Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Переход нашей экономики к рыночным отношениям имеет определенные особенности:
- рыночная экономика формируется неэволюционным путем: делается попытка проводить ее в процессе радикальных изменений общественного строя;
- внедрение рыночной экономики проходит без достаточно апробированных по отношению к нашим условиям хозяйствования законодательно-правовых актов и нормативов;
- государство не поддерживает развитие новых видов предприятий и не обременяет себя помощью действующим предприятиям (особенно малым); на данный момент практически нет стимулов и льгот для различных предприятий и предпринимательства.

Содержание работы

Введение 2
1. Современные проблемы управления 4
1.1 Управление предприятием, его хозяйственной, экономической и социальной деятельностью 4
1.2 Отсутствие стратегического управления как важнейшая проблема менеджмента российских предприятий 7
1.3 Актуальные проблемы в управлении отечественными предприятиями 14
2. Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада» 21
2.1 Общая характеристика предприятия и основные технико-экономические показатели ее работы 21
2.2 Оценка внешней и внутренней среды, миссия и цели предприятия 26
2.3 Характеристика организационной структуры управления и предложения по ее совершенствованию 33
2.4 Анализ управленческого персонала и структуры управленческих отношений 43
2.5 Оценка эффективности управления предприятием 46
Заключение 50
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Sovremennye_problemy_upravlenia_MENEDZhMENT.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

В отличие от западного мира, российский опыт менеджмента  современного периода имеет короткий опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта с учетом особенностей российской ментальности и структуры экономики. Поскольку экономические законы, в отличие от законов природы, зависят от человеческой воли, от выбора, вследствие неопределенных будущих ожиданий, развития социума, особенно в условиях современного кризиса, то проблемы управления, принятия правильных решений имеют особенную роль. [6, с.10]

Переход нашей  экономики к рыночным отношениям имеет определенные особенности:

-  рыночная  экономика формируется неэволюционным  путем: делается попытка проводить  ее в процессе радикальных  изменений общественного строя;

- внедрение  рыночной экономики проходит  без достаточно апробированных  по отношению к нашим условиям хозяйствования законодательно-правовых актов и нормативов;

  - государство  не поддерживает развитие новых  видов предприятий и не обременяет  себя помощью действующим предприятиям (особенно малым); на данный момент  практически нет стимулов  и  льгот для различных предприятий   и предпринимательства.

Конкурентоспособность компаний в XXI веке, по мнению ряда авторов, будет определяться:

• гибкостью  и способностью к изменениям как  в отношении удовлетворения потребностей клиентов (выпускаемой продукцией и оказываемыми услугами), так и внутренних систем организации технологии, организационной структуры (методов учета, контроля и т.д.);

• скоростью  реакции на изменения во внешней  среде, включая потребности клиентов, стратегию конкурентов, состояние  рынков труда и комплектующих;

• оптимальным  использованием всех ресурсов, которыми располагает организация;

• способностью овладевать новыми знаниями и навыками. [8, с.7].

Современное социально-экономическое  состояние характеризуется глобальным кризисом, экономический источник которого - банковская система США. Поскольку США определяет объем мировой валюты, контролирует до 40% мирового потребления энергетических ресурсов, то менеджмент других стран, в том числе и в России, в большой степени зависит от современного неформального экономического лидера. Это означает, что эффективность российского менеджмента, в особенности топ менеджмента, в современных условиях зависит двух факторов:

- предсказание  будущего развития мирового кризиса

- учета российских  особенностей менеджмента.

Цель данной работы - оценить управление организацией на примере ОАО «Марий-Эл-Лада» и выявить резервы повышения его эффективности.

Основными задачами работы являются следующие:

  1. Обобщение сложившихся в науке  взглядов на проблему управления современным предприятием, исследование современных проблем управления.
  2. Проанализировать внешнюю и внутреннюю среды предприятия
  3. Дать характеристику организационной структуры управления и предложения по ее совершенствованию
  4. Дать оценку эффективности управления предприятием

Информационную  базу исследования составили отчетные и аналитические материалы предприятия.

 

1. Современные проблемы управления

1.1 Управление предприятием, его хозяйственной, экономической и социальной деятельностью

 

Для осуществления  производственно-хозяйственных и социальных функций предприятия создается административный аппарат. Количество подразделений, организационная структура предприятия, штаты зависят от специфики производства и определяются самим предприятием. Основным принципом управления государственными предприятиями был и остается принцип демократического централизма. Сущность его заключается в объединении централизованного управления с предоставлением им определенной самостоятельности. При условиях командно-административной системы имела место излишняя централизация в управлении, а самостоятельность предприятия была ограничена и носила фиктивный характер.

Важным принципом  управления является единое  руководство, то есть подчиненность руководителю всех подразделений предприятия, всех членов трудового коллектива. Это означает также, что руководитель предприятия или соответствующего подразделения лично руководит, организовывает и отвечает за эффективную деятельность предприятия и его трудового коллектива. Такое руководство осуществляется им через своих заместителей и начальников соответствующих подразделений предприятия (отдел кадров, планово-экономический, юридический отделы, бухгалтерия, канцелярия), которые функционально подчиняются только директору предприятия. [15, с.15]

От качества руководящих кадров в значительной мере зависит эффективная работа предприятия. Именно от руководителя, его экономической и технической осведомленности, умения управлять коллективом зависит успех деятельности предприятия.

Управление  – это властные отношения, и держание их определяется характером собственности. В рамках своей собственности и прав собственник-хозяин сам определяет методы и систему управления. Он является монополистом по отношению к управлению своей собственностью. Если же предприятие государственное, то соответствующие функции управления осуществляет государство через своих уполномоченных руководителей. А коллектив при этом является лишь организованной совокупностью наемных рабочих, которые частично, по желанию собственника в большей или меньшей мере могут быть допущены к управлению производством.

Если собственником  предприятия является трудовой коллектив, акционерное общество, кооператив, то руководители таких предприятий  избираются. Высшим руководящим органом  таких предприятий являются общие сборы собственников имущества. Исполнительные функции по управлению коллективным предприятием осуществляет правление. Правление предприятия избирается собственниками имущества на общих сборах тайным голосованием на альтернативной  основе. Из своего состава правление избирает председателя и его заместителей или их роль исполняют поочередно все члены правления. На всех предприятиях, где используется наемный труд, заключается коллективный договор между собственником и трудовым коллективом. Этим договором регулируются производительные, трудовые и экономические отношения трудового коллектива с администрацией предприятия, вопросы охраны труда, социального  развития, участия работников в использовании прибыли предприятия и др. Трудовой коллектив рассматривает и утверждает проект коллективного договора, решает согласно уставу предприятия вопросы самоуправления трудового коллектива, определяет утверждает перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот. [11, с.83]

 

На всех предприятиях показателем финансового результата хозяйственной деятельности является прибыль. Порядок использования прибыли определяется собственником предприятия или уполномоченным им органом согласно уставу предприятия. Государственное влияние на выбор направлений и объемов использования прибыли (дохода) осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции в соответствии с законодательством РФ.

Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без  ограничения его увеличения со стороны  государственных органов. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, который устанавливается законодательными актами России. Предприятия могут  использовать тарифные ставки, должностные оклады как ориентиры для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий  выполняемых ими работ и услуг.

Предприятие самостоятельно осуществляет материально-техническое  обеспечение собственного производства и капитального строительства через  систему прямых соглашений (контрактов) или через товарные биржи и другие посреднические организации.

Предприятие реализует  свою продукцию, имущество по ценам  и тарифам, которые устанавливаются  самостоятельно или на договорной  основе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, по государственным ценам  и тарифам. В расчетах с зарубежными  партнерами применяются контрактные цены, формирующиеся согласно условиям и ценам мирового рынка. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, которые определяют масштаб цен в экономике и социальную защищенность населения, допускается государственное регулирование согласно с  Законом РФ «О ценах и ценообразовании». При этом государственные цены должны учитывать среднеотраслевую себестоимость продукции и обеспечивать минимальный уровень рентабельности продукции, на которую они распространяются. [16, с.24]. Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни, здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования, страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом при участии собственника согласно уставу предприятия, коллективному договору и  законодательным актам РФ.

1.2 Отсутствие стратегического управления как важнейшая проблема менеджмента российских предприятий

 

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи  между внешней и внутренней средой предприятия. На макроэкономическом уровне управление должно учитывать, глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.

Традиционные  ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека. Смена парадигмы управления на макроуровне меняет принципы целеполагания и целеосуществления на уровне предприятий. Все более признанным становится приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой [19, с. 54].

Как правило, цели фирмы диктуются изменениями  внешних условий и внутрифирменных  возможностей деятельности любого хозсубъекта. В зависимости от этих условий  каждая фирма может ставить перед  собой различные цели, связанные, например, с максимальным удовлетворением требований покупателей, получением запланированной прибыли в текущем и долгосрочном периоде, увеличением объема продаж и удержанием определенной доли рынка, повышением качества товаров и услуг, завоеванием новых рынков сбыта т.д. Однако, главной, глобальной целью любой фирмы является полное удовлетворение спроса, получение ожидаемой прибыли и обеспечение экономической выгоды потребителям в текущем и перспективном периоде, повышение качества и стандартов жизни своего персонала и общества. Это сложное понятие включает в себя качественные характеристики: товаров и услуг, их ассортимент, доступность и стоимость; физическую и культурную среду обитания жизнедеятельности людей; удовлетворение технологических и социальных нормативов региона, в котором действуют предприятия, направленных на защиту окружающей среды и безопасности использования товаров, соответствие бизнеса социально-этическим правилам поведения на рынке и должного уровня потребления товаров.

В общем случае все цели фирмы можно объединить в две большие группы - стратегические и тактические, которые отличаются масштабами и качеством решения внутрифирменных проблем [13, с. 61].Стратегические цели любого предприятия ориентированы на решение крупномасштабных проблем и по сути дела заключаются в борьбе за все, что сулит успех в будущем. Борьба конкурирующих между собой хозсубъектов обычно разворачивается: за ограниченные ресурсы общества, включая деньги, покупателей и клиентов; за место на данном рынке и экономическую власть; за преимущество на рынке и новые возможности, включая привилегии и льготы государства, процентные ставки и кредиты банков; за новые прибыльные рынки сбыта; за репутацию товаров и фирмы в глазах покупателей, конкурентов и партеров по бизнесу; за вытеснение конкурентов и получение максимальной прибыли в будущем за счет производства конкурентоспособных высококачественных товаров и услуг; за создание будущего управленческого и экономического потенциала роста фирмы за счет гибкой реакции на изменения внешней среды и осуществления непрерывной цепи нововведений в производстве продукции, технологии, маркетинга, снижения риска потерь, стимулирования спроса и т.д.

Стратегическими целями предприятия могут быть: полное удовлетворение потребностей покупателей  в перспективном периоде; сохранение рабочих мест и экологического нейтралитета фирмы; разрешение производственных и социальных конфликтов на предприятии; увеличение объема продаж и долгосрочное завоевание определенной рыночной доли; рост активов предприятия и изменение структуры основных и оборотных средств; повышение рентабельности и занятие лидирующего положения на рынке; оптимизация территорий и каналов сбыта или сегментов рынка; подавление конкурентов и занятие господствующего положения на рынке; обеспечение запланированной прибыли или получение максимального эффекта в долгосрочном периоде независимо от степени риска; минимизация риска без возможного получения большого эффекта от деятельности фирмы; формирование благоприятного образа товара и фирмы в сознании покупателей; выявление запросов рынка и воздействие на их формирование и т.д.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»