Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 5
1.1. Сущность и классификация дебиторской задолженности 5
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью 10
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью 13
2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 19
2.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования 19
2.2. Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности 27
2.3. Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности 35
4.ПРАКТИКА……………………………………………………………………38
5. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………….…40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

курсовая. дебит задолженность.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (к + 1)-го по n-й день кредитного периода;

в) в случае неуплаты в течение п дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьироваться в зависимости от момента оплаты.

Руководитель может варьировать любой параметр в данной схеме, однако наиболее существенным является величина скидки. Она мо­жет устанавливаться различными способами, в том числе с использо­ванием некоторых формализованных алгоритмов, в которых учтены влияние инфляции и сокращение расходов на поддержание источни­ков финансирования дебиторской задолженности.

 

2.3. Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности

 

Контроль выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности является важ­ным элементом системы внутрихозяйственного контроля. Он обеспе­чивает проверку полноты и своевременности исполнения персоналом фирмы распоряжений руководства, сформулированных в виде плано­вых заданий.

Одним из первых составляют бюджет продаж. При его формиро­вании главным элементом является объем продаж, поскольку от него зависят ориентиры и направления использования денежных средств, объемы и сро­ки требуемого финансирования, результаты от реализации принятых мер и др. Ответственные исполнители (служба маркетинга, планово-финансовое управление, экономическое управление, бухгалтерия) в дополнение к бюджету продаж разрабатывают график оплаты поку­пателями за отгруженную продукцию и погашения дебиторской задолженности.

Изменение величины дебиторской задолженности планируется на основании анализа фак­тического ее состояния и платежеспособности покупателей. Контроль выполнения графиков погашения дебиторской задолженности рекомендуется осуществлять в табличном виде. При проведении контрольных процедур принима­ют во внимание условия договоров в части формы расчетов, условия оплаты и поставки, задержки платежей, скидки за предварительно оплаченную продукцию, величины возможных убытков, связанных с возникновением безнадежной дебиторской задолженностью.

Расчеты возможны как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтированных денежных потоков, что позволит организа­ции быстро и с наименьшими потерями адаптироваться к изменяю­щимся условиям.

Для проведения текущего и последующего контроля изменений состояния дебиторской задолженности необходимо следить за выполнением графиков плате­жей по каждой статье задолженности, поскольку в процессе контроля можно выявить величину отклонений и их причины.

Помимо составления графиков погашения дебиторской задолженности, организации не­обходимо планировать величину кредиторской задолженности, поскольку при формировании бюджета продаж требуются сведения о закупках сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих, в дополнение к которым состав­ляется график платежей поставщикам и подрядчикам. Менеджмент организации с целью поддержания текущей платежеспособности кон­тролирует состояния величины кредиторской задолженности, прогнозирует сроки погашения кредиторской задолженности, возможность финансирования текущей деятельности за счет уве­личения кредиторской задолженности или поддержания объема кредиторской задолженности на фактическом уровне.

Сметный контроль активов, обязательств и собственного финансирования позволяет своевременно выявить превышение сметы или недостаточное финансирование, способствует повышению эффективности контроля платежеспособности и объединяет показатели доходов, расходов и денежных потоков с показателями бухгалтерского баланса (через изменения остатков задолженности). Одним из центральных показателей самофинансирования является размер чистого оборотного капитала.

Обобщение информации о показателях бюджета продаж и графика оплаты продукции осуществляется в бюджете движения денежных средств, в котором содержится информация о движении денежных средств, потребности в источниках финансирования, приросте дебиторской и кредиторской задолженности.


4. ПРАКТИКА

 

«Торговый Дом Шкуренко» – крупнейший дистрибьютор продуктов питания в Омском регионе. Компания была основана в 1996 году. За время работы «ТД Шкуренко» стал обладателем самого большого портфеля известнейших мировых и отечественных брэндов (на начало 2010 г. – более 100 контрактов), что позволило ему обеспечить максимальное покрытие омского розничного рынка.

Основные контракты «ТД Шкуренко»: Ван Мелле, Вимм-Билль-Данн, Данон, Любинский МКК, НМЖК, Очаково, Омский бекон, Пепси, Помидорпром, Ред Булл,  Ригли, Роллтон, САБМиллер, Сибирский берег, Союз-Виктан. Каждый год список партнеров растет.

«Торговый Дом Шкуренко» – Компания, которая стремится к инновациям и совершенствованию технологий ведения бизнеса. Товарооборот в 2008 году  составил 3 059 120  тыс. рублей. Компанию отличает клиенто-ориентированный подход, учитывающий потребности и особенности партнеров. Стабильная финансовая устойчивость позволяет не только соблюдать договорные обязательства перед поставщиками, но и оказывать дополнительные услуги покупателям. Технологии качественной работы «ТД Шкуренко» транслирует также за пределы Омского региона – в гг. Барнауле и Ишиме успешно функционируют филиалы Компании.

Логистическая система «ТД Шкуренко» вышла на новый уровень развития после покупки нового складского комплекса, презентация которого состоялась в июне 2006 года. Являясь крупнейшим в Омском регионе, комплекс насчитывает 17 000 палетто-мест и позволяет постоянно поддерживать необходимый товарный запас, что при ассортиментном перечне свыше 4500 наименований является неоспоримым преимуществом Компании. Ежедневно обрабатывается и доставляется по назначению свыше 2100 заявок.

Также Компания зарекомендовала себя отличным работодателем –  1100 человек составляют сплоченный коллектив. В «ТД Шкуренко» утвердился демократичный подход к управлению, что дает возможность специалистам не только своевременно реагировать на запросы и тенденции рынка, но и развиваться и профессионально расти внутри Компании. (Приложение 2)

«ТД Шкуренко» отличается отлаженной системой продаж. Движение товара от продавца к покупателю начинается еще задолго до того, как торговый представитель переступит порог магазина.

Первоочередная задача, которая стоит перед торговыми представителями «ТД Шкуренко» – это грамотная презентация продукции. Именно она лежит в основе продаж. Каждый торговый представитель «ТД Шкуренко» может четко и ясно сформулировать основные достоинства каждого вида продукции, рассказать о его производителе, обосновать цену на продукт.

Всему этому сотрудники торгового отдела обучаются на тренингах по технике продаж. Еженедельные собрания торговых отделов позволяют всем руководителям коммерческого направления быть в курсе последних событий в ритейле.              

Здесь обсуждаются стратегические вопросы  коммерческой деятельности «ТД Шкуренко», принимаются решения, способствующие повышению эффективности продаж.

 

 

 


5. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

 

Для ускорения перевода дебиторской задолженности в иные формы оборотных активов, предприятия, будь это денежные средства или высоколиквидные долгосрочные (краткосрочные) ценные бумаги применяется рефинансирование дебиторской задолженности.

Выделяют два вида рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг и форфейтинг.

Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты пришел в Россию с Запада. Это английское слово factoring идет от factor (фактор)-комиссионер, агент, посредник, и означает выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Поставщик продает дебиторскую задолженность (accounts receivable), то есть те суммы, которые покупатели должны фирме, специализированному финансовому институту-факторинговой компании, которая в свою очередь именуется фактором. Отличие Фактора от других агентов, например от цессионера, в том, что он вступает во владение долгом, то есть поставщик теряет права собственности на дебиторскую задолженность.

Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, которая включает в себя инкассирование дебиторской задолженности, кредитование оборотного капитала, гарантии кредитных и валютных рисков, а также информационное, страховое, бухгалтерское, консалтинговое и юридическое сопровождение поставщика.

В зависимости от наличия функции финансирования поставщика факторинговое обслуживание подразделяется на:

- факторинг с уплатой (with service factoring), который включает получение задолженности, принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются покупателем. В российской практике это называют административным управлением дебиторской задолженностью. В этом случае комиссионное вознаграждение фактора составляет около 0,5-1 % от суммы переуступленной дебиторской задолженности. Величина комиссии варьируется от общего объема задолженности поставщика, уменьшаясь с его ростом;

- факторинг с уплатой и финансированием (with service plus finance factoring) включает выплату поставщику сразу после поставки товаров до 90 % от их продажной цены, при наличии накладных, акцептованных покупателем. Остаток выплачивается после погашения долга. В этом случае фактор устанавливает вознаграждение за риск при авансировании (0,5-1,2 % от суммы долга) в зависимости от общего количества дебиторов, переданных на факторинговое обслуживание. С ростом количества дебиторов риски фактора размываются и комиссия снижается. Также поставщик уплачиваетфФактору плату за использование денежных ресурсов, которая на несколько пунктов выше ставки по кредитам. Размер этой платы зависит от срока оборачиваемости дебиторской задолженности поставщика. В России фактор обычно требует предоставления оригиналов документов по произведенной поставке (счет фактура и товарно-транспортная накладная), взимая незначительную комиссию (порядка 50-70 руб. за с/ф) за регистрацию этих документов. В западной же практике такая составляющая комиссии тоже существует, но часто поставщик присылает в факторинговую компанию электронный файл, содержащий книгу продаж за определенный срок, оригиналы документов по поставкам предоставляются позднее.

В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны поставщик, покупатель и фактор

При покупке счетов факторинговая компания проводит анализ платежеспособности и добросовестности покупателя, ибо риски Фактора связанные с неоплатой счетов относятся именно к покупателю, а не к поставщику. Конечно, фактор производит проверку и поставщика, так как существует риск предоставления им поддельных документов по поставкам, что может повлечь за собой финансовые потери фактора. Во избежание появления “плохих долгов” от покупки некоторых счетов или долгов отдельных покупателей фактор может отказаться, либо предложить соглашение о покупке дебиторской задолженности с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику. В этом соглашении оговаривается срок наступления регресса, на какие долги он распространяется, в какой срок и каким образом происходит его исполнение. В России обычно регресс наступает через 30 дней после истечения отсрочки платежа, но Поставщик имеет возможность с согласия фактора продлить отсрочку платежа при наличии объективных трудностей у покупателя. Наличие регресса не сводит риски фактора к нулю, а лишь снижает их. При факторинге с регрессом фактор не берет на себя кредитный риск, то есть риск неплатежа покупателя вообще, а принимает ликвидный риск-риск неоплаты в срок, что происходит гораздо чаще. Российские покупатели не отличаются четкой платежной дисциплиной. Платеж покупателя через 3-5 дней после истечения отсрочки общепринятая практика.

Стоит отметить, что наличие у фактора права регрессного требования к поставщику несколько снижает для него стоимость факторингового обслуживания (приблизительно на 15-20 %), поэтому для поставщика имеет смысл переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность надежных покупателей, имеющих хорошую и давнюю кредитную историю, снижая тем самым свои издержки на факторинговое обслуживание.

Факторинг бывает как открытый (disclosed factoring) так и закрытый(undisclosed factoring). При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства перед поставщиком. В случае же закрытого факторинга продавец не хочет раскрывать причин, заставивших его воспользоваться услугами фактора. Дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает перечислять средства поставщику, который в свою очередь индоссирует их в пользу фактора. В настоящее время возможность применения закрытого факторинга в российских условиях ограничена, так как приводит к резкому увеличению рисков фактора. Глава 43 Гражданского кодекса РФ ст. 830 п. 1 гласит: “Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж”. Обычно процедуру уведомления дебитора о переуступке долга фактору берет на себя поставщик, потому что покупатель воспримет это психологически и технологически проще, нежели получив это уведомление от фактора. Некоторые поставщики перед принятием решения о переходе на факторинговое обслуживание беспокоятся о том, что работа фактора может отразиться на их клиентской базе. На самом деле конфликт между клиентом и дебитором в первую очередь невыгоден фактору, потому что его вознаграждение зависит от оборота поставщика. Для покупателя изменяются лишь реквизиты платежного поручения. В современной России факторинг еще не столь распространен как на западе, поэтому некоторые поставщики встречают непонимание со стороны покупателей при подписании уведомлений.

Факторинг-незаменимый финансовый инструмент для новых и небольших компаний, а также для фирм выбравших банковские лимиты кредитования, потому что факторинг-беззалоговая форма финансирования, для которой не нужно наличие кредитной истории.

Итак, рассмотрим преимущества факторинга для поставщика:

- возможность пополнения оборотных средств;

- ускорение оборачиваемости оборотных средств;

Информация о работе Дебиторская задолженность