Конституция РФ – основной закон государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 17:14, реферат

Описание работы

Конституция как основной закон государства обладает рядом признаков:
В отличие от других законодательных актов она имеет основополагающий характер (закрепляет основы общественно-экономического и государственного строя, права и свободы человека, систему органов государственной власти).
Конституция является ядром системы права, всего текущего законодательства, определяет его характер.
Обладает высшей юридической силой и верховенством.
В отличие от текущего законодательства характеризуется стабильностью (т.е. устойчивостью, неизменностью предписаний в течение длительного времени, что обеспечивается усложнённым порядком её пересмотра и внесения поправок).
Имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Законодательный процесс в Российской Федерации…………..……….. 4
Глава II. Права и обязанности граждан Российской Федерации………………. 10
2.1 Права и свободы граждан …………………………………………………….. 10
2.2 Обязанности граждан…...…………………………………………………….. 16
Глава III. Гражданство в Российской Федерации………………………………. 17
Заключение……………………………………………………………………….... 20
Библиографический список………………………………………………………. 21

Файлы: 1 файл

право.docx

— 62.42 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ННГАСУ)

 

Инженерно–строительный факультет

 

 

Кафедра гражданского права и гражданского процесса

 

 

Реферат на тему:

 

«Конституция РФ – основной закон государства»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент гр. 172:                                                                            


       (подпись, дата)

 

Проверил:         А.Г.Смирнов


          (оценка, подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород,

2013 год

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Законодательный процесс в Российской Федерации…………..……….. 4

Глава II. Права и обязанности граждан Российской Федерации………………. 10

2.1 Права  и свободы граждан …………………………………………………….. 10

2.2 Обязанности граждан…...…………………………………………………….. 16

Глава III. Гражданство в Российской Федерации………………………………. 17

Заключение……………………………………………………………………….... 20

Библиографический список………………………………………………………. 21

 

Введение

 

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого от имени народа учреждаются основные принципы устройства общества и государства, закрепляются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция как основной закон государства обладает рядом признаков:

  1. В отличие от других законодательных актов она имеет основополагающий характер (закрепляет основы общественно-экономического и государственного строя, права и свободы человека, систему органов государственной власти).
  2. Конституция является ядром системы права, всего текущего законодательства, определяет его характер.
  3. Обладает высшей юридической силой и верховенством.
  4. В отличие от текущего законодательства характеризуется стабильностью (т.е. устойчивостью, неизменностью предписаний в течение длительного времени, что обеспечивается усложнённым порядком её пересмотра и внесения поправок).
  5. Имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.

На основе Конституции строится вся остальная иерархия законов и подзаконных актов страны. Так что на протяжении всей нашей жизни, мы напрямую или косвенно будем сталкиваться с Конституцией РФ как с основным законом РФ. Изучение конституции важно также из-за того, что здесь закреплены основные права и обязанности как гражданина по отношению к государству, так и государства по отношению к гражданину.

Действующая сейчас Конституция РФ была принята в 1993 году на референдуме, который проводился впервые в России [1].

 

Глава I. Законодательный процесс в Российской Федерации

 

Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

1) законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение  законопроекта;

3) рассмотрение законопроекта  и принятие закона Государственной  Думой;

4) рассмотрение и одобрение  закона Советом Федерации;

5) подписание и обнародование  закона Президентом РФ.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

  • преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;
  • повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Законодательный процесс регулируется Конституцией РФ (ст. 104-108), Регламентами палат Федерального Собрания.

Первая стадия законодательного процесса – законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.

Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:

  1. Президент РФ;
  2. Совет Федерации;
  3. члены Совета Федерации;
  4. депутаты Государственной Думы;
  5. Правительство РФ;
  6. законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
  7. Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;
  8. Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения;
  9. Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.

Субъекты, не наделенные Конституцией РФ правом законодательной инициативы (граждане, общественные объединения, государственные органы), могут вносить законопроекты через субъектов права законодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

  • проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов;
  • законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу;
  • поправок к законопроектам.

Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление:

1) пояснительной записки  к законопроекту, содержащей предмет  законодательного регулирования  и изложение концепции предлагаемого  законопроекта;

2) текста законопроекта, с указанием на титульном листе  субъекта права законодательной  инициативы, внесшего законопроект;

3) перечня актов федерального  законодательства, подлежащих признанию утративших силу, изменению, принятию в связи с принятием данного закона;

4) финансово-экономического  обоснования (в случае внесения  законопроекта, реализация которого  потребует материальных затрат);

Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы.

Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Одновременно законопроект направляется в другие комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительству РФ для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Законопроект по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов направляется Советом Государственной Думы в законодательные органы субъектов Федерации для подготовки предложений и замечаний.

Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто и может освещаться в средствах массовой информации.

По поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет правовую экспертизу законопроекта.

Подготовленный к рассмотрению законопроект направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.

До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право: по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта; отозвать внесенный им законопроект на основании письменного заявления.

Третья стадия - рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой.

Рассмотрение законопроекта Государственной Думой осуществляется в трех чтениях.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

Обсуждение законопроекта начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и содоклада представителя ответственного комитета. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания депутатских объединений, полномочных представителей Президента РФ, Правительства РФ в Государственной Думе, представителей законодательных органов субъектов Федерации, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может:

1) принять законопроект  в первом чтении и продолжить  работу над ним с учетом  предложений и замечаний в  виде поправок;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон.

Каждое из указанных решений считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если необходимое число голосов не набрано, проект считается отклоненным без дополнительного голосования.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся субъектами права законодательной инициативы в ответственный комитет. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. На основании внесенных в законопроект поправок ответственный комитет составляет таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению, таблицу поправок, по которым не было принято решений.

Текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию, таблицы поправок направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения палатой вопросов во втором чтении.

Законопроект вместе с поправками к нему рассылается Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения во втором чтении.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

Затем председательствующий выясняет, имеются ли возражения против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта. Если возражения имеются, то сначала на голосование ставятся поправки, против которых не имеется возражений, а затем проводится голосование отдельно по каждой поправке, в отношении которой имеются возражения.

После этого Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. Принятие решения по отклоненным поправкам производится в том же порядке, что и одобрение поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию.

По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. По предложению депутатов Государственной Думы в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено голосование о принятии закона в целом.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав и статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он не подлежит дальнейшему рассмотрению. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

Информация о работе Конституция РФ – основной закон государства