Дебиторская задолженность как часть финансовых ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение основных положений теории анализа дебиторской задолженности и организационных принципов, знание которых позволяет более целенаправленно и успешно выполнять анализ, решать вопросы управления дебиторской задолженностью. Эти вопросы конкретизированы в первой главе. Во второй, практической, части на примере конкретного предприятия (ОАО «Центральный Московский Депозитарий») проведен анализ дебиторской задолженности, предложены основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью общества. В третьей главе приведены рекомендации по наиболее эффективному управлению денежными средствами.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 59.33 Кб (Скачать файл)

В рамках широкой темы нами выбрана достаточно узкая специализация. Поэтому подробно говорить о коэффициенте общей ликвидности, кредиторской задолженности, оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности нет необходимости.Ограничимся минимумом. Поступление денежных средств от продаж определяет возможности предприятия по погашению долгов кредиторам. Повторим, что большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей.

Главная задача управления дебиторской задолженностью - установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают полное и своевременное поступление средств для осуществления платежей кредиторам.

Предпосылки для возникновения просроченной и безнадежной дебиторской задолженности могут появляться на разных этапах - при проведении преддоговорных процедур, заключении договора, исполнении договорных обязательств. Поэтому процесс возникновения и погашения дебиторской задолженности всегда должен находиться под контролем.

В конечном счете, условия договора и расчеты с покупателями служат цели получения прибыли. А наращивание суммы просроченной дебиторской задолженности снижает прибыльность и уровень платежеспособности - своевременного погашения своих обязательств.

Давно уже существуют отработанные процедуры работы с дебиторской задолженностью, а также технологии, позволяющие избежать ее возникновения.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия. Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

• ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

• выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

• определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

• ускорение востребования долга;

• уменьшение бюджетных долгов;

• оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Начинать беспокоиться о возврате денег надо с того момента, когда клиент оформил заявку.

Ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

• исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

• периодический пересмотр предельной суммы кредита;

• использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

• формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

• выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

• определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

• формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

• формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами (предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушения сроков оплаты);

• использование современных форм рефинансирования задолженности;

• диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком;

• оценивать финансовое состояние контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа;

• планировать объем дебиторской задолженности и мотивировать на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью.

Для реализации перечисленных правил на практике необходимо создание регламента, досконально описывающего весь процесс управления и содержащего информацию о правах и обязанностях сотрудников, вовлеченных в процесс управления.

Для сведения к минимуму возможных потерь и увеличения доходности дебиторской задолженности имеется много способов, среди которых есть ряд классических, которые можно взять за основу:

1. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А», могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов с момента их составления.

2. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе.Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

3. Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов.

4. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, - эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую ​​защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

5. Факторинг. Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени риска неполучения денег от должников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ системы  управления дебиторской задолженности  в ООО «КЗТАА»

2.1. Общая  характеристика деятельности ООО  «КЗТАА»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Камский завод тормозной аппаратуры и агрегатов»  (далее – ООО «КЗТАА») основано в 1998 году. 20 апреля 1998 г. было зарегистрировано в органах государственной власти, предприятию был присвоен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН №1650156367).

ООО «КЗТАА» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Завод находится на территории города Набережные Челны по адресу: Промышленно-коммунальная зона, линейный проезд, дом 22/25.

ООО «КЗТАА» является машиностроительной организацией успешно функционирующей с 1998 г. ООО «КЗТАА», занимаясь производством тормозной аппаратуры. На данный момент основная деятельность общества это разработка и изготовление тормозных камер и энергоаккумуляторов. Такой вид деятельности был выбран в связи с необходимостью города Набережные Челны, в частности ОАО «КамАЗ», качественной тормозной системы.

Тормозные камеры производства КЗТАА предназначены для установки на автомобили КАМАЗ, а также на прицепы и полуприцепы. Унифицированные по присоединительным размерам с аналогами тормозные камеры КЗТАА также могут быть использованы в современных моделях автомобтлей МАЗ, ЗИЛ и КрАЗ.

В 1999 году на главном конвейере ОАО «КамАЗ» началась серийная установка тормозной камеры тип 30, которая заменяет дорогостоящую импортную камеру WABCO.

В 2000 году КЗТАА освоил тормозную камеру тип 24 с улучшенными характеристиками, и стали единственными поставщиками их для ОАО «КамАЗ».

В 2002 году были освоены тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором тип 24/20 и 20/20, имеющие, в отличие от аналогов, принципиальные конструктивные улучшения, что позволило использовать их в различных модификациях автомобилей КАМАЗ.

ООО «КЗТАА» осуществляет свою деятельность на основании Устава и других учредительных документов.

Уставный капитал предприятия на момент его организации согласно учредительным документам составил 10000 тыс. руб. Изменения уставного капитала общества в изучаемом периоде не производились. Изменения в устав в изучаемом периоде не вносились.

Основной целью своей деятельности, являясь коммерческой организацией, ООО «КЗТАА» преследует извлечение прибыли.

На сегодняшний день среди продукции ООО «КЗТАА» можно увидеть не только тормозные камеры, но и обтекатели и гнутые профили.

Обтекатель боковой предназначен для улучшения аэродинамических характеристик автомобиля, предохранения от забрызгивания дверей, боковых стекол и зеркал кабины, придает кабине наиболее современный внешний вид.

Гнутые профили производства ООО «КЗТАА» изготовлены на профилегибочных агрегатах ОАО «Северсталь», приобретенных в 2004 году заводом. Применяются для производства платформ и бортов автомобилей КАМАЗ, автобусов Нефаз и других.

В 2005 году начата поставка профилей на ОАО «Камский Прессово-Рамный Завод» для производства серийных автомобилей.

Также завод предоставляет различные услуги по металлообработке, лазерной резке и ряд сопутствующих товаров.

Продукция ООО «КЗТАА» нашла свое потребление не только в Татарстане, но и далеко за его пределами. На данный момент есть все предпосылки для расширения потребительского круга за границы РФ. Среди наших постоянных потребителей можно выделить ОАО «КАМАЗ», ОАО «Сосновскагропромтехника», ОАО «РИАТ», ООО «Восток», ООО «Кардо», ООО «СпецАвто-Восток», ОАО «Уралавтоприцеп», ОАО ИПП «Челябтехстром» и др.

В области производства тормозной аппаратуры ООО «КЗТАА» занял лидирующую позицию, но не обходится без конкуренции. Среди серьезных конкурентов можно выделить ООО «АККОР», ООО «АМТК», ЗАО «РААЗ», ОАО МТЗ «ТРАНСМАШ», ОАО «Транспневматика» и др.

Стратегическими партнерами ООО «КЗТАА» являются, такие общеизвестные производители как: ОАО «КАМАЗ», ОАО «Нефаз», ОАО «МАЗ», ООО «ПАЗ», ОАО «АЗ «Урал», ОАО «ЧМЗАП» и др.

 

2.2. Анализ дебиторской задолженности и факторов на нее влияющих

 

Для оценки состава и движения дебиторской задолженности на основании данных, приведенных в бухгалтерском балансе и форме № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу» составим аналитическую таблицу о дебиторской задолженности ООО «КЗТАА» за 2011 год (таблица 2.8).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.8

Анализ движения дебиторской задолженности за 2011 год

Показатели

Движение дебиторской задолженности

Темп роста остатка, %

Остаток на начало года

Возникло

Погашено

Остаток на конец года

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Дебиторская задолженность, всего

61352

100,0

375923

100,0

374101

100,0

63174

100,0

102,9

из нее

                 

Краткосрочная дебиторская задолженность

61151

99,7

375681

99,9

374101

100,0

62731

99,3

102,6

в том числе просроченная

18350

29,9

98371

26,2

94313

25,2

22408

35,5

122,1

из нее длительностью свыше 3 месяцев

12050

19,6

16278

4,3

14008

3,7

14320

22,7

118,8

Долгосрочная дебиторская задолженность

201

0,3

242

0,1

0

0

443

0,7

в 2,2 р.

в том числе просроченная

0

0

0

0

0

0

0

0

0

из нее длительностью свыше 3 месяцев

0

0

0

0

0

0

0

0

0

задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты

201

0,3

242

0,1

0

0

443

0,7

в 2,2 р.

Информация о работе Дебиторская задолженность как часть финансовых ресурсов предприятия