессе исполнения федерального бюджета позволили  решить главную задачу - ликвидировать  практику автоматического и бесконтрольного  кредитования Центральным банком бюджетного дефицита.

В то же время с углублением  экономических преобразований и  коренным изменением состояния всей экономики нашей страны в процессе исполнения бюджета появилось множество  других не менее значительных недостатков.

Во-первых, развитие рыночных процессов в Российской экономике  сопровождалось разрушением централизованной государственной банковской системы  и образованием разрозненной массы  коммерческих банков. Центральный банк Российской Федерации сосредоточил усилия на вопросах организации денежно-кредитного обращения и значительно снизил приоритетность вопросов исполнения федерального бюджета: был серьезно ослаблен учет бюджетных средств. А коммерческие банки на местах не только устранились  от контроля за использованием государственных  федеральных средств, но и заинтересованы в отсутствии такого контроля.

Во-вторых, наряду с этим, законодательное закрепление самостоятельности  бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований в рамках единой бюджетной  системы России освободило местные  финансовые органы от обязательного  контроля за правильностью и целевым  характером использования средств  федерального бюджета.

В третьих, в области исполнения федерального бюджета по доходам  порядок, который существовал ранее  характеризовался не только низкой оперативностью зачисления на счета федерального бюджета, длительными задержками, неполнотой и расхождениями в2 информации представляемой Центральным банком, но также передачи отчислений от поступлений по федеральным налогам и доходам в местные бю3джеты.

Вытекающие из этого дискретность процесса финансирования расходов из федерального бюджета, а также невозможность  составления полноценных прогнозов  на краткосрочную и среднесрочную  перспективу снижала эффективность  бюджетного исполнения.

В четвертых, в сфере расходов федерального бюджета действующая  система носила отпечаток предельно  централизованной директивной экономики, поскольку допускала их формирование лишь на стадии платежа, то есть на стадии, когда маневрирования государственными финансовыми ресурсами уже практически  упущена.

В пятых, постановка учета  бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а значит эффективно контролировать данные операции.

И в-шестых, практически бесконтрольно  осуществлялось использование средств  многочисленных государственных внебюджетных фондов. Утрата государственного контроля за поступлением и использованием средств  федерального бюджета, отсутствие детального учета этих средств породило безответственное отношение к ним на всех уровнях, привело к ослаблению бюджетной  дисциплины, а отсутствие объективной  информации в условиях острой недостаточности  бюджетных средств не позволяла  перегруппировать финансовые ресурсы  для наиболее рационального их использования  в период осуществления рыночных преобразований в экономике.

Таким образом, действовавший  механизм использования федеральных  финансовых ресурсов слабо адаптирован  к современным экономическим  условиям, был не способен обеспечить прозрачность бюджета и эффективный  контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, отягощен многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами  в условиях дефицита бюджета и  создавал возможности их нецелевого использования.Принципиально важно  то, что с развитием рынка федеральный  бюджет становится основным элементом, обеспечивающим управляемость экономикой. Значительный спад производства и высокий уровень инфляции требуют жесткого контроля за распределением и расходованием бюджетных средств. В то же время, в условиях, когда через бюджет перераспределяется около половины ВВП, неэффективные методы исполнения бюджета сами становятся генератором дестабилизирующих экономику факторов, и подлежат глубокой коррекции. Поэтому в данной ситуации возникла острая необходимость в проведении коренных преобразований в бюджетном процессе, то есть создании и внедрении новых более эффективных механизмов исполнения федерального бюджета.

В этот период было принято  решение о том, что потерю прежних  рычагов управления средствами федерального бюджета на местах должно возместить создание федерального казначейства Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 был в принципиальном, а постановлением Правительства  России от 27 августа 1993 года № 865 в организационном  плане решен вопрос о создании федерального казначейства в составе  Министерства финансов Российской Федерации.

Указанные правовые акты положили начало воссозданию казначейской системы  исполнения федерального бюджета. В  процессе начавшегося ее формирования был решен ряд не только концептуальных, но и организационных, а также  методологических вопросов. Тем не менее и сегодня часто можно  услышать возражения против создания системы органов федерального казначейства.

Таким образом, необходимость  создания органов федерального казначейства связана с решением целого комплекса  проблем:

1. Повышение эффективности  использования бюджетных средств,  появление возможностей маневрирования  бюджетными средствами в процессе  исполнения бюджета, прекращение  их нерационального и нецелевого  использования;

2. Повышение оперативности  зачисления доходов на счета  федерального бюджета;

3. Предоставление федеральным  органам власти и управления  оперативной и достоверной информации  об исполнении бюджета;

4. Повышение оперативности  контроля за процессом перечисления  и использования бюджетных средств;

5. Достижение большей  сбалансированности бюджета по  доходам и расходам и др.

Первый опыт работы казначейских органов позволяет сделать вывод  о положительном влиянии, оказываемом  ими на ход бюджетного процесса. В частности, с началом работы органов казначейства территории стали  получать более упорядоченную и  понятную схему финансирования объектов, программ за счет федерального бюджета, при которой по всей вертикали  средства физически не попадают на счета соответствующих распорядителей, а доводятся до конечных потребителей на основании распорядительных решений  их вышестоящих органов через  казначейские счета.

Таким образом, решение о  создании органов федерального казначейства является полностью обоснованным и  своевременным. И сегодня следует  ставить вопрос не о целесообразности деятельности казначейства, а о необходимости  ускорения темпов создания его территориальных  органов, формирования материально-технической  базы, единой телекоммуникационной системы  казначейских органов и повышении  эффективности их работы на основе совершенствования отечественного и зарубежного опыта.

Информация о работе Возникновение и развитие Казначейства в России