Анализ практики применения власти и стилей руководства на примере ЗАО «Лысковский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое и практическое изучение существующих форм власти и стилей руководства организацией.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы форм и баланса власти.
2. Исследовать теоретические понятия стилей, их структуры, классификации, оценки.
3. Проанализировать на практическом примере применение властных форм, стилей руководства и их оценку с целью выявления недостатков и выработки предложений по их улучшению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы власти и стилей руководства……………………………..4
1.1. Понятие власти и влияния. Баланс власти…………………………………….....4
1.2. Стили руководства и их характеристики ……………………………………….11
2. Анализ практики применения власти и стилей руководства на
примере ЗАО «Лысковский хлебозавод»…………………………………………….21
2.1. Организационно-правовая и социальная и характеристика
объекта исследования ………………………………………………………………….21
2.2. Оценка власти и стиля руководства……………………………………………. .26
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованных литературных источников……………………………35

Файлы: 1 файл

Власть и стили руководства.docx

— 141.21 Кб (Скачать файл)

 

Московская открытая социальная академия

Курсовая работа

 

 

 

 

    

 

 

 По дисциплине____________________________________________________________

 

Тема работы_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент_____________группы

__________________________факультета

___________________________________

фамилия

___________________________________

                       имя, отчество

Домашний  адрес_____________________

___________________________________

___________________________________

Телефон____________________________

ОЦЕНКА___________________________

               «____»________________200    г.

Преподаватель

___________________________________

ученая  степень, звание

___________________________________

фамилия, имя, отчество

Подпись___________________________

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

                                                                                                                                         Стр.

Введение……………………………………………………………………………….. 3

1. Теоретические основы власти и стилей руководства……………………………..4

1.1. Понятие власти и влияния. Баланс власти…………………………………….....4

1.2. Стили руководства и их характеристики ……………………………………….11

2. Анализ практики применения власти и стилей руководства на

примере ЗАО «Лысковский хлебозавод»…………………………………………….21

2.1. Организационно-правовая и социальная и характеристика

объекта исследования ………………………………………………………………….21

2.2. Оценка власти и стиля руководства……………………………………………. .26

       Заключение…………………………………………………………………………32

       Список использованных литературных источников……………………………35

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     

В процессе изменения старого механизма  управления и формирования нового, совершается качественный переворот  и в стиле управления. Рождаются  существенно новые, непривычные  ситуации, нуждающихся в неординарных и результативных методах воздействия. Ныне в руководстве организациями  нужны хорошо подготовленные руководители. Все это говорит об актуальности исследования выбранной темы «Власть и стили руководства».

      Исследования  проблемы осуществляется  в двух направлениях: теоретическом  и практическом. На современном  этапе существует необходимость  дальнейшей теоретической разработки  данной проблемы, так как ученые  в области менеджмента еще  не определили наиболее эффективные  формы власти и стили руководства.  Все разработки по их эффективному  выявлению потерпели неудачу,  по этому следует не останавливаться  на достигнутом, по-новому подойти  к этой проблеме и выявить  новые модели эффективного руководства.  Практический аспект изучения  стилей руководства состоит в  ознакомлении и описании реальной  деятельности руководителя и  попытке сформулировать по использованию  эффективных форм власти стилей  руководства.

      Поэтому предметом исследования  в курсовой работе являются  формы власти и стилей руководства.

      Объектом исследования выбрано ЗАО «Лысковский хлебозавод».

      Целью исследования является теоретическое и практическое изучение существующих форм власти и стилей руководства организацией.

      Для достижения цели исследования  предполагается решить следующие задачи:

      1. Изучить  теоретические основы форм и  баланса власти.

      2. Исследовать  теоретические понятия стилей, их  структуры, классификации, оценки.

      3. Проанализировать  на практическом примере применение  властных форм, стилей руководства и их оценку с целью выявления недостатков и выработки предложений по их улучшению.

      Методы  исследования - сбор, обобщение, систематизация и анализ информации; формализованное представление.

     Теоретическая и практическая  материальная информационная база  исследования – научные работы  отечественных авторов по теме  исследования, Учредительный договор,  Устав предприятия, финансовая, бухгалтерская  и статистическая отчетность, служебная  документация предприятия. 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ВЛАСТИ И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

 

1.1. Понятие власти и  влияния. Баланс власти

    

Власть  - это возможность влиять на поведение других. Понятие власти может относиться к индивиду, группе, организации.

Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

                   а) власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя;

                   б) между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

                   в) тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу

действий.

Власть  должна осуществляться, а не использоваться. Если подчиненный работает по правилам, то у руководителя нет необходимости  применять имеющуюся у него власть.

Власть  - это категория управления, определяющая взаимозависимость между участниками  организационного процесса. Чем больше один человек или группа зависят  от других, тем больше власть у последних. Вместе с тем эта зависимость  основана на альтернативах в поведении, имеющихся у одних, и важности, придаваемой ими этим альтернативам, находящимся под контролем других. Но это не означает, что обладание  властью дает возможность навязывать свою волю другим, не учитывая их интересы, желания, потребности и способности.

Таким образом, влияние и власть определяются способностями  руководителя и зависят от способностей исполнителя, а также от ситуации, в которой осуществляется управление. Исходя из этого, можно утверждать, что подчиненные также обладают властью по отношению к руководителю в таких вопросах, как: получение  необходимой информации для принятия решения; выполнение заданий к определенному  сроку; формирование неформальных контактов  в организации; взаимовлияние членов социальной группы.

Руководитель  должен знать, что возможны ситуации, при которых действия менеджера  могут вызвать противодействие  исполнителей в виде демонстрации ими  своей власти, что, безусловно, приведет к понижению эффективности труда. Поэтому руководителю целесообразно  поддерживать баланс власти в организации. Власть руководителя должна быть достаточной  для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства  незначительности, а следовательно, сопротивления. Эффективные менеджеры  не будут проявлять свою власть в  приказной форме, а будут обеспечивать исполнителей средствами и условиями  для достижения групповых целей, учитывая их уровень компетентности.

Власть  может  принимать разные формы. Мы разделяем  мнение Дж. Френча и Б. Рэйвена, которые  предлагают следующие формы власти:

  1. Законная власть предоставляется индивиду в рамках его

официальной должности в организации. При  этом исполнитель

воспринимает  как должное то, что руководитель имеет право отдавать приказания. Поэтому законную власть часто называют

традиционной  властью. Традиционная власть является основой

бесперебойного  функционирования организации и  формирует

готовность  подчиненных по традиции признавать авторитет - за

конную власть руководителя. При этом сотрудники получают

ощущение  чувства принадлежности к социальной группе.

Любая должность  в организации наделяет выполняющего определенные обязательства сотрудника конкретными формами власти. Например, он имеет право принимать решение  о выборе поставщика, условиях сбыта  продукции, найме персонала, пересмотре систем стимулирования труда. Недостатком  этой формы власти может быть использование  традиций в качестве аргументов сопротивления  переменам, а также статичность  в быстроменяющихся условиях.

  1. Экспертная власть основана на признании окружающими

наличия у  индивида недоступных им специальных  знаний. Сегодня, когда производственная и хозяйственная жизнь чрезвычайно  усложнилась, такая власть приобретает  все большее распространение, так  как активизирует использование  руководителем своего образования, опыта, таланта, усилий и навыков. Однако экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Иногда при решении конкретных проблем  становится очевидным, что кто-то из членов группы обладает большим объемом  знаний, поэтому для решения проблем  управление может перейти к этому  сотруднику. Таким образом, данная формула  власти позволяет временно изменять баланс власти в сторону ее увеличения у подчиненного.

      3.  Власть, основанная на принуждении, заключается в том, что исполнитель выполняет указания под страхом наказания, которое может принимать различные формы: выговор, понижение в должности, увольнение, физическое насилие, сверхжесткий контроль, штрафы и др. Этот вид власти не является достаточно эффективным, так как ограничивает инициативу, творчество, самостоятельность подчиненных. Организации, где страх используется очень часто, возможно, не смогут долго существовать в условиях частного предпринимательства.

По  словам современного специалиста в  области  организационного поведения  Ф. Лутанса, «хотя принуждение и  может  привести к временной покорности подчиненного, оно производит нежелательные  побочные эффекты - скованность, страх, месть и отчуждение. Это в свою очередь может привести к более  низкой производительности труда, неудовлетворенности  работой и большой текучести  кадров» [14, 68].

        4.  Власть, основанная на вознаграждении, проявляется в тех случаях, когда исполнитель уверен, что влияющий может оценить его действия и отметить определенным вознаграждением (увеличение заработной платы, повышение в должности, социальные выплаты и др.), и поэтому выполняет его просьбы или указания. Это наиболее распространенная форма власти, которая достаточно эффективна и используется для подкрепления права на власть. Сила этой власти может быть ослаблена невыполнением обещаний руководителем или поощрением подчиненных, не заслуживших его. Недостатком власти, основанной на вознаграждении, является ее ограниченное воздействие, определяемое оценкой ценности вознаграждения подчиненными.

История и  современность демонстрируют  большое  количество примеров, когда власть, основанная на вознаграждении, может  использоваться вопреки нравственным ценностям человечества, о чем  свидетельствует приведенный пример.

       5. Эталонная  (референтная) власть  связана с личными качествами или способностями влияющего, которые воспринимаются исполнителями как привлекательные и представляются им примером для подражания. В противоположность безличному влиянию традиции референтное влияние — целиком личное, поэтому его называют харизмой. Желание сотрудников быть похожими на такого руководителя наделяет последнего определенной дополнительной властью над ними.

Преимущество  этой формы власти широко используют рекламодатели, когда привлекают политиков, звезд кино, эстрады, спортсменов  для рекламы. Или же создают образ, который нравится определенным группам  населения. Покупатели идентифицируют себя с этими образами, наделяя  их властью советовать, что именно покупать, и следуют их советам.

Анализ  исследований К. Хэйлса, предложившего  модель, включающую выделение личных и институциональных  источников власти, позволяет выявить  еще две формы власти в организации.

  6. Информационная власть базируется на возможности доступа к информации или контроля над ней. Эта форма власти основана на том, что координация информационных потоков и контроль над коммуникационной сетью позволяют человеку или группе людей влиять на других. Особое значение это приобретает при всеобщей компьютеризации. Власть информации следует отличать от экспертной власти, которая связана с пониманием или способностью использовать данные. Так, помощники и секретари, как правило, обладают значительным количеством информации, они могут помочь подготовить информацию для решения, но не принять решение.

      7.  Ресурсная власть основана на доступе к ресурсам организации или на праве распоряжаться ими. В организации поток распределения ресурсов обычно имеет направленность сверху вниз и подвержен определенной ограниченности. Иерархичность строения организаций дает возможность высшим руководителям контролировать ограниченные ресурсы. При этом некоторые руководители для того чтобы получить возможность влиять на людей, сознательно создают дефицит ресурсов. Недостатком ресурсной власти являются ограниченность количеством ресурсов и ее слабость при их отсутствии.

Кроме базовых  форм власти исследователи  выделяют и другие виды влияния руководителя. Так, О. С. Виханский и А. И.Наумов характеризуют власть связей, власть принятия решений, а также анализируют  в качестве источников влияния потребность  во власти и наличие права на власть.

Информация о работе Анализ практики применения власти и стилей руководства на примере ЗАО «Лысковский хлебозавод»