Бюрократизм и коррупция в аппарате российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:17, реферат

Описание работы

На протяжении столетий в России господствовала авторитарно-политическая культура, составной частью которой является бюрократическое управление. Смена социально-политического устройства не приводит к немедленному изменению ментальности и внутреннего настроя людей. Поэтому в ежедневных проявлениях бюрократизма постоянно угадываются тени прошлого, которые оставили глубокий след в индивидуальном и коллективном сознании общества.
Для того чтобы иметь более четкое представление что такое бюрократизм, необходимо дать его полное определение.

Файлы: 1 файл

Бюрократизм и коррупция в аппарате российского государства.docx

— 26.38 Кб (Скачать файл)

         «Бюрократизм и коррупция в аппарате российского государства»

На протяжении столетий в  России господствовала авторитарно-политическая культура, составной частью которой  является бюрократическое управление. Смена социально-политического устройства не приводит к немедленному изменению  ментальности и внутреннего настроя  людей. Поэтому в ежедневных проявлениях  бюрократизма постоянно угадываются  тени прошлого, которые оставили глубокий след в индивидуальном и коллективном сознании общества.

Для того чтобы иметь более  четкое представление что такое  бюрократизм, необходимо дать его полное определение.

Бюрократизм это: концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти, организационно-исполнительных полномочий в руках работников специализированного аппарата различных социальных институтов и организаций в условиях неразвитости или авторитарной деградации демократического контроля.

Когда говорят о бюрократизме, также используют и понятие бюрократии. По сути, это то же самое, но все же, есть некоторые отличительные черты.

Слово «Бюрократия» в буквальном переводе означает господство канцелярии ,власть аппарата управления. Само по себе это слово не несет отрицательного значения. Различные учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в подведомственных структурах процессами, для организации связей между участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к собственным выгодам, а действуют в интересах, прежде всего тех, кто уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых.

В широком же смысле слова, и наиболее часто употребляемом  в применении, а также в политической лексике термин «бюрократия» и все  производные от него употребляются  в ярко выраженном негативном смысле, как своеобразное «контруправление». То есть акцент смещается в сторону  извращенных форм управления (раздутость и запутанность аппарата управления, многописание, подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм, недоступность, протекционизм и др.). В частности, в нашей стране слова бюрократия и коррупция стали почти тождественны, и поэтому люди представляют бюрократию, как один из главных бичей общественного  развития, что совершенно неверно. Бюрократия представляет собой часть государства, без которого оно давно стало  бы неуправляемым. Поэтому необходимо четко дифференцировать само понимание  термина «бюрократия», т.к. возникает  возможность нивелировать различия самих принципов управления и  отрицательных черт их проявления. То есть «бюрократизм» необходимо воспринимать как врожденный, тяжелый и хронический  недуг органов управления, который  свойственен любому обществу, невзирая на различия в социально-политическом устройстве. Этот недуг всеобъемлющ. Формы бюрократии менялись в связи с изменениями социально-экономических форм устройства общества.

В отличие от бюрократического способа организации управления, бюрократизм - болезнь, причем болезнь  общемировая, распространенная в большей  или меньшей степени в тех  или иных формах практически во всех странах. По своим масштабам и  количеству приносимого человечеству зла она, пожалуй, сравнима с загрязнением окружающей среды.

В социально-политическом плане  сущность бюрократизма состоит в  отрыве аппарата управления от общества, в результате чего он превращается в самостоятельную силу с собственными эгоистическими интересами, которые  он всячески продвигает и обеспечивает, используя свое положение распорядителя  общественными делами.

Российское чиновничество (или бюрократия) — один из любимейших объектов критики со стороны отечественной  публицистики и литературы. Редкий сатирик обойдет вниманием образ  служащего в неизменном сером  костюме и с пухлым портфелем  в руках.

Тому есть ряд причин. Основная и, пожалуй, самая характерная  для нашей страны — традиционная корпоративная культура российского  класса чиновников, в значительной мере опирающаяся на ценности безопасности и служебной тайны. Государственная  служба в России, несомненно, обладает определенной спецификой по сравнению  с другими странами. Эта специфика  заключается прежде всего в том, что отечественный чиновник служит не отдельному человеку, но всей стране в целом. Исторические исследования показывают, что развитие отечественной бюрократии на всем протяжении нашей истории было связано с идеей служения государственной власти, верховному правителю государства, государственным органам, а не самому государству, не населяющему его народу, не обществу.

Между тем объективных  и честных исследований по проблемам  реформирования системы государственной  службы в РФ не так много.

В современной России государственная  служба нацелена на служение государству  и обществу, народу.   Необходимость реформирования государственной службы обусловлена не только задачами административной и социально-экономических реформ, потребностью совершенствования государственного управления в целом, но и неудовлетворительным современным состоянием государственной службы. Не секрет, что в последние 15–20 лет мы столкнулись с фактами, свидетельствующими об общем снижении профессионального уровня государственных служащих, нестабильности кадрового состава, высокой текучести и старении кадров, незаинтересованности квалифицированных специалистов проходить государственную службу, слабой управляемости государственного аппарата, подверженности его коррупции.

Основная проблема современного российского государства (и чиновничества в частности) заключается, в отсутствии стратегической цели, то есть долговременной перспективы развития. Место общей для всех россиян (и, соответственно, чиновников) цели развития страны заняла идея экономической эффективности, сама по себе полезная и важная, но лишь в системе с другими целями и задачами общественного развития.

   К сожалению, тотальная  ориентация последнего десятилетия  только на экономическую эффективность  негативно сказалась не только  на моральных, но и на профессиональных  характеристиках государственных  служащих. Современные исследователи  государственной службы оценивают  ее состояние как «кризис целеполагания»; у чиновников нет четкого представления  о понятиях «цели», «задачи», «функции»,  «результаты», то есть рассеивание  целей является распространенным  видом «организационной патологии»  нашей государственной службы. Пишут  также о некритическом заимствовании  нами западного опыта, доминировании  принципа «движение — все,  конечная цель — ничто», ориентации  на решение частных проблем  в ущерб общим и пр.

   Со своей стороны,  сегодня народ оценивает власть прежде всего по ее моральным характеристикам. И оценка эта, к сожалению, весьма низкая. Если суммировать данные различных источников, анализирующих эту проблему, то выявляются конкретные негативные нравственные качества государственных служащих, которые в наибольшей мере возмущают людей. Это прежде всего стремление использовать свою должность в корыстных целях, взяточничество, коррумпированность, забвение государственных интересов во имя личной выгоды. Оторванность госчиновников от народа, безразличие, неуважительное отношение к людям, незнание подлинных нужд населения. Это расхождение между словом и делом, имитация бурной деятельности, пренебрежение к законам.

   Знаменательно, что  анализ данной проблемы специалистами  привел к неутешительному выводу: характерной отличительной чертой  людей, добившихся высокого социального  статуса, прежде всего во властной  сфере, является их слабая «привязка»  к существующим в обществе  моральным устоям. Характерно, что  большинство опрошенных — как  среди населения, так и среди  госслужащих — считает, что  нравственные качества советских  служащих в целом были выше, чем у сегодняшних чиновников. Следует при этом привести  одно важное наблюдение: чем моложе  по возрасту современный государственный  служащий, чем меньше стаж его  работы в аппарате, тем чаще  он игнорирует нормы нравственности, тем чаще считает, что единственным  стимулом любой работы являются  деньги, а все духовные категории  есть «никчемная болтовня».

Коррупция в России.

Коррупция в России исторически  различалась по тому, происходило  ли получение неправомерных преимуществ  за совершение законных действий или незаконных действий.

Коррупция. Это слово все  чаще звучит в выступлениях политических деятелей, все больше внимания ему  уделяют и средства массовой информации. Все чаще сталкиваются с этим явлением в повседневной и деловой жизни  простые граждане, мелкие предприниматели  и крупные бизнесмены. В связи  с масштабами коррупции, принявшей  системный характер, появляются даже высказывания о том, что это чуть ли не национальная особенность, присущая именно России. На самом же деле это  совсем не так. Как заметил в своем  интервью для печати первый заместитель  председателя комитета Государственной  думы по безопасности М.И. Гришаков: «Вест  мир прошел длинный и непростой  путь организации эффективной работы в сфере борьбы с коррупцией. Сегодня  понятно, что стран, свободных от нее, не существует, отличаются лишь ее уровень и масштабы».

В начале 1999 года Россия входила  в десятку наиболее коррумпированных стран мира и коррупция являлась одной из самых деструктивных сил в российском государстве. В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную».

В 2006 году по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции  в России оценивается в 240 с лишним млрд долларов США. Согласно оценкам эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долларов США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.

В 2000 году показатель индекса  восприятия коррупции, составляемого  организацией «Transparency International», равнялся 2,6, в 2009 году - 2,2 (чем выше показатель, тем меньше уровень коррупции).

В 2007 году председатель Национального  антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов заявил, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему  взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.

В рейтинге восприятия коррупции  в странах мира, ежегодно составляемом организацией «Transparency International», Россия в 2010 году заняла 154-е место из 180 с индексом 2,1 балла (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 -- отсутствие коррупции). В 2009 году «Transparency International» оценивала коррупционный рынок в России в 300 миллиардов долларов.

Следует отметить, что во многих статьях и дискуссиях при  упоминании названия этого индекса  слово "восприятие" принято опускать, в результате чего создаётся ложное впечатление, что индекс отражает реальное состояние дел в области коррупции, в то время как на самом деле речь идёт, фактически, об уровне озабоченности  населения вопросами коррупции.

К сферам деятельности, которые  в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:

· таможенные службы: пропуск  через границу запрещённых к  перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; занижение таможенной стоимости  товаров; необоснованные отсрочки таможенных платежей;

· медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих  действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан  за счёт других;

· автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания  для нарушителей правил пользования  дорогами; фальсификация сведений и  выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц;

· судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение  процессуальных норм; противоположные  решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов  в качестве инструмента рейдерства;

· налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

· правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных  дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

· лицензирование и регистрация  предпринимательской деятельности;

· выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с  бюджетными средствами;

· получение кредитов;

· получение экспортных квот;

· конкурсы на закупку товаров/услуг  за счёт бюджетных средств;

· строительство и ремонт за счёт бюджетных средств;

· нотариальное удостоверение  сделок;

· контроль за соблюдением условий лицензирования;

· надзор за соблюдением  правил охоты и рыболовства;

·освобождение от призыва  на военную службу в вооружённые  силы; поступление в государственные  высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической  специализаций);

· государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных  высших учебных заведений;

· поступление в специализированные общеобразовательные школы и  дошкольные воспитательные учреждения;

· прием на службу, позволяющую  иметь значительный незаконный доход  от должности в государственных  и муниципальных учреждениях;

· формирование партийных  избирательных списков

Колоссальная по своим  масштабам коррупция - это главная  российская проблема. К сожалению, эта  беда российской экономики со временем только усугубляется. Многие люди говорили о том, что при Медведеве коррупция  выросла еще больше, чем при  Путине, а при Путине она усилилась  больше, чем при первом президенте России Борисе Ельцине. Военный прокурор заявил, что почти 20% военного бюджета  страны «расхищается» из-за коррупции, и что при этом часто используются фиктивные счета и откаты. Если такое происходит в армии, то ситуация в других структурах российского  государственного аппарата вряд ли чем-то отличается. Медведев и сам говорил  о том, что в 2010 году из государственного бюджета было украдено 35 миллиардов долларов.

Информация о работе Бюрократизм и коррупция в аппарате российского государства