Способы предоставления общественных благ. Границы их предоставления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 09:13, реферат

Описание работы

В экономике общественного сектора предоставление общественных благ осуществляется посредством рынка, государства и существует так называемая проблема «безбилетника».
«Проблема «безбилетника» (или неплательщика) возникает, когда один из экономических субъектов может получить выгоду от действий другого субъекта, не оплачивая это. Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, плохо поддающихся интернализации. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, несмотря на свою заинтересованность в потреблении таких благ, не будет склонен оплачивать это потребление. Ведь заплативший за данное исключаемое благо потребитель не получает никаких преимуществ перед не заплатившим.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Эти расширительные подходы, очевидно, предъявляют дополнительные требования к освещению проблемы общественных благ в курсе экономической теории.

Осуждению в литературе подвергались социальное неравенство и ростовщичество. Таким образом, на раннем этапе развития экономической мысли идеи равенства и справедливости, честного распределения экономических благ трактовались с точки зрения морали и религии. Главенствующей целью было создание справедливого общества, эти идеи отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и другие).                                                                                                           «Позднее «равенство» и «справедливость» в отношениях между людьми трансформировалось в идею эквивалентности обмена товаров, а «честный труд» - в обоснование буржуазного предпринимательства. Появляется первая школа в политической экономии- меркантилизм, выражавшая интересы купечества, которые в свою очередь стремились выдать за общегосударственные. То есть, в этот период проблема общественного благосостояния сводилась к активной роли торговли. »/4, с. 325/ Классическая политическая экономия сложилась как философия рыночного хозяйства. Представители классической политической экономии считали принцип невмешательства государства в экономику крайне важным, а также видели в свободной конкуренции решение многих проблем, связанных как с производством, так и распределением товаров. Классики политической экономии (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и так далее) в центр внимания брали не сам общественный процесс производства, а в основном лишь его внешний результат - капиталистическое богатство. Экономические кризисы перепроизводства, однако, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный, «истинный», консервативный и критически-утопический варианты социализма предлагали свои рецепты решения конфликта между неудовлетворенной и ищущей личностью, отчужденной от общества, и буржуазной социальной средой.

«Во второй половине XIX века разработка общих принципов политической экономии сменяется исследованием различных проблем экономической практики. Джон Мейнард Кейнс отказывается от постулатов неоклассиков (А. Маршалл, Й. Шумпетер), в частности от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, и считал необходимым государственное стимулирование. Так и посткейнсианцы (Дж. Робинсон,П. Сраффа, Н. Калдор и др.) выступали за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией. Монетаристы (М. Фридмен) рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему и выступали против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Сторонники новой классической экономики (А. Лаффер,Дж. Гилдер, М. Эванс, М. Фелдстайн и др.) считали необходимым снижение налогов и предоставление льгот корпорациям, государство должно осуществлять функцию оздоровления экономики. Приверженцы теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен,Г. Таллок, М. Олсон и др.) ставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику, считая что люди действуют лишь в своих интересах. Ученые этой школы последовательно разоблачают миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах.»/4, с. 326/                                                                                            С появлением институционализма появляется идея о том, что реальная действительность гораздо сложнее. Объектом исследований должен быть не «экономический человек», а всесторонне развитая личность.                                                                                              Можно сделать вывод, что международное сотрудничество в связи с анализируемой проблемой общественных благ способно обеспечить в грядущем столетии решение проблем бедности, более равномерного распределения капитала, достижения постиндустриальной фазы национальных и мировой экономик.

 

 

Общественный товар (благо) — товар или услуга, который потребляется коллективно всеми членами общества, независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользование этим товаром или услугой. Продажа общественного блага на рынке означала бы, что его покупатель делает доступным это благо не только для своего личного пользования, но также для использования любым другим членом общества. Если бы некто производил общественное благо для своей выгоды, с целью получения дохода, то этот производитель также приносил бы пользу и всем остальным гражданам. Например, обеспеченный человек прибегнул к услугам частной охранной компании для обеспечения безопасности в своем доме. Это приведет к возникновению положительного внешнего эффекта для его соседей. Общественное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей. Общественные блага имеют следующие особенности:

• они неделимы, их нельзя разбить на отдельные единицы, которые могли бы потребить разные индивиды (маяки, светофоры, другие общедоступные объекты);

• общественные товары неисключаемы из потребления — если данное благо доступно одному члену общества, то оно доступно и другому. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Как только общественное благо будет произведено, то невозможно будет воспрепятствовать получению выгод теми, кто за него не заплатит, так как невозможно ограничить потреблен не  общественного блага определенным кругом лиц;

К сведению. Все общественные блага можно разделить на «чистые» и «условные». На первых принцип исключения действительно не распространяется. Например, возможности пользоваться светофором у пешеходов и водителей автосредств не изменятся, если по каким-то причинам увеличится численность «пользователей» светофором. Доступность «условных» общественных благ имеет некоторую зависимость от количества пользователей. Так, увеличение числа вызовов «скорой помощи» может привести к тому, что к кому-то медицинские работники могут прибыть с некоторой задержкой. Однако эта специфика не столь заметна, чтобы отнести «условные» общественные блага к обычным товарам. Для случая «условных» общественных благ в этой связи появляется возможность использования рыночных принципов, когда, например, милиция может легально оказывать платные услуги по охране.

• потребление общественных благ не предполагает соперничества между потребителями — будучи предоставленными одному члену общества, они могут быть предоставлены и другим членам без каких-либо дополнительных затрат с их стороны. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один потребитель общественного товара. Например, вооруженные силы защищают население, которое все время увеличивается; новые потребители данного общественного блага также защищены.

К сведению. Частные блага — блага, каждая единица которых может быть оценена и продана, т. е. это блага, каждая единица которых приносит полезность только индивидуальному потребителю и не приводит к отрицательному или положительному эффекту для кого-либо еще. Частные блага обладают совершенно противоположным набором свойств:

• они делимы, так как состоят из большого количества обособленных единиц, каждая из которых предназначена для потребления индивидуальным потребителем;

• потребление мастного блага предполагает соперничество между потребителями - благо достается тому, кто готов заплатить за него рыночную пену;

• они исключаемы из потребления, т. е. частное благо потребляется тем, кто его оплатил.

Из специфических свойств общественного товара проистекает так называемая проблема безбилетника, или «едущего бесплатно». «Едущий бесплатно», в контексте общественных благ, — это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на сто производство, ничего не платя за его использование. «Проблема безбилетника» обуславливает очень важное положение: поскольку невозможно точно разделить потребителей на оплативших и неоплативших пользование общественным товаром, показатель рыночного спроса на общественное благо либо вовсе не существует, либо сильно занижен, поэтому при предоставлении такого товара через рынок не будет получено достаточного дохода, чтобы покрыть издержки на производство этого товара.

Тем не менее говорить о спросе на общественные товары вполне резонно. Как и рыночный спрос на частные блага, коллективный (общий, совокупный) спрос на общественный товар определяется путем суммирования спроса индивидуальных потребителей. При этом спрос каждого индивидуального потребителя на каждую конкретную единицу общественного блага зависит от предельной выгоды (MB), которую он получает от дополнительной единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности, предельная выгода является величиной убывающей, т. с. каждую следующую единицу общественного товара потребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы получить кривую коллективного спроса ив общественный товар, мы должны просуммировать кривые индивидуального спроса всех его потребителей или просуммировать графики получаемых ими предельных выгод (MB). Кривая коллективного спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного спроса на частные блата только тем, что обе они имею? нисходящий наклон.

 


Информация о работе Способы предоставления общественных благ. Границы их предоставления