Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы ставится разработка стратегии развития предприятия «Мир обоев».
Поставленная цель определила следующий перечень задач, которые необходимо решить для ее достижения:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования на предприятии;
- проанализировать деятельность предприятия «Мир обоев» и оценить возможные пути его развития;
- обосновать дальнейшую стратегию развития предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Задачи и функции стратегического планирования 5
1.2. Основные этапы стратегического планирования 8
Глава 2. Анализ деятельности предприятия и оценка возможностей его развития 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2.Оценка внешних и внутренних факторов деятельности предприятия 17
2.3. Анализ результатов деятельности предприятия 23
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития предприятия 27
3.1. Уточнение миссии, целей и задач деятельности предприятия 27
3.2. Обоснование базовой и функциональных стратегий 28
3.3. Разработка стратегического плана развития предприятия 29
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовая по планированию_разработка стратегии развития.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Анализ внешней  среды  помогает контролировать внешние по отношению к организации факторы,  получить важные результаты  (время  для разработки  системы  раннего  предупреждения на случай возможных  угроз,  время для прогнозирования  возможностей,  время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство.7

Внешнюю среду обычно подразделяют на общую (дальнюю) и специфическую (ближнюю).

Анализ общей (дальней) окружающей среды включает в себя экономические, социополитические и технологические прогнозы для определения долгосрочных возможностей организации в условиях прогнозируемых возмущений среды. Обычно такого рода прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными (неприбыльными) организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью.

Анализ специфической (ближней) окружающей среды обычно ассоциируют с анализом рыночного окружения, и он включает в себя следующие этапы:

1) производственный прогноз  должен содержать информацию о перспективах роста (падения) производства отдельных видов продукции, производимой организацией;

2) структурные  сдвиги   прогнозируются  для  уменьшения  неопределенности при  принятии  стратегических  решений: возможные   изменения  сырья,   квалификации   работников, уровня образования.  Кроме того, большое внимание  должно быть уделено возможному  изменению структуры и характера потребления выпускаемой продукции;

3) конкурентный анализ  окружающей среды проводится  чаще всего по трем основным  параметрам: структурный анализ  конкурентного окружения,  определение конкурентной позиции (стратегических групп) и анализ структуры рынка.

Анализ  внешней  среды позволяет организации  создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается  в  этой  среде.  Для успешного  же планирования руководство должно иметь полное представление  не  только  о  существенных внешних  проблемах,  но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Анализ внутренней среды организации вскрывает  те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности организации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям:

  • кадровый потенциал;
  • организация управления;
  • финансы;
  • маркетинг;
  • организационная структура.

К методам оценки внешней  среды организации относят ПЭСТ (СТЭП) – анализ и модель пяти сил  конкуренции М.Портера. ПЭСТ-анализ предполагает оценку и определение  степени влияния политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды на организацию. Модель пяти сил конкуренции позволяет оценить зависимость организации от прямых конкурентов, конкурентов, входящих в отрасль, конкурентов, производящих товары-субституты, а также от поставщиков и потребителей.

К методам комплексной  оценки макро- и микросреды организации  относится широко известный SWOT-анализ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы). Применяя метод SWOТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними для установления этих связей составляется матрица SWOT.

Далее, проводят разработку альтернативных стратегий и выбор конкретных стратегий для применения. Для коммерческих организаций эта стадия предполагает определение того, в какой новый бизнес войдет организация, из какого уйдет, как распределить ресурсы, в какой части распространить диверсификацию, распространять ли свою деятельность на те или иные международные рынки, где и в каком бизнесе сформировать совместные предприятия, как избежать враждебных поглощений, а также многие другие практические вопросы, определяющие судьбу организации и ее будущее.

Этап реализации стратегии  не менее важен, чем этап ее формирования в рамках стратегического планирования. Сформулированная, но не реализованная  стратегия — это не просто бессмысленная  трата времени, это абсурдная  ситуация. Каждая стратегия формируется  для ее воплощения.

Реализация стратегии  предполагает, что организация устанавливает  тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким  образом, чтобы могла быть достигнута стратегическая цель. При этом формируется, развивается и поддерживается корпоративная культура, которая способствует реализации стратегии. Также создается определенная организационная структура управления, распределяются маркетинговые усилия, подготавливаются бюджеты, развивается соответствующая информационная система, а также устанавливается соответствующая система оплаты труда. Персонал мобилизуется для того, чтобы реализовать выбранную стратегию, что предполагает дисциплину и ответственность. Успех реализации стратегии критическим образом зависит от адекватной мотивации сотрудников.

Оценка и контроль реализации стратегии являются логическим завершающим процессом в стратегическом планировании. Данный процесс обеспечивает обратную связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями.

Глава 2. Анализ деятельности предприятия и оценка возможностей его развития

2.1. Краткая характеристика предприятия

 

Вопросы стратегического  планирования рассмотрим на примере  торгового предприятия ООО «Мир обоев».

ООО «Мир обоев» - специализированный строительный магазин, расположенный в центре г.Лысьва, кроме того, функционирует оптово-розничный склад, расположенный на выезде из города.

Сотрудники Компании постоянно  обучаются новым технологиям  применения строительных материалов и  технологиям продаж. Каждый сотрудник Компании имеет возможность карьерного роста.

Миссия: мы помогаем нашим клиентам сделать этот мир красивым, удобным и комфортным.

Одним из основных конкурентных преимуществ  формата является качественное обслуживание и сервис. Квалифицированный персонал всегда готов помочь покупателю реализовать мечту о красивом и комфортном доме.

Магазин «Мир обоев» предлагает своим покупателям широчайший выбор строительных и отделочных материалов в Лысьва по вполне доступным ценам. В отличие от большого количества других строительных магазинов города, в магазине есть  возможность закупить все, что нужно в одном месте. Опытные консультанты помогут разобраться в огромном ассортименте предлагаемой продукции и предоставят нужную информацию о ценах и условиях доставки.

Важными преимуществами магазина «Мир обоев» являются как продажа качественных товаров, так и оказание покупателям по настоящему квалифицированных консультационных услуг. Также в магазине «Мир обоев» есть возможность обратиться к опытным инженерам-технологам, которые проконсультируют по правильному использованию материала и помогут точно рассчитать его количество.

Магазин сотрудничает как с розничными покупателями, так и с крупными оптовыми закупщиками строительных материалов в Лысьва и Пермском крае. При покупке товара определенного объема возможно предоставление существенных  скидок. По желанию клиента возможна организация доставки строительных материалов по необходимому адресу с подъемом на нужный этаж.

2.2.Оценка внешних  и внутренних факторов деятельности предприятия

 

Внешняя среда оказывает  значительное влияние на положение  фирмы на рынке. Инструментом, позволяющим  оценить влияние внешней среды  на предприятие, является PEST-анализ.

PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. PEST - акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок организационной или бизнес-единицы. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы.

Таблица 2.1. PEST-анализ магазина «Мир обоев»

Политические факторы

Влияние экономики

Изменение законодательства в сфере  организации продажи отделочных материалов

Изменение политического курса  развития страны

Изменение ставки страховых взносов и налоговых ставок

Последствия мирового финансового  кризиса

Новые льготы для малого бизнеса 

Увеличение строительства жилья

Социокультурные тенденции

Технологические инновации

Повышение уровня жизни

Повышение платежеспособности клиентов

Смена технологии в сфере производства, устаревание существующих технологий

Новое оборудование

Появление новых рекламоносителей (сеть Интернет)

Новые тенденции в сфере дизайна  помещений


 

По итогам PEST-анализа  можно сделать вывод о том, что предприятие значительно  зависит от технологических инноваций  в сфере отделки помещений, строительства  нового жилья, кроме того, значительное влияние на его деятельность оказывают  внешние экономические факторы.

Далее рассмотрим сильные  и слабые стороны предприятия, угрозы для деятельности и возможности, для этого проведем SWOT-анализ.

Данный анализ позволяет  определить, насколько сильны сильные  стороны и насколько слабы  слабые, исходя из состояния внешней среду,  а также насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внутренней среды.  В  данном анализе  количественная оценка сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей равна, из чего следует, что распределение ресурсов между различными проблемами будет примерно равнозначно.  Это свидетельствует о том, что организация работает в стабильных условиях рынка. После определения количественных характеристик следует сформулировать проблемы на каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Проблемное поле проекта.

Таблица 2.2 SWOT-анализ магазина «Мир обоев»

Сильные стороны компании

Возможности компании

опыт работы и специализация  в определенном сегменте;

качественная и налаженная система снабжения;

опытный персонал;

хорошее техническое оснащение  рабочих мест;

использование новых технологий

Развитие взаимоотношений с  корпоративными клиентами.

Снижение издержек.

Снижение цены за счет снижения издержек

Занятие лидирующих позиций в  сегменте розничных продаж

Слабые стороны

Угрозы внешней среды

мало опыта в других сегментах;

недостаточное внимание к продвижению  и рекламе;

среди сотрудников фирмы не все  имеют специальное образование

Сложности с  арендодателем помещений

Выход на рынок новых предприятий-конкурентов

Нестабильность курса доллара (закупочные цены привязаны к $ а продажи в рублях)

Высокая текучесть кадров.


 

Из проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод, что самыми серьезными угрозами для фирмы являются:

  • снижение уровня доходов населения;
  • снижение цены у конкурентов

Магазин «Мир обоев» сможет легко справиться с такими угрозами как:

  • большое число конкурентов;
  • низкий темп роста рынка.

Так как сильные стороны  фирмы помогают ей нейтрализовать последствия  этих угроз.

Анализ показывает, что  с наименьшей вероятностью фирма сможет воспользоваться следующими возможностями:

  • рост объемов строительства в городе
  • снижение налогов

Эти возможности пока не в поле досягаемости деятельности фирмы.

Таким  образом,  наилучшей  для  фирмы  будет  та  стратегия,  которая позволит  использовать  открывающиеся  перед  фирмой  возможности  и  ее сильные стороны, и при этом преодолеть угрозы внешней среды и собственные слабые  стороны.  Это  может  сделать  стратегия  повышения  эффективности деятельности фирмы.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия