Формы государственного управления

Дата добавления: 07 Декабря 2015 в 11:55
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать архив (24.69 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Формы государственного управления.doc

  —  113.50 Кб

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

по дисциплине : Политология

на тему : Формы государственного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание :

Введение ________________________________________________________3

Глава 1. Понятие и формы государственного управления   _______________4

§ 1.1 Понятие государственного управления ___________________________4

§ 1.2 Формы государственного управления ____________________________6

Глава 2. Методы и признаки методов госуправления ___________________11

§ 2.1 Методы госуправления________________________________________11

§ 2.2 Признаки методов госуправления ______________________________13

Заключение ______________________________________________________15

Список использованной литературы _________________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Форма государственного управления представляет собой внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляются органами государственного управления для реализации поставленных перед ними задач. Управленческая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется в определенных формах, каждая из которых обусловлена специфическими задачами и функциями управления и имеет особое содержание. Формы управления призваны обеспечивать наиболее целенаправленное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени; от форм управления зависит успех управленческой деятельности. В специальной литературе иногда вместо понятия «форма управления» использовалось понятие «формы осуществления исполнительной власти». В административно-правовой литературе этот институт традиционно определялся термином «формы государственного управления», иногда использовался термин «формы деятельности государственной администрации», «административно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти».

Многообразие задач и функций государственного управления обусловливает существование различных форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законами и иными правовыми актами. Обычно они закрепляются в специальных положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. При этом для решения управленческих функций органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые установлены правовыми нормами. Несоблюдение обязательной формы влечет недействительность или оспоримость действий органа или должностного лица.

 

 

Глава 1. Понятие и формы государственного управления

§ 1.1 Понятие государственного управления

Государственным управлением является важнейший процесс с точки зрения воспроизводства суверенных институтов страны, легитимности власти, решения политическими лидерами задач, связанных с развитием общества. Данное явление обладает большим количеством занимательных характеристик.

Само понятие государственного управления современные российские аналитики связывают с деятельностью органов власти, отражающей необходимость реализации вверенных им законом полномочий. Есть и иное определение термина, более узкое. В соответствии с ним, государственное управление - это деятельность только лишь исполнительных органов власти на уровне федерации или же субъектов РФ.

Если вести речь о первом определении, то к государственным органами власти корректно будет относить абсолютно любые структуры - выборные или те, что формируются посредством назначений. Так, например, Президент РФ - высшая должность в системе управления РФ - избирается народом, а Правительство - назначается. Аналогично, гражданина, который достоин быть главой региона или губернатором, если не рассматривать отдельные периоды, когда они назначались по предложению Президента, также выбирает население. Правительство же субъекта федерации, в свою очередь, также назначается.

Однако если понимать государственное управление в рамках более узкой трактовки, то под ним следует понимать деятельность исключительно тех структур, которые формируются посредством назначений. В этом случае граждане, работающие в них, будут именоваться чиновниками или государственными служащими. Их задача связана с выполнением главным образом административных задач, отражающих реализацию стратегических концепций в деталях. В свою очередь, выборные должности будут именоваться политическими. То есть в рамках данной модели совершенно некорректно будет называть Президента РФ или главу региона чиновником. Их задачи носят политический характер и связаны с определением ключевых векторов в развитии общества и государства. Именно на этом уровне разрабатываются те самые концепции, которые на практике предстоит реализовывать чиновникам.

Государственное управление в России характеризуется рядом признаков. В числе основных эксперты выделяют следующие:

во-первых, государственное управление - это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Функции, которые выполняют чиновники, как правило, не предполагают занятие ими чем-либо другим;

во-вторых, деятельность органов власти обладает распорядительным характером, то есть издаваемые ими источники норм обладают юридической значимостью;

в-третьих, государственное управление осуществляется согласно положениям действующих законов;

в-четвертых, деятельность органов власти в рамках российской модели предполагает иерархию, подчинение нижестоящих структур вышестоящим.

Система государственного управления сохдается для достижения определенных целей. Эксперты выделяют следующий их перечень:

во-первых, это удовлетворение запросов социума, поддержание достойного уровня жизни граждан

во-вторых, это совершенствование систем управления политическими процессами, укрепление демократических институтов;

в-третьих, это обеспечение гражданских прав и свобод в отношении населения государства.

Также полезно будет изучить ключевые принципы государственного управления, актуальные для российской модели. К базовым эксперты относят, в частности, демократизм, подразумевающий разностороннее участие граждан РФ в управлении государством. Другой важнейший принцип - федерализм. Он подразумевает, что российская государственная модель управления реализуется на двух уровнях - федеральном и региональном при условии предусмотренного законом разграничения полномочий между высшими органами власти и структурами в субъектах РФ. Принцип законности также относится к разряду ключевых. Работа любых органов власти и должностных лиц обязана осуществляться на базе актуальных правовых норм1.

 

§ 1.2 Формы государственного управления

Рассмотрев понятие государственного управления, ключевые его признаки, принципы, специфику целей, перейдем к рассмотрению его форм. Следует сказать, что представлены они в достаточно большом разнообразии. Под формами государственного управления обычно понимают практические способы выражения деятельности органов власти. Формы государственного управления, как отмечают некоторые из экспертов, определяются содержанием фактических функций тех или иных властных структур или должностных лиц, а также спецификой решаемых соответствующими институтами задач. Как правило, они реализуются согласно актуальным юридическим нормам, а также могут сопровождаться правовыми последствиями. Собственно, последний нюанс является одним из критериев классификации форм государственного управления.

То есть определяющий фактор в рамках данной схемы - сущность последствий практической деятельности органов власти и должностных лиц. Формы государственного управления, в соответствии с данным критерием, могут быть, таким образом, правовыми. Их сущность предполагает последствия, которые носят юридически значимый характер. В свою очередь, формы государственного управления могут быть также и неправовыми.

Другой критерий классификации рассматриваемого явления - содержание. В соответствии с ним, основные виды форм государственного управления - правотворческие, договорные, а также правоприменительные.

Еще один критерий - направленность. Так, формы управления могут быть внешними либо внутренними. Для первых характерна деятельность органов власти в аспекте реализации ими распорядительных полномочий. В отношении вторых подразумевается внутриведомственная работа, активности, связанные с функционированием внутренних структур органа власти - отделов, служб и т.д.

Рассмотрим, каким образом органы государственного управления могут работать в рамках правовых форм. Ключевой элемент соответствующего типа активности - акт. Его основное свойство - юридическая значимость. Ключевой его признак - одностороннее волеизъявление компетентного органа власти или же конкретного должностного лица, которое принято в процессуальном порядке, который установлен актуальными нормами закона. Юридические акты могут обуславливать возникновение, корректировку или же прекращение правоотношений в рамках административных процедур.

Правовые формы государственного управления могут быть представлены в виде письменных источников или в устном виде, иметь разный срок действия, функционировать в определенном регионе РФ или по всей стране. Есть и другие основания для их классификации. Например, таковым может быть орган, который издал акт правового управления. Есть, таким образом, источники, подписанные, к примеру, Президентом России, Правительством, региональными органами власти. В числе самых распространенных моделей классификации актов - наименование. Оно, как правило, соотносится, собственно с органом, его издавшим. Так, есть, например, указы - их подписывает Президент РФ. Есть распоряжения - их издает Правительство.

Рассматривая правовые формы госуправления, полезно изучить такой аспект, как юридическое значение соответствующих актов. Эксперты выделяют следующую совокупность характеристик, его составляющих:

 во-первых, юридические значение актов в том, что они объективизируют деятельность органов власти и должностных лиц;

 во-вторых, они могут выступать как самостоятельные юридические факты;

 в-третьих, они могут обуславливать значимость других актов, быть условием их актуальности.

Правовые формы государственного управления могут непосредственно выражаться:

    • в издании правовых актов управления (нормативного или индивидуального характера);
    • заключени  административных договоров;
    • иных действиях, влекущих юридические последствия.

К иным действиям, влекущим юридические последствия, относят:

    • различного рода разрешения на совершение определенных действий, которые управляющая сторона правоотношений дает управляемой;
    • государственную регистрацию;
    • действия, удостоверяющие в установленной форме факты имеющие юридическое значение (выдача паспорта, водительского удостоверения и т.д.)

Органы государственного управления могут работать также и в рамках неправовых форм. Рассмотрим нюансы этого сценария. Неправовые формы управления - это активности, подразумевающие, как правило, решение внутренних организационных вопросов, а также нюансов, связанных с материально-техническим снабжением государственных структур. Так, например, в рамках неправовых направлений деятельности проводятся совещания, круглые столы, планерки и т.д. Некоторые эксперты относят к таким активностям также и различного рода проверки, инспектирование и т.д. Но есть версия, что такого рода работу все же корректнее отнести к разряду правовых форм управления, так как возможные предписания соответствующих органов вполне могут характеризоваться признаком распорядительности, обязательностью к исполнению.

Неправовые формы государственного управления подразделяются:

    • на организационно-технические действия;
    • материально-технические действия.

К организационно-техническим действиям относят такие действия, как разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта, подбор кадров и т. д.

Материально-технические действия носят вспомогательный характер в управленческой деятельности. На этой основе некоторые авторы не признают их вообще в качестве формы государственного управления. К такого рода действиям они относят работу с информацией, проведение исследований, разработок, подготовку к изданиям и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т. п.

Таким образом, приходим к выводу, что государственное управление как вид деятельности может быть реализовано только в правовой форме.

Следует отметить, что все правовые формы государственного управления по целенаправленности подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние правовые формы деятельности имеют место внутри организации, ведомства, органа. Они используются для решения организационно-штатных вопросов, для руководства сотрудниками, подразделениями. Их внешнее выражение проявляется в издании нормативных или индивидуальных правовых актов управления, регулирующих организационные отношения внутри субъекта права.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Форма государственного управления представляет собой внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляются органами государственного управления для реализации поставленных перед ними задач. Управленческая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется в определенных формах, каждая из которых обусловлена специфическими задачами и функциями управления и имеет особое содержание. Формы управления призваны обеспечивать наиболее целенаправленное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени; от форм управления зависит успех управленческой деятельности.
Содержание работы
Введение ________________________________________________________3
Глава 1. Понятие и формы государственного управления _______________4
§ 1.1 Понятие государственного управления ___________________________4
§ 1.2 Формы государственного управления ____________________________6
Глава 2. Методы и признаки методов госуправления ___________________11
§ 2.1 Методы госуправления________________________________________11
§ 2.2 Признаки методов госуправления ______________________________13
Заключение ______________________________________________________15
Список использованной литературы _________________________________16