Внешнеэкономическая политика в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:32, контрольная работа

Описание работы

Для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики. И поэтому все более значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеэкономическую политику. Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленная на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, отсюда следует, что это важнейшее звено внешней, внутренней и экономической политики государства.

Файлы: 1 файл

по тэо.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Для повышения конкурентоспособности  и динамики экономического развития необходимо использование максимально  эффективных средств регулирования  внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики. И поэтому все более значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеэкономическую политику.

Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленная на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, отсюда следует, что это важнейшее звено внешней, внутренней и экономической политики государства.

Комплекс государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей:

- созданию условий  для доступа и функционирования  отечественным производственным  звеньям на мировых рынках;

- обеспечению национальным  субъектам благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами;

- обеспечению защиты  внешнеэкономических интересов  страны.

При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции  следующего характера: преобразующую (политика развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.), мобилизующую (выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков), балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, сущность и виды внешнеэкономической политики

        Основные направления внешнеэкономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

Главной задачей внешнеэкономической  политики является  создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой.     

Также внешнеэкономическая политика – это политика государства в области регулирования экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, привлечения иностранных инвестиций, регулирования международной миграции капитала и рабочей силы, экономической помощи другим государствам, осуществления совместных международных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.1

Существует  две экономических  концепции  в подходе к мировым  связям и соответственно два направления  в государственной внешнеэкономической  политике – протекционизм и фритредерство(от англ. free trade - свободная торговля).  Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

 Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.

Сторонники  свободной  торговли считают, что  в идеале не государство, а рынок  должен формировать структуру экспорта и импорта.

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеэкономическая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Она предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных  товаров. И для такой политики характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

Такую политику проводят страны с высокой  эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели  не только выдерживают иностранную  конкуренцию, но и прорывают протекционистские  таможенные барьеры, расширяя доступ своих  товаров на мировой рынок

Проведение  политики свободной торговли позволяет  получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам  экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и  нигде не применялась.

Протекционизм.

Протекционизм направлен на защиту собственной  промышленности или сельского хозяйства  от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма.

Сторонники  протекционизма отстаивают необходимость государственной  защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции.

Протекционизм - это система  ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Он  может быть полностью  закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень  таможенных пошлин, и средний уровень  и интенсивность количественных ограничений.

Относительно  открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

Выделяют  несколько  форм протекционизма:

селективный протекционизм - направлен против отдельных стран  или отдельных товаров;

отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

коллективный протекционизм - проводится объединениями стран  в отношении стран, в них не входящих;

скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической  политики.

Таким образом, можно  сделать вывод, что  под внешнеэкономической политикой государства следует понимать осуществляемую на основе выбранных приоритетов в области регулирования международной торговли товарами и услугами, а также международного перемещения материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов деятельность государства, направленную на развитие экономических отношений с другими странами в процессе международной экономической интеграции и сотрудничества в рамках специализированных международных экономических организаций и объединений.      

Сущность  внешнеэкономической политики состоит в проведении системы мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.     

Таким образом, внешнеэкономическая  политика является важнейшим звеном внешней, внутренней и экономической  политики любого государства. Органическая взаимосвязь внешнеэкономической  политики с внешней и внутренней политикой страны все более наполняется в своем содержании растущим взаимодействием национальной экономики в сложной системе мирового хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История становления внешнеэкономической политики в России

              Распад  Советского Союза (1991 г.) и образование  на его территории большой группы суверенных государств поставили перед  Россией актуальную задачу создания современной системы регулирования  внешнеэкономических связей. Дело в  том, что в течение более чем 70 лет все экономические контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной монополии, т.е. на основе административных, внеэкономических методов, которые не подразумевали использование рыночных рычагов регулирования внешнеэкономической деятельности.     

В существовавших в то время условиях число участников ВЭД не превышало  нескольких десятков, а  управление ими осуществлялось из единого центра на базе государственного экспортно-импортного плана. Это обусловливало незаинтересованность непосредственных производителей в экспорте, а выделявшиеся на импорт валютные средства часто расходовались нерационально.     

Первым серьезным шагом на пути создания новой системы регулирования  внешнеэкономической деятельность в России стал Указ Президента России "О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР" (ноябрь 1991 г.). В соответствии с этим правовым актом всем предприятиям независимо от форм собственности было предоставлено право участия во внешнеэкономических связях.     

В течение 1991-1999 гг. был принят целый  ряд законодательных актов, призванных создать систему регулирования  внешнеэкономических связей России. Федеральным Собранием РФ были приняты Таможенный кодекс РФ (1993 г.), законы "О таможенном тарифе" (1993 г.), "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.), "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (1991 г.); "О налоге на добавленную стоимость" (1991 г.), "Об акцизах" (1991 г.). Федеральные законы "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (1995г.), "О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении торговли товарами" (1998 г.), "Об экспортном контроле" (1999 г.) и ряд других.     

В связи с принятием перечисленных  выше законов необходимо отметить два  момента. Во-первых, абсолютное большинство  этих законодательных актов не являлись законами прямого действия. В результате для их практического использования  потребовалось издание целого ряда дополнительных инструкций и постановлений различных государственных органов. Во-вторых, начавшиеся переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) выявили многочисленные несоответствия, нестыковки и просто противоречия с действующими в ней правилами.     

В результате проведенной Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ работы в течение 2003 г. были приняты  новая редакция Таможенного кодекса  Российской Федерации, федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле». До этого (в 1999 г.) была принята новая редакция Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".      

Характеризуя  сегодняшнее состояние внешнеэкономической  политики Российской Федерации, необходимо отметить, что важнейшей составной  частью ВЭД современной России является внешнеторговая деятельность (ВТД). В  этой связи особо важную роль играет Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»7 (вступил в силу в полном объеме с февраля 2004 г.), в котором изложены правила осуществления ВТД.

Главная задача государства в современных  условиях - выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.      

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации устанавливает  и регулирует отношения России с  иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели и принципы внешнеэкономической политики России

 

     Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами, а также права, обязанности и  ответственность органов власти России и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности установлены Федеральным Законом Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика в Росии