Анализ и совершенствование организации работы коммерческого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:39, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы на основании анализа разработать предложения по рационализации организации торговли и в целом работы организации и более эффективного использования средств. Значением, содержанием и предметом анализа деятельности коммерческих предприятий определяются и стоящие перед дипломной работой задачи. К числу основных из них следует отнести: изучение общей характеристики торгового предприятия;
анализ теоретических основ организации работы коммерческого предприятия; анализ товарооборота, издержек и прибыли предприятия; анализ закупок и организации сбыта товаров; поиск путей совершенствования деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. общая характеристика предприятия 5
1.1. Организационно-правовая форма, структура управления предприятием 5
1.2. Основные виды деятельности, технологический процесс на предприятии 9
1.3. Экономическая среда, конкуренты и потребители 14
1.4. Организация оплаты труда на предприятии 23
1.5. Маркетинг на предприятии 25
1.6. Основные экономические показатели деятельности предприятия 28
2. Теоретические основы организации работы коммерческого предприятия 32
2.1. Организация коммерческой деятельности предприятия в современных условиях 32
2.2. Процесс закупок, выбор поставщиков, вида транспорта, организация перевозок 38
2.3. Торгово-технологический процесс, организация хранения товаров 45
2.4. Организация, управление и стимулирование сбыта 49
3. Анализ и пути совершенствования работы коммерческого предприятия 57
3.1. Анализ товарооборота, издержек и прибыли 57
3.2. Анализ структуры технологического процесса 65
3.3. Анализ закупок и организации сбыта товаров 71
3.4. Предложения по совершенствованию закупок, выбора поставщиков, сбытовой системы 76
3.5. Расчет эффективности предложенных мероприятий 88
Заключение 93
Список литературы 97

Файлы: 1 файл

Анализ и совершенствование организации работы.docx

— 222.47 Кб (Скачать файл)

Учет  используемого рабочего времени  ведут в табеле учета и использования рабочего времени, который составляется по структурным подразделениям и категориям работающих. Это необходимо для контроля за соблюдением режима рабочего времени, для определения фактически отработанного времени, для расчетов с сотрудниками по заработной плате. Табель составляется в одном экземпляре и ведется соответствующим лицом (заведующим отделом). Для оплаты сверхурочных часов ведется отдельный табель.

1.5. Маркетинг  на предприятии

 

Маркетинг – искусство торговать, искусство  предложить потребителю товар или  услугу, которая будет пользовать спросом, правильно назначить цену, подобрать каналы сбыта и организовать рекламную компанию.

Рыночная действительность требует большой оперативности  и гибкого реагирования со стороны всех служб предприятия. Важно быть в постоянной готовности вносить изменения в рыночную деятельность, изменять ее в зависимости от сложившейся ситуации, политики конкурентов и т.д.

В отечественной практике длительное время доминировал подход к управлению предприятием, основанный на чрезмерной типизации и регламентации организационных структур. Это привело, в конечном счете, к неумению предприятий приспосабливаться к изменяющимся условиям. Они оказываются зачастую беспомощными перед решением качественно новых задач.

В новых условиях формируется  и развивается принципиально  новая функция предприятия, ориентированная  на получение информации о рынке, анализ этой информации и использование ее в принятии практически всех управленческих решений. И в этом смысле новая функция — функция маркетинга, самым тесным образом связана и взаимодействует с производственной, финансовой, административной, юридической и другими важнейшими функциями предприятия.

Сущность  маркетинга предельно коротко можно  изложить следующим образом: следует производить и продавать только то, что, несомненно, будет принято рынком, а, не пытаясь навязать покупателю то, что было произведено без предварительного соглашения с рынком (покупателем), его требованиями

Специфика торговой деятельности состоит  в том, что вся она построена  на тех или иных элементах маркетинга. Основные функции маркетинга – изучение спроса, формирование товарного ассортимента, регулирование цен, стимулирование продажи товаров. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной задачей – выявление и превращение покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса, обеспечение намеченных фирмой прибылей.

Маркетинг предполагает гибкость организационных форм управления, активную предприимчивость, постоянный поиск путей эффективного приспособления к рынку и воздействия на потребителя.

Маркетинговая деятельность магазина «Тетя Ася», которой занимается директор, начиналась с глубокого анализа рыночных возможностей, который становился источником информации для принятия эффективного управленческого решения по любому аспекту сбытовой деятельности предприятия. Исследование рынка предполагает сбор и анализ необходимой информации о потребностях, спросе и предложении. Директор магазина «Тетя Ася» для эффективной реализации товаров изучает спрос покупателей.

Для изучения покупательского  спроса использовалось два основных метода: наблюдение и опрос. Наблюдение – один из возможных способов сбора первичных данных, на основании статистических отчетов и других оперативных данных. Опрос – один из важнейших методов выявления и фиксирования факторов и мнений, характеризующих процессы формирования и развития спроса, товарного предложения от всей конъюнктуры рынка. Опросы могут быть интервьюированными и анкетными. В магазине «Тетя Ася» используются анкетные опросы.

Для изучения покупательского  спроса в магазине «Тетя Ася» введен учет реализации товаров в разрезе товарных групп и разновидностей. Это оперативная информация, позволяющая быстро ориентироваться в закупке того или иного товара. А также этот метод позволяет видеть увеличения и падения реализации того или иного товара в зависимости от сезона, ситуации на рынке и т.д., это позволяет поддерживать нужное количество товарных запасов.

Второй этап управления маркетингом  обуславливает сегментацию рынка.

Товарная диверсификация позволяет сглаживать сезонные всплески и падения объемов продаж, переводить капитал на операции, дающие максимальный текущий эффект. Рынок, где действует магазин «Тетя Ася», имеет свои особенности.

Рынок уже можно назвать  сформировавшимся. Число предприятий, как и число потребителей, действующих на нем, достаточно велико. Потенциальные резервы для роста объема продаж значительны. Продукцию потребляют различные виды потребителей, однако, поскольку ставка сделана именно на розничную торговлю, основными потребителями являются жители Ижевска и близлежащих регионов. Сегментацию можно производить по уровню дохода населения, требуемых товарах. Магазин «Тетя Ася» ведет такую ассортиментную политику, чтобы максимально удовлетворить потребности различных потребителей.

Немаловажное значение в управлении маркетингом имеет стимулирование сбыта. Реклама в нашей стране является основным методом стимулирования сбыта. Рекламная кампания магазина «Тетя Ася» направлена преимущественно на создание имиджа недорогого магазина по снабжению широким ассортиментом непродовольственных товаров.

1.6. Основные  экономические показатели деятельности  предприятия

 

Поскольку магазин «Тетя Ася» –  предприятие достаточно молодое, и  фактически проработало лишь один полный год, сравнительный анализ экономических показателей мы проведем за III квартала 2004 года.

Динамика основных показателей  магазина «Тетя Ася» за 3 квартала 2004 гг. отражена в таблице 7.

Таблица 7

Динамика  основных показателей ООО “Тетя  Ася” в 2004 гг.

 

Показатель

I квартал

II квартал

III квартал, факт

Темп роста, %, III / I, %

План

Факт

План

Факт

1. Объем выручки от реализации  товаров, тыс. руб.

500

410

1500

1521

1588

387,3

2. Себестоимость, тыс. руб.

400

392

1300

1309

1375

350,8

3. Прибыль, тыс. руб.

50

18

150

159

185

1027,8

4. Рентабельность, %

10

4,4

10

10,5

11,6

263,6

5. Численность работающих, чел.

7

7

7

7

7

100

В т.ч. рабочих

4

4

4

4

4

100

- руководителей и специалистов

3

3

3

3

3

100

6. Средняя заработная плата,  руб.

2212,8

3067,3

3055,5

3531,6

4112,1

134,1

В т.ч. рабочих

1869,8

2499,1

2907,5

3152,9

3824,6

153,0

- руководителей и специалистов

2727,3

3919,5

3262,6

4061,7

4495,4

114,7


 

В III квартале план по товарообороту  был составлен на основе фактических данных за II квартал. Однако фактические данные превзошли ожидания, и выполнение плана по товарообороту составило 102%. В целом за 2004 гг. наблюдается постепенное сближение плановых и фактических показателей.

Объем выручки от реализации в 2004 гг. оставался на невысоком уровне, около 1,5 млн. руб. в квартал, и в III квартале г. выручка предприятия выросла незначительно, соответственно выросла и себестоимость реализованных товаров. В соответствии с ростом выручки прибыль предприятия в III квартале г. превысила предыдущие периоды и составила 185 тыс. руб.

Рентабельность предприятия находится на не очень высоком уровне, и, хотя в III квартале г. уровень рентабельности вырос, предприятию необходимо предпринимать определенные действия по росту товарооборота и рентабельности. Численность персонала предприятия за 3 квартала не менялась и составила 7 человек.  Средняя заработная плата персонала не очень высока, и примерно соответствует средней заработной плате по Удмуртской Республике, хотя и имеет устойчивую тенденцию к росту.

Не менее важным в анализе  экономических показателей является анализ товарных запасов предприятия.

Анализируя товарные запасы магазина «Тетя Ася» можно сделать вывод, что по сумме III квартала 2004 г. по сравнению с I кварталом они увеличились на 87,28 тыс. руб., в днях уменьшись на 31,2 дня (см. таблицы 8 и 9).

Таблица 8

Товарные запасы магазина «Тетя  Ася» в 2004 г., тыс. руб.

 

Периоды

I квартал

II квартал

III квартал

Отклонения 

II – I

III - II

Неделя I

64,19

195,31

125,38

+61,29

-70,13

Неделя II

57,04

174,61

98,35

+41,31

-76,36

Неделя III

83,87

112,69

117,96

+34,09

+5,27

Неделя IV

170,23

94,79

120,92

-49,31

+26,13

Всего

375,23

577,60

462,51

+87,28

-115,09


 

Таблица 9

Оборачиваемость товарных запасов  в магазине «Тетя Ася» в 2004 г., дн.

 

Период

I квартал

II квартал

III квартал

Отклонения 

II – I

III – II

Неделя I

71,5

69,0

35,8

-35,7

-33,2

Неделя II

72,4

99,2

32,7

-39,7

-66,5

Неделя III

52,2

64,2

29,3

-22,9

-34,9

Неделя IV

51,2

32,2

24,2

-27,0

-8

Всего

61,9

71,3

30,1

-31,2

-40,6


 

На основании  таблиц 8 и 9 можно сделать следующие  выводы:

  • в III квартале 2004 г. товарные запасы увеличились на 87,28 тыс. руб. по сравнению с I кварталом и уменьшились на 115,09 тыс. руб. в сравнении со II кварталом. Увеличение произошло за счет инфляционных процессов. Проанализировав данные таблицы, можно заметить, что товарные запасы в III квартале 2004 г. сократились по сравнению с I кварталом в 2 раза, а со II кварталом – в 2,3 раза, т. е. в 2 раза возросла эффективность использования товарных запасов;
  • оборачиваемость товарных запасов в III квартале 2004 г. по сравнению с I кварталом сократилась на 31,2 дня, а по сравнению со II кварталом  – на 40,6 дней, и составила 30,1 дней. За 3 года товарооборот рос быстрее, чем товарные запасы, результатом чего явилось сокращение оборачиваемости;
  • следует отметить, что несмотря на ускорение оборачиваемости товарных запасов, данный показатель у магазина «Тетя Ася» по-прежнему еще высок. На оборачиваемость товарных запасов влияет структура товарных запасов, т.к. товары бытовой химии реализуются быстрее.

На величину прибыли влияют такие факторы, как: размер торговой наценки.

 

Таблица 10

Размер наценки магазина и ее уровень к товарообороту в 2004 г., %

Информация о работе Анализ и совершенствование организации работы коммерческого предприятия