Анализ безработицы в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Безработица - это сложное многоаспектное экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест, вследствие чего лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.

Содержание работы

• I. Безработица
o II. Статистические данные по безработице по Пермскому краю
 III. Анализ
 IV. Проблемы в сфере безработицы в регионе
 V. Пути решения проблем
 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовой статистика.doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

Контроль  за ходом исполнения Программы осуществляет Правительство Пермского края.

Реализация  Программы осуществляется в 2 этапа:

1 этап - февраль-апрель 2009 г. - подготовка к реализации мероприятий Программы. В этот период будут разработаны и утверждены предусмотренные Программой нормативные правовые акты, информационная кампания с привлечением региональных СМИ, обучение исполнителей Программы.

2 этап - май-декабрь 2009 г. - реализация мероприятий Программы.

Численность участников и объем финансирования представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Рассмотрим  основные мероприятия Программы:

1. Опережающее  профессиональное обучение работников  в случае угрозы массового  увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).

Жители  Пермского края проходят обучение на курсах профессиональной переподготовки, организованных Пермским городским центром занятости населения. Курсы проходят по более чем тридцати специальностям разной направленности (парикмахер, официант, слесарь, оператор ПЭВМ, бухгалтер и др.), спрос на которые имеется на рынке труда. Сроки обучения специальностям - от 1,5 до 3 месяцев. Обучение проводится бесплатно на бюджетные средства (см. приложение 1).

Одним из центров, предоставляющих бесплатные услуги по переподготовки кадров, является НП «Центр повышения квалификации кадров «Пермь-нефть». Некоммерческое партнерство имеет разветвленную сеть учебных филиалов, которые успешно функционируют в Осе, Чернушке, Краснокамске, Кунгуре, Полазне, Березниках, и предлагает обучение по 150 программам (в том числе и без отрыва от производства) с выдачей документов установленного и государственного образца.

2. Организация  общественных работ, временного  трудоустройства, стажировки в  целях приобретения опыта работы  безработных граждан, граждан,  ищущих работу, включая выпускников  образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.

Временное трудоустройство считается наиболее цивилизованной формой взаимоотношений  между работником и работодателем. И тем и другим оно дает большую  свободу и гибкость в развитии взаимоотношений. Временное трудоустройство предполагает социально-трудовую адаптацию безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, ориентированную на оказание адресной поддержки при трудоустройстве с учетом особенностей каждой категории безработных граждан, участвующих в работах.

Временное трудоустройство  является выгодным для безработных, поскольку они получают заработную плату при сохранении пособий  по безработице.

На сегодняшний  день на общественных работах в Перми  задействованы около 5200 человек. Они  занимаются благоустройством улиц, детских площадок, принимают участие в проекте "Электронный архив" и ряде других проектов, сообщили 1 сентября корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе администрации Перми.

Набор на общественные работы осуществляют управляющие компании и ТСЖ.

В последние дни  августа стал набирать обороты еще  один проект общественных работ - "Электронный  архив". Работа здесь заключается  в переводе архивных документов в  электронный вариант. Участвовать  в создании электронного архива может  любой житель Перми, имеющий персональный компьютер и интернет. Сегодня в Перми над созданием электронного архива трудятся уже более 50 человек.

Несмотря на окончание  лета, общественные работы в Перми  продолжатся. Сфера деятельности найдется для всех желающих, а принять участие в общественных работах могут не только безработные граждане, но и занятые на неполный рабочий день. Сегодня свободными остаются около 2.700 вакансий.

3. Содействие развитию  малого предпринимательства и  самозанятости безработных граждан.

В рамках данного проекта, реализуемого совместно с краевыми властями, безработные смогут на конкурсной основе реализовать собственные бизнес - проекты. Центры занятости предоставляют информационные, консультационные услуги, тестирование на способность к предпринимательской деятельности, финансовую помощь на подготовку документов, предоставляемых при регистрации индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, нотариальных действий, изготовление печатей. Кроме того, проект предусматривает предоставление субсидий безработным гражданам на организацию предпринимательской деятельности.

В Пермском крае по программе  снижения напряженности на рынке  труда субсидии на открытие собственного дела получили более 500 человек.

Территориальные межведомственные комиссии Пермского края приняли решение о предоставлении субсидий на открытие своего дела 513 жителям региона. 463 из них уже получили господдержку. В основном, начинающие предприниматели занимаются производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (растениеводство, кролиководство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и др.), оказанием услуг (швейные, парикмахерские, косметологические, юридические и др.), производством (мебели, столярных изделий, пиломатериалов и др.). Наряду с традиционными видами бизнеса появились новые варианты деятельности, например: туристический бизнес, подбор персонала, солярий, бюро репетиторов, брачное агентство, музыкальная школа-студия, пейнтбольный клуб, услуги по инженерно-техническому проектированию, транспортировка медицинских отходов, землеустроительные работы, мини-парк аттракционов, детский сад.

4. Оказание  адресной поддержки гражданам,  включая организацию их переезда  в другую местность для замещения  рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.

Регулирование трудовой миграции является дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости  населения края. Политика в данном направлении заключается в приоритетном использовании труда отечественных работников. В целях сокращения численности привлекаемых иностранных работников органами службы занятости проводится работа по замещению отечественными работниками рабочих мест, планируемых организациями для иностранной рабочей силы. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда Пермского края планируется дополнительное снижение на 38% (с 28,9 тыс. чел. до 18,0 тыс.чел.) объема привлечения иностранной рабочей силы, в первую очередь, за счет снижения использования иностранных работников в строительстве и лесозаготовках.

Авторы данной Программы считают, что реализация мероприятий Программы будет  способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся  под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет: трудоустройства на работу постоянного и временного характера, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда, развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:

после прохождения  профессионального обучения - не менее 5,4 тыс. человек;

в рамках общественных работ и временного трудоустройства - не менее 41,1 тыс. человек;

в результате переезда в другую местность для замещения  рабочих мест - не менее 500 человек;

в сфере малого бизнеса и самозанятости - не менее 963 человек.

IV. Проблемы  в сфере безработицы в регионе

Для всех региональных рынков труда общими остаются следующие проблемы в обеспечении  занятости:

- снижение  трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном комплексах, сельхозмашиностроении, науке и научном обслуживании;

- продолжающееся  падение спроса на рабочую  силу.

- медленное  наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;

- недостаточность  инвестиций в новые технологии;

- недостаточность  рынка жилья и низкие доходы  населения ограничивают мобильность  рабочей силы;

- недостаточен  контроль государственных органов  за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;

- трудоустройство  отдельных групп населения остается  чрезвычайно сложным (инвалидов,  женщин с малыми детьми, лиц  предпенсионного возраста и др.)

- усиление  дифференциации локальных рынков  труда. Например, шахтерские поселки, где уровень безработицы достигает 60 - 80% от экономически активного населения.

- существуют  трудоизбыточные регионы и регионы,  испытывающие хроническую нехватку  трудовых ресурсов;

- ощущается  острая нехватка рабочих и  специалистов в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;

- значительная  доля рабочей силы занята в  сфере материального производства;

- высока  доля безработных среди лиц  с высшим образованием, низкая  трудовая мобильность женщин;

V. Пути  решения проблем

Формирование  рынка труда должно включать следующие  направления:

1) создание  эффективной рабочей инфраструктуры (информационных бирж труда, автоматизированных  систем сбора и обработки информации  о спросе и предложении рабочих мест);

2) социально-экономическая  ориентация на те сферы труда  и экономических отношений, которые  наиболее подвержены изменениям;

3) создание  региональной системы стимулирования  труда;

4) ориентация  создаваемых бирж труда на  социальную защиту работников (применение контрактной системы найма).

Для обеспечения занятости трудоспособного  населения необходимо достичь равновесие между численностью экономически активного  населения и количеством необходимых  для него рабочих мест. Для этого  необходимо прогнозирование занятости населения. С этой целью используют статистический учет потребности в трудовых резервах. При этом важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости:

а) запрещение принудительного труда и право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род занятий и профессию;

б) занятость  как деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход;

в) полная занятость, связанная с осуществление  права на труд и права на защиту от безработицы.

В правовом государстве действует система  социальных защитных устройств, которые  применяются ля обеспечения экономической  безопасности трудящихся.

Первым  элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства  предпринимают следующие действия:

- сокращают  законодательно установленную продолжительность  рабочего времени в период  массовой безработицы;

- рекомендуют  осуществлять на предприятиях «разделение рабочих мест» между тружениками, для увеличения занятости.

- досрочно  увольняют на пенсию работников, которые не дослужили до нее  2-3 года;

- создают  новые рабочие места и организуют  общественные работы.

- сокращают  предложение на рынке труда; ограничивают иммиграцию.

Другим  элементом рассматриваемой системы  служат биржы труда.

Биржи труда - это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Они ведут  учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые предпочитают действовать через свои отделы кадров. Отказ от предложения биржы влечет за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом системы обеспечения  экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, которые оказывают потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в большей мере за счет вычетов из заработной платы занятых.

Регулирование и формирование рынка труда не может не входить в число основных приоритетов всей региональной политики, но должно осуществляться в рамках своей компетенции при установленном Конституцией Российской Федерации порядке разграничений полномочий между федеральными и региональными органами.

В регионах субъектами регулирования выступают  теперь не высшие, а муниципальные  органы законодательной и исполнительной власти.

При усилении процессов регионализации ослабляется действие принципа федерализма  в регулировании.

Состав  элементов регулирования рынка  труда на уровне регионов уже, чем  на общегосударственном уровне. Регионы  могут регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни - уровень предложения рабочей силы в регионе; могут регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства, и , в конечном счете, смертности трудоспособного населения), миграционные процессы.

На  региональном уровне в интересах  рынка труда осуществляются программы  жилищного, транспортного и производственного  строительства, государственных (в  том числе муниципальных и  др.) закупок продукции предприятий  всех форм собственности; целевое предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях.

Информация о работе Анализ безработицы в регионе