Ведущие политические концепции XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Политическая жизнь общества является одной из важнейших. Она включает в себя отношения между классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, обществом и семьей, обществом и коллективами, обществом и личностью и т. д.; политические организации, учреждения, институты; политические действия личностей, социальных слоев, групп и других общностей людей, партий, государства, общественных организаций и т. д; политические и правовые нормы; политическое сознание; политическую культуру.
Политическая мысль начала развиваться вместе с появлением политической жизни, формированием политических отношений, институтов. При достижении обществом относительно высокой ступени развития появились политические концепции в подлинном значении этого термина, многие положения которых оказали существенное влияние на все последующее развитие политической мысли.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау
Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд
Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон
Заключение
Список изученной и использованной литературы

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по дисциплине «Политология»

1 семестр

 

Тема 4. Ведущие  политические концепции XX века

 

План:

  1. Введение
  2. Основная часть
    1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау
    2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд
    3. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон
  3. Заключение
  4. Список изученной и использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как целостная сложная  система современное общество представляет собой неразрывное единство экономической, социальной, политической и духовной сфер жизнедеятельности людей.

Политическая жизнь  общества является одной из важнейших. Она включает в себя отношения  между классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, обществом и семьей, обществом и коллективами, обществом и личностью и т. д.; политические организации, учреждения, институты; политические действия личностей, социальных слоев, групп и других общностей людей, партий, государства, общественных организаций и т. д; политические и правовые нормы; политическое сознание; политическую культуру.

Политическая мысль  начала развиваться вместе с появлением политической жизни, формированием политических отношений, институтов. При достижении обществом относительно высокой ступени развития появились политические концепции в подлинном значении этого термина, многие положения которых оказали существенное влияние на все последующее развитие политической мысли.

Согласно словарю В.Н. Коновалова, «политическая концепция – это форма или уровень политического сознания, в котором дается обоснование какого-либо процесса политической жизни»1.

В политической концепции находят выражение такие моменты политической сферы, как теоретическое обоснование и правомочность ее осуществления в системе политики и общества в целом; оформление системы ценностей и политических следствий, вытекающих из концептуальной основы; планирование и осмысление способов реализации идеологических построений в политической реальности; подготовка политических механизмов и институтов, создание которых позволит воплотить данную систему идей.

Политическая  грамотность нужна человеку, чтобы  сознательно участвовать в выборах различных ветвей и уровней власти, контролировать деятельностью властей, уметь решать свои проблемы в цивилизованном сотрудничестве с другими людьми. Обществу в целом политическая грамотность его граждан необходима, чтобы быть открытым и демократичным.

Таким образом, вооружая людей знанием об основных политических концепциях, политология тем самым формирует их взгляды на политическую жизнь, политику, власть, дает им теоретическую основу для ориентации в быстро изменяющейся действительности, для оценки явлений действительности, что, без сомнения, является весьма актуальным в нашем динамичном мире.

 

Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау

 

В XX веке политическая мысль  представлена множеством разнообразных концепций, доктрин и т. д. Вместе с политическими учениями, которые были созданы в конце XIX века, в XX веке получили развитие и многие другие.

Особое место среди них принадлежит концепции, разработанной немецким социологом М. Вебером (1864–1920 гг.). В работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество» Вебер утверждает, что политическая жизнь людей в решающей степени определяется бюрократией – быстро растущим слоем профессиональных управляющих. Тотальная бюрократизация, по Веберу, представляет собой неизбежную тенденцию современного общества.

М. Вебер рассматривал бюрократию не как господствующий класс, а как независимый от общественных групп инструмент власти, которым может завладеть любая из этих групп. Главное внимание он уделял технике отбора политической элиты, которая должна подчинять себе бюрократию. Здесь им разработаны две взаимосвязанные проблемы: типология господства и способы легитимизации (признание законности) этих типов господства.

Согласно М. Веберу, государство «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство»2. Господство, по М. Веберу, – это узаконенное насилие, которое бывает трех типов: традиционное, харизматическое и легальное. Традиционное господство основано на обычае. Для его легитимизации нужна вера людей в законность власти. Харизматическое господство опирается на личную преданность людей политическому лидеру. Легитимизация здесь происходит благодаря вере в особые политические качества вождя. Легальное господство основано на праве. Способ его легитимизации – вера в рациональность норм, обязывающих одних людей подчиняться другим. Бюрократия является идеальным типом легального господства, воплощением рациональности власти.

Однако М. Вебер призывал также бороться против растущей бюрократизации общества и эффективный способ борьбы видел в проведении политических референдумов3 или плебисцитов4 по различным вопросам, которые давали бы возможность населению напрямую высказывать свою точку зрения (так называемая концепция плебисцитарной демократии). Этот способ используется время от времени в разных странах (в том числе и в России), но еще не достиг такого масштаба, чтобы можно было говорить о нахождении противовеса тенденции бюрократизации.

Американский представитель бихевиоризма5 Г. Лассуэл (1902–1978 гг.) является основателем психологической концепции власти В основе данной концепции лежит убеждение, что важнейшим атрибутом власти является формирование общественного мнения путем политической рекламы, специальной подачи информации, ее нацеленного комментирования с обращением к различным группам, выявляемым с помощью опросов и политических рейтингов.

Важность психологических моментов в распространении информации несомненна. Информационно развитая система ничего не отбрасывает, но все преобразует в соответствии со своими целями: она стремится утвердить статус-кво6. Это соответствует модной ныне концепции устойчивого развития.

Американский политолог немецкого происхождения Г. Моргентау (1904–1982 гг.) разработал концепцию национального интереса, которая относится к внешней политике и подчеркивает важную составляющую обеспечения власти – силу. Концепция национальных интересов снимает моральные ограничения с межгосударственных отношений. В соответствии с ней можно делать все, что на благо национальным интересам, используя рычаги, которые присущи власти.

Таким образом, Моргентау делает вывод, что внешнеполитические цели должны формулироваться сквозь призму национального интереса и быть поддержаны адекватной силой.

 

Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд

 

Теория политических систем была создана в 50-е гг., прежде всего, усилиями американских политологов Д. Истона, Г. Алмонда, Р. Даля, К. Дойча и других.

 

Считая важнейшим  свойством политической системы  способность к сохранению ее качественной определенности при изменении структуры  и функций элементов, или, говоря иначе, ее стабильность, Д. Истон выдвигает в качестве первоочередной задачи анализ условий, необходимых для сохранения устойчивости системы и ее выживания. Для чего, по его мнению, следует рассматривать четыре основные категории: "политическую систему", "окружающую социальную среду", "реакцию" и "обратную связь". Так как именно эти категории связаны с мобилизацией ресурсов и выработкой решений, направленных на достижение стоящих перед обществом целей.

Единицей исследования политической системы Д. Истон считает взаимодействие. Политические взаимодействие от всех других родов социальных взаимодействий отличает то, что они ориентированы на авторитарное распределение ценностей в обществе. Отсюда, политическая система трактуется как совокупность взаимодействий, осуществляемых индивидами и группами, в пределах признанных ими ролей, взаимодействий, направленных на авторитарное распределение ценностей в обществе. Власть в данной трактовке политической системы выступает как ее главный атрибут. Стремясь подчеркнуть властный характер политической системы и ее направленность на принятие авторитарных решений, некоторые последователи Д. Истона называют политическую систему даже «машиной по выработке решений».

Недостатками модели политической системы по Д. Истону являются:

  • чрезмерная зависимость от поддержки населения и недооценка ее самостоятельности;
  • некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;
  • недостаточный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.

Так как политическая система – это сложное, иерархическое образование, неизбежно встает вопрос о ее подсистемах и структурных элементах. Отвечая на него, Г. Алмонд, в частности, выделяет в качестве таких подсистем три широких класса объектов: 1) специфические роли и структуры, такие как законодательные и исполнительные органы или бюрократии; 2) носители ролей, такие, как отдельные монархи, законодатели и администраторы; 3) конкретные публичные мероприятия, решения или исполнение решений.

Анализируя внутреннее строение политической системы, Г. Алмонд выдвигает на передний план не столько структуры, сколько существующие между ними связи их взаимодействия, выполняемые ими в политической системе роли.

В модели политической системы, разработанной Г. Алмондом, наибольшее внимание уделялось функциям "входа", на который извне поступают импульсы в форме требований, и "выхода", как результату функционирования политической системы: осуществляется в виде решений и политических действий. Американскому политологу удалось убедительно показать взаимосвязь между политическими ориентациями, составляющими содержание политической культуры, и характером функционирования политической системы.

 

Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон

 

Если понятие «политическая  система» раскрывает характер и специфику функций политических институтов относительно других общественных систем в их статичном виде, то политический режим – способы и механизм формирования и разделения политической власти в политической системе, формы взаимосвязи субъектов политического процесса между собой, а также с другими социальными институтами. То есть понятие «политический режим» раскрывает динамический (процессуальный) аспект политической системы7.

«Существует множество классификаций политических режимов. Однако в основе большинства из них лежат одни и те же критерии, а именно: степень политической свободы, наличие или отсутствие возможности политического выбора, принципы, по которым строятся взаимоотношения между государством и гражданским обществом, наличие или отсутствие оппозиции, а также возможность ее открытого существования, тип политической культуры»8.

К классификации политических режимов можно применить несколько подходов:

1) классический, который раскрывает  системные признаки политического  режима;

2) фрагментарный, что выделяет промежуточные режимы, а также классифицирует политический режим за отдельными атрибутами.

Согласно классическому подходу, выделяют три типа политических режимов:

  • тоталитарный – предусматривает тотальный контроль государства над обществом, примат партии и идеологии над государством, тотальную идеологическую мобилизацию масс;
  • авторитарный – предусматривает большую концентрацию власти в руках одного лица или отдельных групп, ограничения прав и свобод граждан, военно-полицейский контроль;
  • демократический – предусматривает народный суверенитет, политический плюрализм, правовые гарантии политических, гражданских и культурных прав и свобод. К тоталитарным относят коммунистический и фашистский режимы, которые отмечаются высокой степенью огосударствления общества и тотальной идеологизацией духовной жизни. К авторитарным режимам относят все предыдущие абсолютные, а также современные монархии слаборазвитых стран, военные диктатуры, патримониальные тирании с диктатурой личной власти и властью клановых клик, теократические режимы и режимы опекунской демократии. К демократическим режимам можно отнести современные развитые страны, а также страны, которые в истории были пионерами демократии.

Согласно второму подходу, можно выделить промежуточные режимы:

  • авторитарно-демократический, что предусматривает сильную исполнительную власть и слабые законодательную и судебную власти;
  • анархо-демократический – примат представительской власти, прямой демократии над исполнительной;
  • охлократичный – несовершенные правовые механизмы правовой регуляции, господство некомпетентной политической элиты, заигрывание с массами.

XX век можно охарактеризовать как век процветания тоталитарного режима. Речь идет, в частности, о нацистской Германии, фашистской Италии и СССР времен И. Сталина.

Информация о работе Ведущие политические концепции XX века