Выборы в системе государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...ст.2
Глава 1. Выборы в системе государственной власти…………………...ст.3
1.1.Демократия и выборы…………………………………………………ст.3
1.2. Выборы как политическая ценность и правовой институт……...…ст.5
1.3. Принципы организации и проведения выборов…………………….ст.8
1.4.Обязательность выборов…………………………………...................ст.9
1.5. Периодичность выборов…………………………………………...…ст.10
1.6. Открытость и гласность выборов……………………………………ст.11
1.7. Свобода выборов………………………………………………………ст.12
1.8. Уровни и виды выборов……………………………………………….ст.13
Глава 2. Понятие и виды избирательных систем………………………..ст.16
2.1. Понятие избирательной системы…………………………………….ст.16
2.2. Мажоритарная система……………………………………………….ст.17
2.3. Пропорциональная система…………………………………………..ст.19
2.4. Полупропорциональные системы……………………………………ст.20
2.5. Смешанные системы………………………………………………….ст.21
Глава 3. Избирательное законодательство в системе конституционного права………………………………………………………………………..ст.22
3.1. Конституционное регулирование принципов избирательного
права………………………………………………………………………...ст.23
Глава 4. Источники избирательного права РФ………………………….ст.25
4.1. Конституция Российской Федерации как источник избирательного права..............................................................................................................ст.26
Заключение…………………………………………………………………ст.28
Список используемой литературы………………………………………ст.29

Файлы: 1 файл

Выборы.docx

— 56.53 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………...ст.2

Глава 1. Выборы в системе государственной власти…………………...ст.3

1.1.Демократия и выборы…………………………………………………ст.3

1.2. Выборы как политическая ценность  и правовой институт……...…ст.5

1.3. Принципы организации и проведения  выборов…………………….ст.8

1.4.Обязательность выборов…………………………………...................ст.9

1.5. Периодичность выборов…………………………………………...…ст.10

1.6. Открытость и гласность выборов……………………………………ст.11

1.7. Свобода выборов………………………………………………………ст.12

1.8. Уровни и виды выборов……………………………………………….ст.13

Глава 2. Понятие и виды избирательных систем………………………..ст.16

2.1. Понятие избирательной системы…………………………………….ст.16

2.2. Мажоритарная система……………………………………………….ст.17

2.3. Пропорциональная система…………………………………………..ст.19

2.4. Полупропорциональные системы……………………………………ст.20

2.5. Смешанные системы………………………………………………….ст.21

Глава 3. Избирательное законодательство в системе конституционного права………………………………………………………………………..ст.22

3.1. Конституционное регулирование  принципов избирательного

права………………………………………………………………………...ст.23

Глава 4. Источники избирательного права РФ………………………….ст.25

4.1. Конституция  Российской Федерации как источник  избирательного     права..............................................................................................................ст.26

Заключение…………………………………………………………………ст.28

Список используемой литературы………………………………………ст.29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В условиях становления и развития в России демократического правового государства  народовластие, которое в советский  период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения  избирателей, определяющих путем выборов  конкретный состав представительных органов  государственной власти и местного самоуправления, а также партийную  принадлежность и связанный с  ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального  и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление  движения страны на обозримый период.

Недостаточно  объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное - добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов  граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую  роль в этом процессе играют выборы и референдум.

В истории  достижений человеческой цивилизации  выборы и избирательные процедуры  занимают свое особое место. Право граждан  участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом  современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла  новые возможности и условия  превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Сегодня как  никогда ощущается потребность  в конструктивных идеях в различных  областях общественной и государственной  деятельности. В нашей стране уже  сложилась практика правового решения  таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Выборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной  позиции, о необходимости которой  так много впустую говорили в  предшествующий период истории страны.

Выборы - это  способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

И, наконец, выборы - это мощный инструмент воздействия  на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных  органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

 

Глава 1. Выборы в системе государственной  власти.

1.1.Демократия и выборы.

 

Система организации  выборов (избирательная система) и  избирательное право являются необходимыми элементами осуществления народовластия - исходного принципа российской государственности. Конституция Российской Федерации содержит основополагающие положения, относящиеся к организации и проведению выборов и имеющие высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны.

В Конституции обозначена конституционно-правовая формула взаимоотношений между демократией как политической формой организации государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной правосубъектности общества, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Фундаментальной является конституционная характеристика институтов референдума и выборов как высшего и непосредственного выражения власти народа.

К конституционным  основаниям становления и развития политической демократии и обеспечивающего  ее избирательного права и законодательства относятся также верховенство Конституции  и федеральных законов, наличие  конституции (устава) и законодательства у каждого субъекта Российской Федерации, единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Особо важны для понимания природы  конституционной демократии и правового  регулирования избирательного процесса положения статьи 32 Конституции  Российской Федерации, устанавливающие  политическое субъективное право граждан  Российской Федерации избирать и  быть избранными в органы государственной  власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Для сохранения и развития институтов политической демократии существенное значение имеет конституционная  норма, запрещающая издавать законы, отменяющие или умаляющие права  и свободы человека и гражданина, которые могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо для защиты конституционного строя. Классическое определение демократической государственности  признает в качестве ее атрибутивного  признака наличие государственных  органов, избираемых гражданами на определенный срок. Решение всего комплекса вопросов воспроизводства и ротации выборных институтов власти через избирательный процесс связано с соблюдением ряда основных политико-правовых принципов.

И хотя указанные  признаки парламентарной демократии относятся  к опыту функционирования и развития институтов классической модели организации  публичной власти, в своих исходных определениях они имеют общее  значение и смысл, поскольку основу любой демократической политической системы составляет единство принципов  представительности общественных интересов  и выборности их полномочных представителей.

В них обнаруживает себя действительная природа взаимоотношений  между обществом и государством, гражданином и властью как  двумя конститутивными элементами любой политической системы. Выборы и демократия - хотя и взаимозависимые, но не совпадающие категории. Историческая практика знает множество примеров использования выборов в ситуациях, не предполагающих ротацию и передачу власти по итогам голосования. Демократические, свободные, открытые и конкурентные выборы - итог длительной эволюции социальных, политических и правовых институтов. В современных условиях перехода к системе политической демократии, для которой волеизъявление граждан на выборах является исходным условием легитимности власти, непрерывности, сменяемости и преемственности в деятельности выборных государственных институтов, сама возможность перехода находится в прямой зависимости от последовательного освоения и безусловного соблюдения политических и правовых принципов организации и проведения выборов, культивирования навыков демократического участия граждан в избирательном процессе и понимания ими социального значения периодически проводимых избирательных кампаний.

Традиционный  взгляд на выборы как формальную процедуру  формирования органов публичной  власти является ограниченным и неполным в ситуации, когда выборы превращаются в институт народовластия, способ реализации политической правосубъектности граждан, конституционную основу государственного строя. В этом контексте реальное содержание и разнообразные функции выборов могут быть предметно раскрыты и определены в системе таких взаимосвязанных категорий, как избирательное право, избирательная система и избирательный процесс. Их изучение и составляет предмет данного курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Выборы как политическая ценность  и правовой институт.

 

Система организации  выборов (избирательная система) и  избирательное право являются необходимыми элементами осуществления народовластия - исходного принципа российской государственности. Конституция Российской Федерации  содержит основополагающие положения, относящиеся к организации и  проведению выборов и имеющие  высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны.

В Конституции  обозначена конституционно-правовая формула  взаимоотношений между демократией  как политической формой организации  государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из направлений непосредственного  участия граждан в управлении делами государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной  правосубъектности общества, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Фундаментальной является конституционная характеристика институтов референдума и выборов как высшего и непосредственного выражения власти народа.

К конституционным  основаниям становления и развития политической демократии и обеспечивающего  ее избирательного права и законодательства относятся также верховенство Конституции  и федеральных законов, наличие  конституции (устава) и законодательства у каждого субъекта Российской Федерации, единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Особо важны  для понимания природы конституционной  демократии и правового регулирования  избирательного процесса положения  статьи 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающие политическое субъективное право граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать  в референдуме. Для сохранения и  развития институтов политической демократии существенное значение имеет конституционная  норма, запрещающая издавать законы, отменяющие или умаляющие права  и свободы человека и гражданина, которые могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо для защиты конституционного строя. Классическое определение демократической государственности  признает в качестве ее атрибутивного  признака наличие государственных органов, избираемых гражданами на определенный срок исторический опыт показал, что характерная черта взаимоотношений между обществом и государством состоит в их взаимном недоверии друг к другу. В новых условиях этим основным действующим лицам отечественной политической сцены необходимо найти публично-правовой язык урегулирования встречных требований и претензий, поскольку в ходе исторического развития им и фактически, и юридически было свойственно желание превратить другую сторону прежде всего в объект решения собственных проблем, что и привело к полной деградации государственно-общественных институтов, норм и ценностей. Подобная утилитарная, а по существу антисоциальная и антиправовая, позиция как самого общества, так и отчужденного от него государства обернулась циклическим процессом общественных кризисов, революций и административно-бюрократических реформ, а в конечном итоге – разрушением общего культурного, правового и политического пространства.

Преодолеть  взаимное недоверие и отчуждение представляется возможным посредством  образования публично-правовой структуры  взаимодействия общества и государства, которая стала бы предпосылкой и  условием их совместной деятельности и существования. Такой структурой являются институты непосредственной и представительной демократии, благодаря  которым власть и граждане, сохраняя условия собственной автономии, воспроизводства и регулирования, сосуществуют в режиме постоянного  диалога и взаимоконтроля. Ресурсы  их интеграции заключены в модели конституционно-демократической государственности, в рамках которой присутствует реальная возможность включения граждан  в процессы выработки и принятия решений по ключевым вопросам общественного  развития и ориентации деятельности государственных институтов и учреждений на практическое осуществление этих, а не других решений.

Однако отношения  между обществом и государством, властью и гражданином в условиях демократической формы их организации  не являются идеальными. Политический гражданский контроль за деятельностью государственных институтов тоже обладает целым рядом конфликтогенных качеств. Демократия порождает свои тупиковые линии поляризации общественных групп и интересов. Дилеммы, которые несут в себе негативные тенденции развития, провоцируют кризисы и даже электоральные катастрофы. Такие иррациональные формы демократии, как маргинальная демократия, несут в себе столь же разрушительный потенциал, как тоталитарное или бюрократическое государство. Отсюда настоятельная потребность всесторонне осмыслить это общественно-историческое явление, понять его политическую природу, раскрыть юридическое содержание и гарантировать наименьшие социальные издержки в ситуации перехода к системе ответственного участия граждан и их выборных представителей в структурах и процессах власти.

Выборы - важнейший институт организации  и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Они составляют новую проблемную область и сферу профессиональной деятельности. В современной науке  феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется представителями самых различных профессий, и прежде всего юристами, историками, политологами и политиками. Сегодня, как и вчера, политики не только выстраивают конкретные схемы общественного устройства, но и реализуют абстрактные виды стратегии и тактики изменения существующих институтов государственной власти и управления; юристы не ограничиваются вопросами формулирования норм позитивного права и законодательства, регламентирующего власть в ее необходимых проявлениях, а активно включаются в обоснование политической практики превращения желаемого образа государства и права в реальность.

Информация о работе Выборы в системе государственной власти