Анализ переменных внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Внутренняя среда организации - это часть общей среды, находящаяся в рамках организации и заключающая в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Одновременно внутренняя среда может также быть источником проблем и даже гибели организации при отсутствии эффективного механизма ее функционирования. Можно привести много примеров гибели, закрытия разного рода фирм и организаций по сугубо внутренним причинам.

Содержание работы

Введение……………………………………..………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты анализа внутренней среды предприятия………….…………………………………………………….……….5
1.1 Предприятие торговли как основной субъект торговой деятельности…………………………………………………………………..……5
1.2 Внутренняя среда и ее переменные…………………………….…………...7
1.3 Методы анализа внутренней среды……………………………..……….13
Глава II. Анализ внутренней среды предприятия ООО «Венге» (на примере торгового павильона «1000 мелочей»)…………………………………………..28
2.1 Технико-экономическая характеристика торгового павильона «1000 мелочей»………………………………………………………………….………...29
2.2 Оценка переменных внутренней среды торгового павильона «1000 мелочей»…………………………………………………………………………...31
2.3 Анализ внутренней среды торгового павильона «1000 мелочей»……….33
Глава III. Путь совершенствования и развития ООО «Венге» (на примере торгового павильона «1000 мелочей»)……………………..…………………...37
3.1 Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней среды………….…………………….……………………..37
Заключение………………………………………………………………………….39
Список литературы…………………………………..……………………………..40

Файлы: 1 файл

Ан переменных внутр среды организации.docx

— 96.44 Кб (Скачать файл)

     Разделение  труда производится не по принципу использования для определенной работы любого свободного работника, а  исходя из соображений привлечения  специалиста в заданной области. Так, при организации нового отдела маркетинга нецелесообразно использовать высвободившихся инженеров или  техников без их соответствующего переобучения. Преимущество специализированного  распределения труда очевидно, и  как конкретно осуществить разделение труда в организации - вопрос, который  относится к самым существенным управленческим решениям. Разделяют  горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное - разделение труда  по специализированным уровням, например, менеджер по снабжению, менеджер по продажам, менеджер по работе с персоналом и  т. д. Вертикальное распределение труда (объем управления) осуществляется по принципу наличия работы по координации выполнения задания. Такое распределение дает в результате управленческую иерархию или число управленческих уровней. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала. 

Число лиц, подчиненных одному руководителю, называется сферой контроля. В организации  каждый руководитель имеет свою сферу  контроля. Организации с плоской  структурой имеют меньше уровней  управления и более широкую сферу  контроля, чем сопоставимые организации  с многоуровневой структурой.

     3. Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории:

задачи  по работе с людьми;

задачи  по работе с машинами, сырьем, инструментами  и т. п.;

задачи  по работе с информацией.

     В век бурного роста инноваций  и нововведений задачи становятся все  более и более детальными и  специализированными. Каждая отдельная  задача может быть весьма сложной  и углубленной. В связи с этим возрастает значение управленческой координации  действий при решении таких задач.

     4. Следующей внутренней переменной является технология. Понятие технологии выходит за пределы такого обычного понимания, как технология производства. Технология - это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных). Технология представляет собой способ, который позволяет осуществить какое-либо преобразование. Это может относиться к сфере продаж - как наиболее оптимально реализовать произведенный товар, или к сфере сбора информации - как наиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д. В последнее время именно информационные технологии стали ключевым фактором получения предприятием устойчивого конкурентного преимущества при ведении бизнеса.

     Обычно  рассматриваются две классификации  технологии: классификация по Вудворд и классификация по Томпсону.

     Классификация по Вудворд:

единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство;

массовое  или крупносерийное производство;

непрерывное производство.

     Классификация по Томпсону:

многозвенные  технологии, характеризующиеся серией взаимосвязанных задач, которые  выполняются последовательно;

посреднические  технологии, характеризующиеся встречами  групп людей. Например, продавцы связывают  производителя продукции с потребителями (в данном случае мы имеем дело с  технологией продаж);

интенсивная технология, характеризующаяся применением  специальных приемов для изменения  состояния какого-либо материала (например, интенсификация производства).

     5. Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации:

поведение индивидов;

поведение людей в группах;

характер  поведения руководителя.

     Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов. Перечислим некоторые из них:

Способности человека. По ним люди наиболее наглядно разделяются внутри организации. Способности  человека относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются  изменениям, например, обучением.

Потребности. У каждого человека существуют не только материальные, но и психологические  потребности (в уважении, признании  и т. д.). С точки зрения управления организация должна стремиться к  тому, чтобы удовлетворение потребности  работника вело бы к реализации целей  организации.

     Восприятие, или как люди реагируют на окружающие их события. Этот фактор важен для  разработки различного рода стимулов для работника.

Ценности, или общие убеждения по поводу того, что хорошо или плохо. Ценности закладываются в человека с детства  и формируются на протяжении всей деятельности. Общие ценности помогают руководителям объединять работников для достижения целей организации.

Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что  поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в  другой - нет. Эти факты указывают  на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для организации  тип поведения.

     Кроме перечисленных факторов на человека в организации влияют группы и  управленческое лидерство. Любой человек  стремится принадлежать к какой-либо группе. Он принимает нормы поведения  этой группы в зависимости от того, насколько ценит свою принадлежность к ней. Организация может рассматриваться  как некая формальная группа людей, и в то же время в любой организации  есть много неформальных групп, формирующихся  не только по профессиональному признаку.

    Кроме того, в любой формальной или неформальной группе есть лидеры. Лидерство - это  средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей и заставляет их вести себя определенным образом.

     Следует помнить, что в управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Никто не будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Задачи

Люди

Технология

Целииии

Структура

 
 
 
 
 
 
 

        Рис. 1  Взаимосвязь внутренних  переменных.

    Этот  рисунок представляет собой модель, показывающую взаимоотношения внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологии и людей. Но нужно не забывать, что  организация – открытая система. И поэтому эта схема не может  быть адекватной полной моделью переменных, влияющих на успешность действий организации, потому что на нем показаны только внутренние переменные. Правильнее рассматривать  этот рисунок как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные). 
 
 
 
 

1.3. Методы анализа внутренней среды.

Анализ  использования трудовых ресурсов

    К трудовым ресурсам относится та часть  населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и  навыками труда в соответствующей  отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми  ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции  и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами и эффективности  их использования зависят объем  и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования  оборудования, машин, механизмов и как  результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд  других экономических показателей.

    Основными задачами анализа являются следующие:

    изучение  и оценка обеспеченности предприятия  и его структурных подразделений

    Если  фактический средний тарифный разряд рабочих ниже планового и ниже среднего тарифного разряда работ, то это может привести к выпуску  менее качественной продукции. Если средний разряд рабочих выше среднего тарифного разряда работ, то рабочим  нужно производить доплату за использование их на менее квалифицированных  работах.

    Административно-управленческий персонал необходимо проверить на соответствие фактического уровня образования каждого  работника занимаемой должности  и изучить вопросы, связанные  с подбором кадров, их подготовкой  и повышением квалификации. Квалификационный уровень работников во многом зависит  от их возраста, стажа работы, образования  и т.д. Поэтому в процессе анализа  изучают изменения в составе  рабочих по возрасту, стажу работы, образованию. Поскольку они происходят в результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание

    Необходимо  изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращению кадров, нарушения трудовой дисциплины и др.).

    Если  предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает производственные мощности, создает новые рабочие места, то необходимо определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники  их привлечения.

     Анализ производства и реализации продукции

    Основной  задачей предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения  высококачественной продукцией. Темпы  роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия.

    Поэтому анализ работы промышленных предприятий  начинают с изучения показателей  выпуска продукции. Его основные задачи:

    оценка  степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

    определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

    выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

    разработка  мероприятий по освоению выявленных резервов.

    Объем производства промышленной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных  измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с  помощью стоимостной оценки - в  оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

    Товарная  продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

    Объем, реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

    Важное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Информация о работе Анализ переменных внутренней среды организации