Анализ внешней и внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внешняя среда – совокупность условий и организаций, оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Разделяется на факторы прямого и косвенного воздействия. Факторы косвенного воздействия (макросреда) включают совокупность факторов, оказывающих влияние на развитие той или иной отрасли в целом. Они укрупнено могут быть сведены в следующие группы экономических, политических, демографических и социальных факторов, а также факторов развития технологии и НТП. Эти факторы могут по-разному отражаться на развитии тех или иных отраслей (рынков).
Целью курсовой работы является изучение внешнего окружения и внутренней среды организации, а также на примере ОАО Дубовское ПАТП провести стратегический анализ внешней и внутренней среды, предложить стратегический план его развития.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и факторы внутренней среды организации;
- раскрыть понятие внешней среды организации;
- рассмотреть внутреннюю и внешнюю среду в ОАО Дубовское ПАТП;
- разработать стратегический план развития ОАО Дубовское ПАТП.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Внешняя и внутренняя среды функционирования организации 5
1.1. Внешняя среда организации 5
1.2. Внутренняя среда организации 10
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды в ОАО Дубовское ПАТП 19
2.1. Краткая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ политики предоставления транспортно-пассажирских услуг 23
2.3 Внутрифирменные факторы 26
Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО Дубовское ПАТП 31
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 264.73 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное  государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

«Всероссийский заочный финансово-экономический  институт»

(ВЗФЭИ)

Филиал ВЗФЭИ в г.Туле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

на тему: «Анализ внешней и внутренней среды организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Иванова Анна Олеговна

студент 3 курса; факультета М и М;

специальности МО; группы дневной;

№  л/д 08 ММБ 14526

 Проверил: Чвырова Елена Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тула

2011 год

Содержание

 

 

 

Введение 3

Глава 1. Внешняя и внутренняя среды функционирования организации 5

1.1. Внешняя среда организации 5

1.2. Внутренняя среда организации 10

Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды в ОАО Дубовское ПАТП 19

2.1. Краткая характеристика предприятия 19

2.2. Анализ политики предоставления транспортно-пассажирских услуг 23

2.3 Внутрифирменные факторы 26

Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО Дубовское ПАТП 31

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Приложение

 

 

Введение

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том  случае если, среда допускает его  осуществление. Внешняя среда – совокупность условий и организаций, оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Разделяется на факторы прямого и косвенного воздействия. Факторы косвенного воздействия (макросреда) включают совокупность факторов, оказывающих влияние на развитие той или иной отрасли в целом. Они укрупнено могут быть сведены в следующие группы экономических, политических, демографических и социальных факторов, а также факторов развития технологии и НТП. Эти факторы могут по-разному отражаться на развитии тех или иных отраслей (рынков).

Любая компания находится в состоянии  постоянного взаимодействия с внешней  средой, обеспечивая тем самым  себе возможность выживания. Внешняя  среда питает организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном  уровне. Но при этом ресурсы внешней  среды подвержены определенным ограничениям и являются объектом интереса для  других компаний. Целью стратегического  анализа внешней среды компании является оценка и разработка такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать и развиваться в долгосрочной перспективе.

Наряду с внешней средой в любой компании формируется внутренняя среда. Внутренняя среда организации – это ситуационные факторы внутри организации. Стратегический анализ внутренней среды включает в себя анализ ресурсов и возможностей компании, анализ осуществляемой стратегии и определение источников конкурентного преимущества.

Внутренняя  среда – это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Хотя многие из этих факторов могут контролироваться руководством организации, часть из них выступает в роли заданных, но которые должны учитываться в управлении организацией.

Целью курсовой работы является изучение внешнего окружения и внутренней среды организации, а также на примере ОАО Дубовское ПАТП провести стратегический анализ внешней и внутренней среды, предложить стратегический план его развития.

Для этого были поставлены следующие задачи:

- изучить  сущность и факторы внутренней  среды организации;

- раскрыть  понятие внешней среды организации;

- рассмотреть внутреннюю и внешнюю среду в ОАО Дубовское ПАТП;

- разработать стратегический план развития ОАО Дубовское ПАТП.

Предметом исследования в курсовой работе является внутренняя и внешняя среда организации. Объектом исследования – ОАО Дубовское ПАТП.

При написании работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, формализации, графический метод.

 

Глава 1. Внешняя и внутренняя среды функционирования организации

 

    1. Внешняя среда организации.

 

Разработка  стратегии – работа, основанная на анализе, и в этой области менеджер не может добиться успеха только настойчивостью и творческим подходом. Решение о  том, какую стратегию выбрать, должно приниматься на основании оценки внутренней и внешней среды компании, полученной в результате исследования. В противном случае разработанная  стратегия может оказаться нежизнеспособной. Исследование проводится по двум основным направлениям: изучаются 1) ситуация в  отрасли и условия конкуренции  в ней и 2) ситуация внутри самой  компании и ее собственная конкурентоспособность [14, с. 108].

Цель  стратегического анализа внешней  и внутренней среды предприятия  – выявить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для организации в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы [5, с. 51].

Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих  субъектов и сил, которые находятся  вне сферы непосредственного  ее контроля и могут оказать влияние  на ее стратегию.

По степени  воздействия на организацию внешние  факторы делятся на две группы: отдаленного воздействия (макросфера) и непосредственного влияния ближнего окружения, или отраслевые факторы (микросфера).

Стратегический  анализ макросреды проводится с помощью PEST-метода. Его цель – отслеживание изменения макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных организаций, но оказывающих влияние на принятие стратегических  решений. Эти направления выражены английскими словами, составляющими аббревиатуру PEST: Р – Political-legal (политико-правовые), E – Economic (экономические), S – Sociocultural (социокультурные) и T – Technological forces (технологические факторы).

Политико-правовой фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предлагает претворять в жизнь свою политику.

Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.

Изучение социального компонента внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни и мобильность и активность потребителей и др.

Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Целью и  содержанием отраслевого анализа (микросферы) является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке.

При проведении отраслевого анализа основным объектом исследования служит хозяйственная отрасль – совокупность предприятий, конкурирующих на одном потребительском рынке с аналогичными товарами и услугами.

Анализ  начинается с общего положения дел  в отрасли и определения доминирующих в ней конкурентных сил. Для этого используется модель «пяти сил» известного американского ученого М. Портера:

  1. Соперничество между продавцами внутри отрасли.
  2. Попытки компаний из других отраслей завоевать покупателей своими товарами-субститутами.
  3. Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли.
  4. Способность потребителей продукции фирмы диктовать свои условия.

Модель пяти сил конкуренции  Портера, приведена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Модель пяти сил конкуренции –  основной аналитический инструмент

 

  1. Соперничество между продавцами. Из всех конкурентных сил наибольшее влияние оказывает конкурентная борьба между соперничающими фирмами, представляющими однотипные товары и услуги.

Конкуренция возникает в связи с тем, что у одной или несколько фирм появляется возможность лучше удовлетворить нужды потребителей или необходимость улучшить свою деятельность.

Интенсивность конкуренции между продавцами проявляется  в том, насколько энергично фирмы  используют находящиеся в их распоряжении средства конкурентной борьбы, такие  как более низкие цены, улучшенные характеристики товара; более высокий  уровень обслуживания потребителей, длительные сроки гарантийного периода, специальные способы продвижения  товара на рынок, выпуск новых товаров.

  1. Влияние на конкуренцию в отрасли фирм, собирающихся выйти на данный рынок. Фирмы, только что появившееся на рынке, обладают новыми производственными мощностями, желанием обеспечить себе долю рынка и иногда значительными ресурсами, необходимыми для конкурентной борьбы. Серьезность угрозы появления новых конкурентов зависит от двух факторов: барьеров на пути проникновения на рынок и ожидаемая реакция компаний, уже действующих на рынке, на приход нового соперника. Если новичку сложно заполучить долю рынка и/или по экономическим причинам его положение менее благоприятно, чем положение фирм, уже действующих на данном рынке, то значит в отрасли существуют барьеры, препятствующие проникновению на рынок. Один из наиболее важных барьеров вхождения в отрасль в современных условиях определяется экономикой масштаба, удельные затраты падают при увеличении объемов производства. Следовательно, компании, уже закрепившиеся на рынке и имеющие большие объемы производства, находятся в более привлекательных условиях, чем те, кто только разворачивает производство в данной отрасли. При малых объемах производства себестоимость продукции будет достаточно высокой и выдержать ценовую конкуренцию в этом случае будет трудно. Таким образом, если в данной отрасли существуют крупные производители, то это создает существенный барьер вхождения в данную отрасль за счет экономики масштаба [9, с. 12].

На вхождение  в отрасль может влиять уровень  дифференциации продуктов отрасли, что тесно связано с торговой маркой. Если основные конкурирующие  силы не многочисленны, то, как правило, их торговые марки хорошо известны. Появление нового производителя  в этом случае сопряжено с большими трудностями для него в завоевании доверия потребителей. Примерно такая  ситуация складывается на мировом рынке  питьевой воды. Небольшое число хорошо известных производителей с известными торговыми марками определяет существенные барьеры для новичков. Однако, на рынке соков продукция значительно  разнообразнее и доминирующих торговых марок уже значительно меньше, поэтому в условиях большого товарного разнообразия появиться новому производителю можно практически незаметно.

В качестве барьера могут выступать не зависящие  от экономики масштаба преимущества – уникальная технология, географическое расположение, влияние эффекта накопления опыта. Существенным барьером может быть государственное регулирование отрасли.

Важное  значение имеют преграды ухода из отрасли. Это могут быть государственные или социальные ограничения, узкая специализация активов и их неконвертируемость, зависимость от стратегических взаимоотношений, большие затраты на переход в другую отрасль.

  1. Конкурентная сила поставщиков. Поставщики являются весомой конкурентной силой, если они могут влиять на потерю конкурентных позиций фирмами-потребителями, регулируя цены, качество и возможности использования своей продукции, а также ее доставку.
  2. Конкурентная сила покупателей. Покупатели становятся более влиятельной конкурентной силой с ростом их возможности взаимодействовать на цены, качество, уровень обслуживания и другие условия продаж.
  3. Влияние на конкуренцию в отрасли товаров-субститутов. Фирмы одной отрасли промышленности нередко вступают в отношения острой конкуренции с фирмами другой отрасли промышленности, поскольку выпускаемы ими товары являются взаимозаменяемыми. Сахарная промышленность конкурирует с компаниями, производящими заменители сахара. Производители очков конкурируют с изготовителями контактных линз. Угроза конкуренции, вызванная товарами-субститутами, высока, если цена заменителя привлекательна, затраты потребителей на переключение низки и потребители полагают, что заменители по своему качеству равноценны или превосходят исходный товар.

Для того чтобы организация могла результативно  изучать состояние компонентов  общего и конкурентного окружения, должна быть создана специальная  система отслеживания внешней среды. Изучение компонентов внешней среды не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или же в каком состоянии они находятся на данный момент времени. Необходимо также выявить те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов, и попытаться предсказать направление развития этих факторов. Это поможет предвидеть какие угрозы и возможности могут ожидать организацию. [15, с.110]

    1. Внутренняя среда организации.

 

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации