Валютная политика и валютное регулирование: понятие и место в экономической политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:53, курс лекций

Описание работы

Такое определение действует на уровне национального государства. Однако нужно иметь в виду, что существует еще два уровня рассмотрения валютной политики – это уровень предприятия (корпорации, банка), которые принимают активное участие в валютных отношениях и формируют свою валютную политику, и межгосударственный уровень, где формирование валютной политики государств происходит на основе межгосударственных соглашений в валютной сфере.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Именно эти факторы  стали основной причиной отказа трех стран ЕС (Великобритании, Дании и Швеции) входить в зону евро.

Рассмотрим причины и преимущества перехода к единой валюте. Для государства ЕС и, особенно для субъектов их хозяйства причины и преимущества перехода к единой денежной политике и валюте определяются в основном следующим. Экономически единый рынок ЕС не может на деле стать таковым до тех пор, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняет внутри ЕС различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а, следовательно, и связанные с ними различия в ценах, налогах, денежной политике и валютных рисках.

В этом смысле «евро» подводит недостающую базу под уже сложившиеся в ЕС единые рынки товаров, услуг, капитала и рабочей силы, превращая его в завершенный валютно-экономический союз. Ожидается, что в итоге «евро» позволит успешно бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и налоговое бремя, то есть стимулировать рост инвестиций, производства, занятости и стабилизировать государственные финансы стран-участниц. Политически это уже позволило Западной Европе иметь валюту, вполне сопоставимую с долларом и иеной и способную противостоять им, что приводит политический вес ЕС в мире в соответствии с его экономическим потенциалом.

Для субъектов хозяйства  «евро» означает единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, а также лучшую управляемость собственными финансами. Также от единой валюты ожидается ощутимый толчок процессам концентрации и централизации, что подкрепит вход европейских фирм в элиту мирового бизнеса.

Технически по сравнению  с мультивалютной средой единая валюта означает снижение накладных расходов на обслуживание операций, снятие внутри «зоны евро» валютных рисков, сокращение сроков и удешевление межвалютных переводов средств и как следствие, относительное уменьшение потребностей предприятий в оборотном капитале, а также в размещении своих активов для подстраховки в трудно управляемых корзинах различных валют.

 

 

Тема: валютно–кредитные организации

1. Международные валютно-кредитные организации в системе МВКО

2. Международный валютный фонд

3. Группа Всемирного банка

4. Региональные финансовые организации

5. Парижский и Лондонский клубы кредиторов

6. Участие России в международных валютно-кредитных организациях

___________________________________________________________________________

Лекция: Международные валютно-кредитные организации в системе МВКО 

Институциональная структура международных  валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно–кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно–финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно–исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.

Деятельность международных  финансовых организаций позволяет  внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Необходимость этого объясняется, прежде всего, как значительно возросшими масштабами взаимных связей государств, так и их изменившимся характером.

Также они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.

Кроме того, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

К основным функциям, выполняемым  международными валютно-финансовыми  организациями относятся:

 

 

 

1.    Информационная функция.

Международные валютно-кредитные  организации (МВКО) выполняют роль информационного центра, где можно получить информацию о деятельности того или иного государства, об общих тенденциях развития мирового хозяйства. МВКО предоставляют такую информацию, публикуя статистические материалы, результаты исследований, проводя международные встречи, конференции, собрания.

2.    Консультационная функция.

МВКО консультируют правительства  различных стран по проведению валютно–кредитной  и финансовой политики.

3.    Регулирующая функция.

МВКО выполняют также функцию  регулирования международных финансовых отношений. В частности, МВФ предоставляет  временную финансовую помощь странам, которые имеют трудности платежных балансов. МВФ неоднократно предоставлял также временную помощь странам для поддерживания курсов национальных валют.

4.    Прогнозирование

МВКО осуществляют прогноз развития национальных и мировых экономик. В зависимости от целей и степени  универсальности международные  валютно–финансовые институты подразделяются на организации, имеющие мировое значение, региональные, а также организации, деятельность которых охватывает какую–либо конкретную сферу всемирного хозяйства.

Международные финансовые организации создаются путем  объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть:

-     операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

-     межгосударственные кредиты – кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;

-     инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации–резиденты)

-     инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации–резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.)

-     благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

Для осуществления своих функций  МФО используют весь спектр современных  технологий финансового и инвестиционного  анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

Эффективность деятельности МФО в значительной степени зависит  от взаимодействия с правительствами  и правительственными организациями  стран-участниц. Так инвестиционная деятельность МФО зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам.

Лекция: Международный валютный фонд 

МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко – и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной  валютно-финансовой конференции ООН (1–22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран–членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г. В 2004 г. число стран – членов МВФ составило 184.

Устав МВФ изменялся  в 1969 г. с введением специальных  прав заимствования – СДР, в 1976–1978 гг. – с ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной системы и в ноябре 1992 г. – с включением санкции – приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ.

Официальные цели МВФ:

1.                  Способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения.

2.        Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли.

3.        обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ.

4.        Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений.

5.        Предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.

МВФ наделен правом выпускать  специальный вид денег – СДР для обеспечения членов дополнительной ликвидностью. СДР могут храниться у стран–членов как часть их валютных запасов или использоваться вместо национальных валют в сделках с другими членами.

Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных  счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Сумма квоты для каждого государства-участника МВФ устанавливается в соответствии с объемом его национального дохода и размером внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.

Фонд не может выпускать СДР  для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и  использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета управляющих МВФ, принимаемому большинством, которое должно составлять не менее 85% голосов, страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам.

Таким образом, МВФ устроен  по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота – ключевое звено во взаимоотношениях стран–членов с Фондом – определяет: 1) сумму подписки на капитал; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной – членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов страны в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. До 25% квоты оплачивается резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% – национальной валютой.

На долю 25 развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США – 17,5%, Японии – 6,3%, Германии – 6,1%, Великобритании – 5,1%, Франции – 5,1%, Италии – 3,3% и Канады – 3,0%; 15 стран – участниц ЕС – 30,3%. Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл.) занимает десятое место. На нее приходится 2,8% общей суммы квот.

Предоставление  кредитов Фондом странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Она называется «программа экономической реформы», то есть набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесия платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга.

Для предоставления кредитов странам-членам используется не весь капитал МВФ, а только узкий круг валют, главным образом определяемые время от времени Фондом «свободно используемые валюты». МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

Первая порция иностранной  валюты, которую страна-член может  приобрести в МВФ – в пределах 25% квоты, называется «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны – члена МВФ.

Информация о работе Валютная политика и валютное регулирование: понятие и место в экономической политике