«Сущность новой управленческой парадигмы в мире и в России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Важнейшим направлением развития в России, позволяющим резко повысить производительность труда, являются инновационные процессы, основывающиеся на современной научно-технической политике обновления производства. Главная сфера действия менеджмента в инновационных процессах - инновационное предпринимательство, а также государственные предприятия наукоемкого сектора промышленности России.Таким образом, целью данной работы является изучение современной парадигмы управления.

Содержание работы

Введение 2
1.Эволюция управленческих парадигм 3
1.1Парадигма, сформировавшаяся в дореформенный период 3
1.2 Парадигма, сформировавшаяся в период перехода на рыночные условия хозяйствования 4
1.3 Основные положения старой и новой парадигмы управления 7
2.Особенности новой парадигмы управления 7
3.Классификация парадигм управления 9
4.Подходы в теории управления 10
4.1 Кибернетический подход 10
4.1.1 Детерминированный метод управления 11
4.1.2. Программно-целевой метод управления 11
4.1.3. Ценностно-ориентированный метод управления 13
4.2 Синергетический подход 14
5. Новая управленческая парадигма за рубежом 15
6.1 Американская парадигма управления 15
6.2 Японская парадигма управления 15
6.3 Европейская парадигма управления 16
Заключение 17
Библиографический список используемых источников 18

Файлы: 1 файл

реферат менеджмент.docx

— 143.69 Кб (Скачать файл)

Современная парадигма управления основывается на разнообразных элементах управленческого воздействия. Она использует не только такие традиционные элементы, как власть, авторитет, персональная зависимость, экономическое принуждение, мотивация, но и такие относительно новые элементы, как творческое участие персонала, образование команд, приверженность, инновационность, управление знаниями. Современная парадигма управления все в меньшей степени опирается на тейлоризм, она характеризуется не простой исполнительностью каждого работника, а его инициативой.

Принципы управления в  новой парадигме  были сформулированы по-новому: 17

- лояльность к  работающим;

- ответственность как  обязательное условие успешного  менеджмента;

- коммуникации, пронизывающие  фирму по горизонтали и по  вертикали;

- атмосфера в организации,  способствующая раскрытию способностей  работающих;

- установление долевого  участия каждого работающего  в общих результатах;

- своевременная реакция  на изменения в окружающей  среде;

- методы работы с  людьми, обеспечивающие их удовлетворенность  работой;

- непосредственное участие  менеджеров в работе групп  на всех этапах как условие  согласованной работы;

- умение слушать всех, с кем сталкивается в своей  работе менеджер;

- этика бизнеса –  золотое правило менеджмента;

- честность и доверие  к людям;

- опора на фундаментальные  основы менеджмента: качество, затраты,  сервис,

- нововведения, контроль  ресурсов, персонал;

- качество личной работы  и ее постоянное совершенствование

4.Классификация парадигм управления

Существует организационная парадигма управления, в которой понятие "управление" по существу отождествляется с понятием "организация" и вся проблематика управления сводится к решению организационных проблем.

Есть кибернетическая парадигма управления, в которой главным в управлении выдвигается функционирование прямой и обратной связи управляющей  и управляемой систем. А эти системы рассматриваются не как следствие управления, а как реальная причина его возникновения и условие существования.

5.Подходы в теории  управления

   5.1 Кибернетический подход

В менеджменте ХХ века было предложено много методов и подходов к  управлению: управление по целям, управление по результатам, управление по отклонениям, ситуационное управление и множество  других. При этом идентификация методов  нередко вызывает затруднения - размыты  критерии. Между тем, анализ содержания известных методов показывает, что  все они находятся в пространстве кибернетических представлений.18

Один из атрибутов кибернетического подхода - разделение систем на управляющие и управляемые. Кибернетический подход заключается также в обосновании информационной сущности управления, в признании универсальности законов управления для систем различной природы, в выявлении и организации механизмов обратной связи, действующих в системах управления, в оптимизации поведения системы на основе обратных связей и в соответствии с заранее определенными целями.

 

Основываясь на представлениях кибернетического подхода, все известные в современном  менеджменте методы управления можно  разделить на:

  • детерминированный,
  • программно-целевой
  • ценностно-ориентированный.

 

В качестве признаков классификации управления используются факторы обратной связи  и целеполагания.

 

    5.1.1 Детерминированный  метод управления

19

Применение детерминированного метода в организации подразумевает прежде всего целеполагание. На основе выявленной цели разрабатывается программа действий (план), затем создается и включается в действие механизм реализации намеченной программы, потом оценивают полученные результаты. 
  
    Обратная связь обеспечивает строгое соответствие поведения системы разработанной программе. Назначение обратной связи - выявить отклонения объекта управления и привести его в запланированное состояние. В детерминированном методе управления план выступает как критерий результатов функционирования системы, а обратная связь обеспечивает условия воздействия на исполнительное звено при отклонении от программы. 
  
    Достоинства детерминированного метода - простота и эффективность в условиях постоянства состояний внешней среды. Область применения метода в менеджменте - организации бюрократического типа. 20 
    Недостатки детерминированного метода - жесткость, невозможность перестройки при таких изменениях внешней среды, которые ведут к противоречию между планом и целью функционирования организации. 
  

5.1.2. Программно-целевой метод управления

Более эффективным  в условиях непостоянства внешней  среды является программно-целевой метод управления. В научно-методической литературе и профессиональном лексиконе хозяйственных руководителей термин "программно-целевой" давно занимает устойчивые позиции. Однако смысл этих слов сводится к адресности распределения ресурсов и не относится к методологии управления. 
Одними из первых ученых, предложивших рассматривать программно-целевой метод на основе изучения факторов обратных связей (с кибернетических позиций), были Н. Винер и Н. Моисеев.

Главное отличие программно-целевого метода от детерминированного заключается в лучше развитом механизме обратной связи, обеспечивающем не только корректировку поведения системы, но и корректировку самой программы для достижения поставленной цели. Подчеркиваем, что речь идет не о произвольной корректировке программы, при которой констатируется сложившаяся ситуация, а о корректировке, обеспечивающей достижение поставленной цели оптимальным образом в условиях постоянно изменяющейся внешней обстановки с учетом непредвиденных внутренних изменений. [12] 
  
   Главным критерием для программно-целевого метода является цель, а не план. 
 

 
 

Программно-целевой метод является шагом вперед в поисках таких  подходов к управлению, для которых  на первом месте стоит не формальный контроль за выполнением задания, а создание условий для эффективного функционирования организации. 
  
    Программно-целевой метод характерен для организаций органического типа, занимающих в современном менеджменте доминирующие позиции по сравнению с организациями бюрократического типа. Он сложнее в реализации, более емок информационно, предполагает применение нестандартных организационных структур.  21

 

 5.1.3. Ценностно-ориентированный  метод управления

 

Дальнейшим развитием представлений  об управлении является ценностно-ориентированный метод управления (рис. 3). 
  22 

Этот метод предполагает возможности  изменения не только плана, но и цели. Хотя цель является внутренним побуждающим  мотивом, все же определяющим фактором целеполагания является система  ценностей. Она представляет наиболее устойчивую категорию человеческих отношений, сформировавшуюся на протяжении всего предшествующего опыта  практической и интеллектуальной деятельности. Система ценностей одновременно выступает и как основа целеполагания, и как глобальный критерий управления. 

Ценностно-ориентированный метод  управления включает программно-целевой  и детерминированный подходы (второй - частный случай первого).

Переходы от детерминированного к  программно-целевому, от программно-целевого к ценностно-ориентированному методу предполагают не подчеркивание предыдущего, а его качественное развитие. Внутренняя логика этого развития обусловлена деятельностью механизма обратных связей и обоснованием возможностей изменения критериев: план - цель - система ценностей.

Таким образом, ценностно-ориентированный  метод применительно к организациям можно рассматривать как модель обобщенной концепции управления. Система ценностей со временем также подвержена изменениям, но поиск абсолютного критерия более высокого уровня, чем система ценностей, неизбежно выведет исследователя за пределы науки в область теологии.  

 

  5.2 Синергетический подход

Синергетический подход ориентирует исследователя на учет естественных факторов развития (саморазвития) систем. Субъект управления в самоорганизующихся системах не значим. Для саморазвивающихся систем цель перестает быть актуальной - важен путь. Синергетические процессы - естественные процессы достижения системой новых состояний без целенаправленного внешнего воздействия.

Такой подход подтвердил на практике свою эффективность, что однако ни в коем случае не означает, что только такой подход единственно правилен. Развитие определяется не столько прошлым, сколько будущим системы. 23

Считается, что содержательно кибернетический  и синергетический подходы альтернативны.

 

6. Новая управленческая  парадигма за рубежом

6.1 Американская парадигма  управления

Американская парадигма управления основана на свободной конкуренции, индивидуализме, частном инновационном  предпринимательстве. Инновации, частное  предпринимательство как форма  конкуренции составляют основу американской управленческой парадигмы и в  целом ведения бизнеса, даже внутри компании поддерживается конкуренция  и инициатива. 24

Кроме того  американцы занимается изучением организационного поведения  и управленческих моделей. В мире больше 80% книг, посвященных вопросам управления, написаны американскими авторами.

Индивидуализм, конкуренция, а также  специализация, которая тоже лежит  в основе американской модели - все  это требует хорошей интеграции. Интеграция является одной из важнейших  задач менеджмента американской модели.

6.2 Японская парадигма  управления

Японская парадигма управления  построена на коллективизме, на доверии между акционерами, менеджерами и наемными работниками и жесткой конкуренции между компаниями, но не внутри компании. 25

Японские  специалисты и менеджмент любят  подчеркивать, что успех Японии не столько в хороших менеджерах, сколько в высоком качестве рабочей  силы и хороших системах менеджмента.

В японских компаниях в соответствии с системой пожизненного найма отношения «работник - работодатель» носят закрытый характер в силу ограничений на свободу  выбора работы. Это влечет за собой  необходимость вовлечения ценностей  не материального уровня.  Примером является забота о здоровье, о семье  работника, защита старости, создание среды признания достижений для  творчества, самовыражения и совершенствования.

6.3 Европейская парадигма  управления

Европейская управленческая парадигма  корнями уходит в ремесленническую культуру с акцентом на ценности, мастерство, наставничество, стремление к совершенству. Сегодня она пытается найти свои преимущества в использовании культурного, этнического и прочих разнообразий, которые единая Европа получила в  результате объединения и иммиграционных процессов. Многие компании в Европе пытаются выстроить свои управленческие модели на основе сил, получаемых за счет этого разнообразия, встречая на этом пути и определенные трудности. 26

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были исследованы  основные принципы современной парадигмы  управления. Она содержит, с одной  стороны, маркетинговую концепцию  управления бизнесом, которая ориентирует  фирму на потребителя, а с другой - концепцию социальной ответственности  менеджмента, построенную на задачах  неразрушающего интеграционного воздействия  менеджмента на общество и природу, на человека и экономику.

Современная организация характеризуется  как открытая система, которая непрерывно взаимодействует с неопределенной окружающей средой, используя во всей полноте интеллектуальный и духовный потенциал персонала, применяет  технологии ситуационного управления. Основной ее целью является выживание  и развитие в изменяющейся среде.

Таким образом, новая парадигма  предполагает, что на смену управленческим иерархиям, жестким схемам, графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и  совершенствование. Менеджеры превращаются в помощников, партнеров для подчиненных, они должны уметь идти на осознанный риск и способствовать развитию способностей и более полному использованию  энергии сотрудников.

Таковы некоторые черты управленческой парадигмы ХХI века, которые подготовлены всем предшествующим общественным развитием. В реальной жизни будущего они могут состояться и стать двигателем социального прогресса, выхода из системного кризиса, или же остаться невостребованными в управленческой практике субъектов управления.

В заключение хочется сказать, что  актуальность данной темы заключается  в том, что в условиях информационного  общества для достижения эффективной  работоспособности и развития различных  компаний  необходима слаженная  работа в командах, непосредственное взаимодействие  участников,  а  так же непрерывное обучение и  совершенствование.

Библиографический список используемых источников

 

  1. Алексеевский В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента. //Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - №2.
  2. Алексеев С.И. Исследование систем управления:Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. —195 с.
  3. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006. – 224 с.
  4. Гусева Е.П.Менеджмент: Учебно-методический комплекс. –

М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с

  1. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. : Пер. с англ. : - М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. – 272 с.
  2. Eрохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход.  http://ek-lit.agava.ru/eroh/2-1.html. (дата обращения: 24.02.2013)
  3. Мескон М., Альберт М.,  Хедоури Ф. Основы менеджмента.: Дело, 1997. — 704 с. 
  4. Михалева Е.П.  Менеджмент. Конспект лекций.   М.: Юрайт-Издат, 2009. — 192 с
  5. Лапидус В. Управленческие войны и инновации.//  Эксперт –2010-№18
  6. Приходько В.И., Иванова Т.Ю. Кибернетико-синергетический подход в теории управления. //Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №5.
  7. http://ru.wikipedia.org/ (Смена парадигм) дата обращения 20.02.2013
  8. http://forexaw.com/TERMs/Society/Ideology/l418_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B0_Paradigm

Информация о работе «Сущность новой управленческой парадигмы в мире и в России»