Бюджетная самостоятельность, как фактор повышения финансовой устойчивости муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является разработка основ и механизмов обеспечения самостоятельности бюджетов на региональном и муниципальном уровнях, как фактора повышения финансовой устойчивости территорий.
Для достижения цели дипломной работы в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия самостоятельности бюджетов, как фактора повышения финансовой устойчивости муниципального образования; провести практический анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования; выявить основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы самостоятельности бюджетов муниципального образования 6
1.1 Понятие и сущность самостоятельности бюджетов
муниципальных образований в России 6
1.2 Собственные доходы как основной критерий повышения финансовой устойчивости муниципального образования 17
1.3 Проблемы финансовой самостоятельности муниципального образования в современных условиях 27
2 Анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования
с. Покровского 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика 32
2.2 Анализ формирования и использования финансовых
ресурсов 39
2.3 Оценка финансовой устойчивости муниципального
образования 48
3 Основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования 60
3.1 Приоритетные направления повышения самостоятельности
бюджетов муниципального образования 60
3.2 Методика оценки самостоятельности бюджетов 68
3.3 Способы повышения финансовой устойчивости
муниципального образования 78
4 Безопасность муниципального образования 93
Заключение

Файлы: 1 файл

Бюджетная самостоятельность, как фактор повышения финансовой устойчивости муниципального образования.docx

— 1.67 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3                                                                            

1 Теоретические основы  самостоятельности бюджетов муниципального образования              6

           1.1 Понятие и сущность самостоятельности бюджетов                       

           муниципальных образований в России                                               6

1.2 Собственные доходы как основной критерий повышения                                       финансовой устойчивости муниципального образования                    17

1.3 Проблемы финансовой самостоятельности муниципального    образования в современных условиях                                                  27

2 Анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования

с. Покровского                                                                                                  32

            2.1 Организационно-экономическая характеристика                          32

2.2 Анализ формирования и использования финансовых

ресурсов                                                                                                   39

2.3 Оценка финансовой устойчивости муниципального

 образования                                                                                            48

3 Основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования                               60

           3.1 Приоритетные направления повышения самостоятельности 

           бюджетов муниципального образования                                              60                  

           3.2 Методика оценки самостоятельности бюджетов                            68

           3.3 Способы повышения финансовой устойчивости

 муниципального образования                                                                  78

4 Безопасность муниципального  образования                                                 93

Заключение                                                                                                        103

Список использованных источников                                                               108

Приложения                                                                                                      112

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реформирование финансово бюджетного сектора экономики России предопределило необходимость изменения и подходов и методов формирования финансовых ресурсов органов власти на основе реализации принципа самостоятельности бюджетов всех уровней. Развитие финансово-экономической самостоятельности административно-территориальных образований, с одной стороны, и необходимость сохранения достаточного уровня финансовой централизации, с другой, ставят новые задачи в области управления территориальным развитием. Децентрализация планирования и управления не только предоставила новые возможности, но и предъявила новые требования к организации финансово-экономических отношений между уровнями государственной власти и местного самоуправления.

Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетных системах и отдельных  бюджетах, обеспечивают государственным  органам власти и органам местного самоуправления выполнение возложенных  на них функций и полномочий. Устойчивый экономический рост является наиболее общей предпосылкой для оздоровления всей системы региональных и муниципальных  финансов и обеспечения их финансовой устойчивости.

Вместе с тем, существующие сегодня  проблемы в сфере бюджетных отношений  требуют не только корректировки  своих принципиальных основ в  теоретическом аспекте, но и решения  многих методологических и методических вопросов. При построении бюджетных  отношений в федеративном государстве  интересы какого-либо уровня бюджетной  системы не могут превалировать  над интересами других. В силу этого  вопросы оценки экономического и  финансового неравенства регионов и муниципальных образований, принципы и методы формирования бюджетов территорий, степень управляемости территориальных  сообществ со стороны органов  власти и муниципальными бюджетами  со стороны вышестоящих бюджетов постоянно находятся в центре внимания отечественной науки.

Своеобразие процессов реформирования государственного устройства и системы  отношений в финансово-бюджетной  сфере предопределило необходимость  исследования вопросов рационального  распределения бюджетных, а в  их числе доходных полномочий между  уровнями бюджетной системы, вопросов наполнения доходной части бюджетов, основную долю которой составляют налоговые  поступления, а также привлечения  дополнительных доходов в бюджеты  регионального и муниципального уровней.

Вместе с тем, в научной литературе уже давно не проводилось комплексного исследования проблем бюджетной самостоятельности в контексте управления бюджетными ресурсами региона в целях обеспечения финансовой устойчивости субъектов Федерации и муниципальных образований. Таким образом, актуальность и недостаточная степень разработанности проблемы очевидны, что предопределило цель, задачи и структуру работы.

Целью данной дипломной работы является разработка основ и механизмов обеспечения самостоятельности бюджетов на региональном и муниципальном  уровнях, как фактора повышения финансовой устойчивости территорий.

Для достижения цели дипломной работы в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

  • раскрыть содержание понятия самостоятельности бюджетов, как фактора повышения финансовой устойчивости муниципального образования;
  • провести практический анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования;
  • выявить основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования.

Предметом исследования является механизмы обеспечения самостоятельности муниципального образования и их финансовые потоки.

Объектом исследования является муниципальное  образование село Покровское Красногвардейского района Ставропольского края. Период исследования составляет 2010 – 2012 гг.

Информационной базой  для написания практической части  дипломной работы послужили формы  отчетности администрации села Покровское Красногвардейского района Ставропольского края  за 2010-2012 гг., приложения к ним, пояснительные записки, памятки и иные документы.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе раскрывается экономическая сущность и проблемы бюджетной самостоятельности муниципальных образований. Во второй главе проводится оценка бюджетной самостоятельности муниципального образования с. Покровского. Третья глава посвящена разработке направлений повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования, а именно: методика оценки самостоятельности бюджета, способы повышения уровня социально-экономического развития муниципального бюджета. В четвертой главе исследуются особенности обеспечения безопасности муниципального образования.

Данная дипломная работа выполнена на 113 машинописных листах. Состоит из 4 разделов. В работе использовано 10 таблиц, 12 рисунков. Работа написана на основе изучения 49 литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

    1. Понятие и сущность самостоятельности бюджетов муниципальных образований в России

 

В Российской Федерации бюджетное  устройство представляет собой организацию  бюджетной системы на основе единой бюджетной классификации в соответствии с принципами построения, регламентированными   Бюджетным кодексом  РФ.

Статья 10 Бюджетного кодекса  РФ закрепляет в России Трехуровневую  бюджетную систему:

  • первый уровень –  федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень –  бюджеты субъектов  Российской Федерации и территориальных  государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты.

Итак, бюджетная система  РФ состоит из трех основных звеньев: федеральный бюджет, бюджеты субъектов  РФ и бюджеты муниципальных образований. Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности  соответствующих государственных  и местных органов. Местный бюджет является основой финансовой системы  муниципального образования.

Бюджет каждого  муниципального образования (местный бюджет) – это  форма образования и расходования денежных средств,  предназначенных  для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

 

 

Бюджетная система Российской Федерации



Первый уровень

Федеральный бюджет Российской Федерации

Бюджеты государственных внебюджетных фондов


 

Второй уровень

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов

Бюджеты республик, входящих в состав РФ

Краевые бюджеты

Областные бюджеты

Бюджеты городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)

Областной бюджет автономной области

Окружные бюджеты автономных округов


 

Третий уровень

Местные бюджеты, представляющие собой  бюджеты муниципальных районов

Бюджеты городских округов

Бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

Бюджеты городских поселений

Бюджеты сельских поселений


 

Рисунок 1.1 - Схема бюджетной системы Российской Федерации

 

Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных  на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются  определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами.

Местные бюджеты - один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов  производства. Через них общественные фонды  потребления распределяются между  отдельными группами населения, из местных  бюджетов  финансируется развитие отраслей производственной сферы.

Местные бюджеты выполняются  следующие функции:

  1. формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти
  2. распределение  и использование этих фондов между отраслями хозяйства;
  3. контроль  финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.

Местные бюджеты имеют  большое значение в осуществлении  общегосударственных  экономических  и социальных задач, поскольку они  распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

По мере развития финансовых взаимоотношений  в Российской Федерации между  органами власти всех уровней, реализация нового бюджетного законодательства требует  осуществления комплекса мероприятий  как в направлении совершенствования  отношений между бюджетами разного  уровня, так и повышения эффективности  управления государственными и муниципальными финансами.

В этих условиях необходимо создать  условия для эффективной реализации требований нового законодательства, обеспечить методологическую и финансовую поддержку новой системы разграничения  полномочий в целях укрепления развития самостоятельности бюджетов и укрепления финансовой устойчивости территориальных  образований.

За последние годы произошли  принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных  уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной  дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.

В Финансово-кредитном энциклопедическом  словаре под общей редакцией  А.Г. Грязновой (2004 г.) дано следующее  определение понятия бюджетный  федерализм - это «способ построения бюджетных отношений между тремя  уровнями бюджетной системы - федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и  органами местного самоуправления, - обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета  при высокой степени самостоятельности  территориальных бюджетов»[10].

Информация о работе Бюджетная самостоятельность, как фактор повышения финансовой устойчивости муниципального образования