Внутренняя политика киевских князей в 10-11 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Переход к одной религии сопровождался становлением нового типа государственности на Руси. Православие задавало общий нормативный порядок для интеграции древнерусского государства. Церковь оказывала большое влияние на политику киевских князей и государственное управление, на формирование древнерусского права. Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти.

Содержание работы

Часть 1. Внутренняя политика киевских князей в 10-11 вв. Принятие христианства.
Введение 3
Крещение Руси. 4
Значение принятия христианства. 4
Роль церкви. 6
Заключение 10
Часть 2. Общественная ситуация в России в 1850-х гг.. Начало революционно демократического этапа в освободительном движении. Революционные демократы-разночинцы.
Введение 11
Идейная борьба и общественное движение в россии
во второй половине XIX в. 12
Подготовка крестьянской реформы. 15
Отмена крепостного права в России. 18
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Часть 11.docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

Часть 1. Внутренняя политика киевских князей в 10-11 вв. Принятие христианства.

Введение 3

Крещение Руси. 4

Значение принятия христианства.  4

Роль церкви. 6

Заключение 10

Часть 2. Общественная ситуация в России в 1850-х гг.. Начало революционно демократического этапа в освободительном движении. Революционные демократы-разночинцы.

Введение 11

Идейная борьба и общественное движение в россии

во второй половине XIX в. 12

Подготовка крестьянской реформы. 15

Отмена крепостного права  в России. 18

Заключение 20

Список литературы 21

 

 

 

 

Часть 1. Внутренняя политика киевских князей в 10-11 вв. Принятие христианства.

Введение. Во второй половине 10 в. свои позиции продолжали укреплять киевские князья, сумевшие в годы правления Святослава Игоревича подчинить себе все восточнославянские племена.

Переход к одной религии сопровождался  становлением нового типа государственности  на Руси. Православие задавало общий  нормативный порядок для интеграции древнерусского государства. Церковь оказывала большое влияние на политику киевских князей и государственное управление, на формирование древнерусского права.

Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым  комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство  и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с  помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с  Перуном не привела к преодолению  племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской  власти.

Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило  Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных  соседей, относящихся к язычникам  как к нелюдям. При этом надо иметь  в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

 

 

Крещение Руси. В 980г. великокняжеский престол занял Владимир I. По его указу в 988 г. в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. 

Крещение Владимира и  его приближенных было совершено  в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего  Севастополя). Ему предшествовало участие  киевской дружины в борьбе византийского  императора Василия П с мятежом  полководца Варды Фоки. Император  победил, но не выполнил своего обязательства  — отдать за Владимира свою дочь Анну.

Тогда Владимир осадил Корсунь  и принудил византийскую царевну  выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера. 

 Владимир, крестившись  сам, крестил своих бояр, а затем  м весь народ. Распространение  христианства зачастую встречало  сопротивление населения, почитавшего  своих языческих богов. Христианство  утверждалось медленно. На окраинных  землях Киевской Руси оно установилось  много позднее, чем в Киеве  и Новгороде.1

Значение принятия христианства. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. 

«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную  власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое  международное значение, заключавшееся  в том, что Русь, отвергнув «примитивное»  язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи  с которыми значительно расширились.

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее  и античной культуры. 

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским  патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись  священники в городах и селах.  

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви «десятину». Впоследствии размер этого налога изменился, а его  название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в  первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых  первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных  собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического  развития страны. В домонгольские  времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. 

Принятие христианства в  православной традиции стало одним  из определяющих факторов нашего дальнейшего  исторического развития. 

Владимир был канонизирован  церковью как святой и за заслуги  в крещении Руси именуется «равноапостольным».2

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в  развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно  церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с  достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение  иконописи, фресковой живописи. В  монастырях велось летописание. Крупные  церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

Православная церковь  не только образовывала, но и воспитывала  древнерусское общество. Смягчая  нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих  пережитков, активно выступала она  и против рабства.3

Роль церкви. На Руси появился новый общественный институт - православная цер-ковь. С тех пор и до наших дней она сохранила единую систему управления: митрополит ( с 1589 года- патриарх) – епархии ( области) во главе с архиереями (архиепископами и епископами ) - приходы (приходские храмы со штатом священнослужителей – клиром ) и монастыри ( общины отрекшихся от мира иноков-монахов, принявших обеты нестяжания, безбрачия и послушания ). Появившись в патриархальном обществе, церковь, как более зрелая структура, помогала становлению Древнерусского государства и взяла на себя часть его функций. 
        В ее руках находился суд по семейно-брачным и наследственным де-лам, наряду с «Русской Правдой» Ярослава Мудрого действовал переведенный с греческого кодекс церковного права - Номоканон или Кормчая книга. В ведении церкви находились определенные категории населения: лекари, клирошане, паломники. Там же оглашались указы, хранились документы, эталоны мер, весов. Духовенство как носитель знаний и грамотности выступало в качестве школьных учителей. В свою очередь княжеская власть обеспечивала церковь материально: в 10-11 веках – за счет десятины (отчислений от княжеских доходов – штрафов, пошлин и т.д. ), а позже передавала епископам и монастырям села с крестьянами. Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных: «… Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормленье, в худобе умирая покровы и гробы », - так характеризует эти обязанности памятник 13 века « Правило о церковных людях ». В этой сфере церковные власти поощряли милостыню, устраивали богодельни; в «церковном доме » могла найти убежище незамужняя женщина с ребенком; под особым покровительством находились паломники, «хромцы и слепцы». 
        Наступая на традиционные общинные права и обычаи, церковь усиливала контроль за поведением людей в наиболее консервативной и труднодоступной для государственного вмешательства сфере семейного быта. Грамоты новопоставленным пастырям предписывали им неуклонно выполнять свои повседневные обязанности в гуще мирской жизни: «… завтрени и вечерни, часы и молитвы пети, и дети духовные держати, и свадьбы венчати, и к роженицам ходити, и молитвы давати… и больных маслом свящати, и мертвых похоронити». Священники уговаривали господ « миловать свою челядь » и терпеливо приучали к исполнению христианских заповедей своих прихожан, которые «без стыда и срама » имели по несколько жен и наложниц, играли свадьбы без венчания с буйными плясками, «гудением и плесканием », не признавали постов, устраивали языческие « игрища», и « творили насилье » прямо в храме. 
        Не менее трудным делом для духовенства было заставить вчерашних язычников « молвити своя грехи » духовному отцу – белому или черному священ-нику, призванному контролировать повседневную жизнь своих прихожан. Надо было добиться стыда и раскаянья ( и привычки осознавать свои прегрешения ), не отпугивая при этом строгостью наказания, чтобы грешник « в отчаянье не впал ». 
        По грехам и « по силе» каждого после исповеди назначалась епитимия, а при огласке какого-либо бытового «грехопадения» виновники представали перед закрытым епископским судом, «мирян не припущая». 
        Активно учавствовала церковь и в процессе распространения христианства,с расширением границ княжеских владений строились новые храмы, а в городах основывались епископские кафедры. В свою очередь, князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны влиятельных церковных корпораций и боролись за право покровительства отечественным святыням – таким, например, как мощи князей Бориса и Глеба.В период раздробленности епископы вмешивались в политическую борьбу на стороне «своих» князей. Так, владимирское духовенство помогло Андрею Боголюбскому в утверждении патронального культа Богородицы перенесением из Киева на север почитаемой иконы Богоматери – будущей Владимирской - и введением не санкционированного Константинополем и киевским митрополитом праздника Покрова. Случались ( у того же Андрея и других князей ) и конфликты с церковными иерархами и монастырями, но все же через 200 лет после крещения Руси православная церковь стала важным и влиятельным институтом в феодальной общественной структуре: уже в конце 11 века Киево-Печерский монастырь принял «волости» от князя Ярополка Изяславича и обзавелся «рабами», а в 12 веке земельные владения получают и епископы. 
       Монастыри появились на Руси в середине 11 века. В монастырях готовились кадры священнослужителей,происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т.д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине 13 века на Руси функционировало около 80 монастырей. 
        При помощи разработанного вероучения и стройной организации Русская православная церковь стремилась освятить и укрепить общественный строй. Но если бы дело было только в насаждении сверху в угоду узкой правящей прослойке системы ценностей, чуждой подавляющему большинству населения, то оно было бы обречено на провал: внедрить силой никакую идею нельзя. Утверждение новой религии означало и переворот в мировоззрении людей, которым христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей. 
        Князя и его дружину вполне устраивал утверждаемый новой верой принцип богоустановленности власти и всего существующего на земле по-рядка. Принятие христианства было обусловлено и расширением международных связей Руси. Но крещение Руси не только соответствовало интересам верхушки общества. Новая религия принесла с собой и не известную язычеству идею равенства людей, исключая племенные и этнические различия.4

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. Распространение  христианства зачастую встречало  сопротивление  населения.  Но, как мы видим, принятие  христианства  имело большое  значение  для  дальнейшего  развития   Руси. Принятие   христианства не только укрепляло государственную власть и территориальное единство  Киевской  Руси.  Но  имело большое международное значение, заключавшееся в том,  что  Русь  становилась теперь равной другим христианским  странам,  связи  с  которыми  значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль  в  развитии русской  культуры,  испытавшей  на  себе  влияние  византийской,  через  нее античной. Во главе русской православной  церкви  был  поставлен  митрополит, назначенный  константинопольским  патриархом.

Так же принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в  развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно  церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с  достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение  иконописи, фресковой живописи. В  монастырях велось летописание. Крупные  церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

 

 

 

 

 

Часть 2. Общественная ситуация в России в 1850-х гг.. Начало революционно демократического этапа в освободительном движении. Революционные демократы-разночинцы.

Введение. Начиная со второй половины 19 века важнейшим вопросом политической жизни страны был крестьянский, связанный с проблемой дальнейшего развития страны. Все основные силы общественного движения выступали за отмену крепостного права. 
     В этот период были сделаны попытки создания программных документов, объединяющих все либеральные силы. Главными его положениями была свобода человека от крепостной зависимости: свобода совести; гласность суда; открытость действий правительства; свобода преподавания и др. Для либерального движения характерны разногласия, появившиеся в силу разных причин. 
     В свою очередь, консерваторы пытались влиять на правительственные круги, стремясь не допустить основных перемен. Главной целью консерваторов было стремление оградить власть от влияния чиновников-либералов и сохранить интересы дворянства. Консерваторы добились определенных успехов: из правительства были выведены главные разработчики крестьянской реформы. 
     Однако оба направления общественного движения России не имели широкой поддержки в российском обществе. 
     Деятельность революционеров была связана с теорией "общинного социализма", разработанной А.И. Герценым. Идейным вдохновителем революционного движения стал Н.Г. Чернышевский, который выступал за крестьянскую революцию и создание революционной организации. 
     Широкое распространение получило народничество, как политическое движение русской радикальной интеллигенции. Оно было представлено тремя течениями: анархистским, пропагандистским и заговорщическим.

 

Идейная борьба и общественное движение в россии во второй половине XIX в. Во второй половине 50-х годов XIX в. в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейнополитической борьбы, еще большее размежевание общества. 

Причины подъема общественного  движения. Главная — сохранение старой социально-политической системы  и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который  оставался центральным в общественной жизни страны. К прежним социальным противоречиям (между крестьянами  и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма, — между  рабочими и предпринимателями, либеральной  буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи. Половинчатость реформ 60-70-х годов  и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение.5

Для этого периода характерны массовые побеги помещичьих крестьян, желавших записаться в ополчение  и надеявшихся таким образом  получить свободу (1854-1855), самовольные  переселения в разоренный войной Крым (1856), "трезвенное" движение, направленное против системы винных откупов (1858-1859), волнения и побеги рабочих  на строительстве железных дорог (Московско-Нижегородской, Волго-Донской, 1859-1860). Беспокойно было и на окраинах империи. В 1858 г. с оружием  в руках выступили эстонские крестьяне ("война в Махтра"). Крупные крестьянские волнения вспыхнули в 1857 г. в Западной Грузии.

После поражения в Крымской войне активизировалось либерально-оппозиционное  движение среди части дворянства, недовольной военными неудачами, отсталостью  России, понимавшей необходимость политических и социальных перемен. "Севастополь  ударил по застоявшимся умам", - писал  об этом времени знаменитый русский  историк В.О. Ключевский. Введенный  императором Николаем I "цензурный  террор" после его смерти в  феврале 1855 г. был фактически сметен волной гласности, позволившей открыто  обсуждать самые острые проблемы, стоящие перед страной.

В связи с коронацией Александра II в августе 1856 г. были амнистированы  участники Польского восстания 1830-1831 гг., декабристы и петрашевцы. В правительственных  кругах не было единства по вопросу  о дальнейшей судьбе России. Здесь  образовались две противостоящие группы: старая консервативная бюрократическая  верхушка (начальник III отделения В.А. Долгоруков, министр государственных  имуществ М.Н. Муравьев и др.), активно  противившаяся проведению буржуазных преобразований, и сторонники реформ (министр внутренних дел С.С. Ланской, Я.И. Ростовцев, братья Н.А. и Д.А. Милютины).

Информация о работе Внутренняя политика киевских князей в 10-11 вв