Государственная идеология Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:03, реферат

Описание работы

Государственная идеология как система концептуально оформленных идей, представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, мировоззрение и идеалы государства и общества, играет важнейшую определяющую роль в развитии страны. Идеология необходима государству на каждом этапе его строительства, так как она заключает в себе огромный потенциал интеграции общества, социализации личности и самоидентификации государства в мировом сообществе.

Файлы: 1 файл

Государственная идеология.docx

— 20.34 Кб (Скачать файл)

Государственная идеология как система концептуально  оформленных идей, представлений  и взглядов на политическую жизнь, которая  отражает интересы, мировоззрение и  идеалы государства и общества, играет важнейшую определяющую роль в развитии страны. Идеология необходима государству  на каждом этапе его строительства, так как она заключает в  себе огромный потенциал интеграции общества, социализации личности и  самоидентификации государства  в мировом сообществе.

Как и другие страны переходного периода, Казахстан с обретением независимости  столкнулся с проблемами определения  новой государственной идеологии. Условно процесс формирования основ  новой идеологии Казахстана можно  разделить на три основных этапа.

  Первый этап (1991–1995 гг.) характеризовался  разрушением старой идеологической  системы и определением контуров  новой государственной идеологии.  В СССР на протяжении многих  десятилетий не существовало  иной идеологии, кроме коммунистической, которая была представлена соответствующими институтами. Именно в силу того, что идеология имела значительный вес в политической жизни, а также оказывала существенное влияние на процесс принятия политических решений, она стала одним из главных дестабилизирующих факторов. Перестроечные процессы, непосредственно затронувшие духовную сферу, привели общество в замешательство. Рушился формировавшийся десятилетиями образ мира, следствием чего стала массовая дезориентация, утрата идентификации как на индивидуальном и групповом уровнях, так и на уровне общества в целом.

  На этом этапе шло постепенное  разрушение идентификационных ценностей  советской политической системы.  На формирование идентификационных  предпочтений жителей страны  большое воздействие начинали  оказывать их национально-этнические  ориентации. Одновременно происходил  отказ граждан от их идентификации  с существовавшими ранее крупными  институтами советской системы:  коммунистической партией, комсомолом  и политическим строем в целом.  В связи с появлением новых  общественно-политических движений  и организаций происходила дифференциация  интересов. 

  Наряду с разрушением старой  системы, в данный период активно  создавалась новая политическая  система. При этом вопрос стоял  о переоценке роли идеологии  не только во властных отношениях, но и в трансформации отношения  к ней как к инструменту,  обеспечивающему сплачивание и  направление политической воли  людей. Кроме того, Казахстан находился  на сложном транзитном этапе,  при котором любое общество  испытывает трудности в определении  идеологии.

  Провозглашение Казахстаном государственного  суверенитета и связанные с  этим новые социально-политические  реалии вызвали значительную  трансформацию самосознания общества  и его граждан. В этот период  принципиально меняется угол  зрения на мир, народ и его  историю и предпринимаются попытки  дать направление идеологическому  развитию общества.

  В связи с этим в 1992 г.  была обнародована «Стратегия  становления и развития Казахстана  как суверенного государства», а  в 1993 г. подготовлена и озвучена  концепция «Идейная консолидация  общества как условие прогресса  Казахстана», в которой были  выделены следующие цели и  направления:

  • обеспечение стабильности и  межнационального согласия как  непременного политического условия  успешного осуществления реформ;

  • развитие общества, обеспечивающего  достаточный уровень благосостояния  всех граждан;

  • развитие этнической самобытности  и сохранение национально-культурного  многообразия Казахстана;

  • углубление демократических  преобразований, обеспечение плюрализма  в политике.

  Данные концепции, по сути, являлись  одними из первых документов, в которых делалась попытка  сформулировать основные идейные  направления Казахстана на тот  период.

Таким образом, на данном этапе становления  идеологии страны с одной стороны, наблюдался кризис политической системы  прекратившего свое существование  СССР. С другой, появились новые  идентификационные ориентиры, связанные  с обретением Казахстаном независимости, началом перехода к рыночной экономике.

  Второй этап (1995–1997 гг.) характеризовался  внедрением в общественную жизнь  либерально-демократических ценностей  и активным обсуждением в стране  проблем формирования государственной  идеологии Казахстана. На данном  этапе происходила системная  либерализация общественно-политической  жизни, выражавшаяся в установлении  частной собственности, открытии  возможностей для занятий предпринимательством, создании условий для политического  самовыражения, развития неправительственных  организаций, негосударственных  средств массовой информации (СМИ)  и т.д.

  Либеральные процессы позволили  в кратчайшие сроки наполнить  политическое развитие страны  новым содержанием и определить  дальнейшие направления осуществления  политических реформ.

  Наряду с активной демократизацией  общества, в стране широко шел  поиск национальной идеи.

  В поиске предстала дилемма  – должна ли быть новая идеология  государственной или она должна  быть национальной?

  Сторонники первого подхода свою  точку зрения обосновывали тем,  что в реальности каждое государство  имеет свою государственную идеологию.  Представители второго подхода  под национальной идеологией  понимали систему взглядов и  теорий, которая порождается в  многонациональном государстве.  Вместе с тем ее определяли  как идеологию коренной нации  в многонациональном государстве.  В случае отнесения национальной  идеологии в ранг государственной  они предлагали при ее разработке  учитывать интересы всех этносов,  не замыкаясь только лишь в  национальных рамках. Согласно их  точке зрения, в основу национальной  идеологии должны быть положены  либеральные идеи западных мировоззрений,  которые будут восприняты казахстанской  общественностью с пониманием. В  свою очередь, отмечалось, что  определенное место в новой  идеологии должны занимать народные  традиции. В конечном счете, главным  проблемным узлом дискуссий стал  поиск объединяющей идеи.

  Несмотря на ряд неудач в  попытке сформулировать основные  принципы новой идеологии, в  республике были определены некоторые  ключевые ценности, на которых  могла бы базироваться политическая  идеология. Это демократические  ценности – права и свободы  человека, правовое государство,  многопартийность, плюрализм, гибкая  социальная политика в сочетании  с рыночной экономикой, патриотизм.

  Закрепление статуса независимости  в республике сопровождалось  рядом разнообразных реформ. Постепенно  назревала необходимость выработки  и реализации идеологии, которая  стала бы системообразующим фактором  новых общественных реформ.

 

  Для решения вопросов, обозначившихся  в духовно-идеологической сфере,  был создан Национальный Совет  по государственной политике  при Президенте Республики Казахстан,  основной задачей которого стала  выработка концептуальных основ  государственной политики. В работе  Совета на общественных началах  участвовали известные ученые, писатели, политики республики. Основными  направлениями деятельности Совета  были оценка современного состояния,  тенденций развития и вероятных  перспектив социально-политических  процессов, формирование системы  государственных ценностей, адекватных  статусу независимого государства.  Принятая в 1995 г. на очередном  заседании Совета «Концепция  становления исторического сознания в Республике Казахстан» стала очередной попыткой в определении идеологической основы государства.

  В концепции были обоснованы  принципы и подходы к историческому  воспитанию молодого поколения.  Одними из основополагающих были  названы следующие: осторожный  подход при оценке тех или  иных событий, ненавязывание какой-либо точки зрения, отход от идеологических догм.

  На данном этапе в казахстанском  обществе существовало два подхода  к определению государственной  идеологии: с одной стороны,  это возврат к прошлому, обращение  к традициям; с другой стороны,  это способность к развитию, изменению,  наполнению новым историческим  содержанием.

  Безусловно, в условиях Казахстана, переживающего транзитный период, подобное смешение было неизбежно.  Кроме того, как показывают многочисленные  примеры, успешная идеологическая  модернизация почти всегда выдвигает  в центр категории традиции, а  затем делает их содержательными.  Однако в этом есть и положительные  моменты, с помощью традиций  можно сохранить цивилизационное  наследие в качестве бесценного  духовного источника для политической  и идеологической рационализации, отвечающей нынешним и будущим  задачам.

  Третий этап (1997 г. – по настоящее  время) характеризуется новым  толчком в формировании идеологической  основы развития Казахстана.

  На данном этапе политических  преобразований в Казахстане  увеличивается потребность в  дальнейшей демократизации политической  системы, выработке системного  подхода к осуществлению дальнейших  политических реформ и придании  им динамизма. При этом потребность  начала приобретать все более  оформленный системный характер.

  В 1997 г. Президентом Н. Назарбаевым  была озвучена Стратегия развития  Казахстана до 2030 г., которая четко  определила основные направления  идеологического развития страны  на долгосрочный период. Стратегия  «Казахстан – 2030» стала концептуальным, стратегическим и программным  документом государства, который  послужил мощным толчком в  формировании государственной идеологии  Казахстана.

  В Стратегии была осуществлена  попытка осмысления и определения  роли государства в решении  экономических, социальных, политических  и идеологических проблем. Особое  внимание было уделено трансформации  массового сознания, при этом  основной упор делался на молодое  поколение, учитывая их высокую  степень адаптированности к новым условиям. Также в Стратегии были заложены основы национальной идеи Казахстана, которая может быть сформулирована как построение независимого, процветающего и политически стабильного государства, базирующегося на национальном единстве, социальной справедливости, экономическом благосостоянии населения.

  По сути, Стратегия «Казахстан  – 2030» – это документ, который  четко обозначил основные направления  государственной политики, пути  и методы их достижения, что  позволило планировать все действия  власти в центре и на местах, придало им целенаправленный, системный  и последовательный характер. Самое  главное: Стратегия в определенной  степени способствовала мобилизации  и консолидации казахстанского  общества.

  Дальнейшие Послания Президента  народу Казахстана шли в русле  Стратегии «Казахстан – 2030»,  способствуя постепенному достижению  основных приоритетов развития  Казахстана.

  В этом контексте программным  документом, содержащим важнейшие  идеологические направления развития  государства на среднесрочный  период, является Послание Президента 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана  в число 50-ти наиболее конкурентоспособных  стран мира», в рамках которого  представлен целостный подход  к реформам экономических, политических и общественных институтов. Послание выступает источником дальнейшего формирования и конкретизации основных идеологических векторов, избранных Казахстаном еще на заре независимости.

  Стратегия вхождения Казахстана  в число 50-ти наиболее конкурентоспособных  стран является программным, стержневым  документом для проведения идеологической  работы по всем основным направлениям  развития государства на среднесрочный  период. Фактически охватывающая  все стороны жизни страны и  учитывающая глобальные тренды, данная стратегия является идеальной  основой для общегосударственной  идеологии. Кроме того, благоприятная  экономическая ситуация на современном  этапе создает все необходимые  условия для дальнейшего формирования  государственной идеологии.


Информация о работе Государственная идеология Республики Казахстан