Управление затратами и контроллинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Контроллинг — это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджментаСовременный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.

Содержание работы

Введение 3
Концепция контроллинга 4
Причины появления контроллинга на современных предприятиях 8
Определение контроллинга 9
Цель и задачи контроллинга 11
Функции контроллинга 12
Специфическая (комментирующая) функция контроллинга 14
Оперативный и стратегический контроллинг 16
Заключение 18
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kontrolling.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                            3

  1. Концепция контроллинга                                                                           4      
  2. Причины появления контроллинга на современных предприятиях      8
  3. Определение контроллинга                                                                        9         
  4. Цель и задачи контроллинга                                                                     11
  5. Функции контроллинга                                                                             12
  6. Специфическая (комментирующая) функция контроллинга                14
  7. Оперативный и стратегический контроллинг                                         16

Заключение                                                                                                       18

Список литературы                                                                                          20

 

 

Введение

Контроллинг — это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджментаСовременный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.

В различных странах занимающиеся контроллингом менеджеры (контроллёры) могут иметь различный уклон. Так например в США присутствует сильный финансовый уклон (бюджетирование, управление страховками, управление налоговой стороной и т. д.), а в Германии более сильно развито управление затратами и их планирование и т. д.

Практика контроллинга была заимствована из Англии как часть общепринятой практики бизнеса в соответствии с требованиями правил «Company Acts», дошедшими до нас из 1700-х годов. Сам термин «controlling» зародился в Америке, в 70-е годы понятие «контроллинга» перекочевало в Западную Европу, а затем в начале 90-х в СНГ. В определении, термин объединяет 2 составляющие: контроллинг как философия и контроллинг как инструмент:

 

 

  1. Концепция контроллинга

Современное состояние рынка предполагает постоянное усложнение ориентации предприятия, что ведет не просто к возрастанию роли управления им, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления. В этих жестких условиях перед руководителями все чаще встает задача недопущения банкротства и предотвращения кризисной ситуации.

При этом контроллинг представляет собой систему обеспечения выживаемости предприятия на этапах оперативного и стратегического управления. Исходя из представленной на рисунке модели концепции информации и управления, можно говорить о ее ориентации на различные функции управления. Процесс ориентации происходит путем интеграции традиционных методов учета, анализа, планирования, контроля в единую систему обработки информации для принятия решений.

Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес процессами в организационной системе. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

Следует подчеркнуть, что контроллинг – это не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления. Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:

-  ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе – философия доходности;

-  формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;

-  создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;

-  разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает интерактивность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.

Остановимся более подробно на двух наиболее важных компонентах – философии доходности и составе задач цикла контроллинга.

Философия доходности означает:

-  преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;

-  отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;

-  гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход;

-  связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия (рентабельности);

-  синхронизацию целей предприятия и личностных целей (личные доходы, карьера);

-  рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств достижения стратегической цели;

-  непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.

Цикл контроллинга включает в себя итеративные этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии "встречных потоков": сначала планирование производится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток "снизу вверх". Как следствие, одна из задач контроллинга – разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию.

Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений. При этом каждый работник предприятия должен действовать самостоятельно по устранению отклонений в пределах определенной ему компетенции. В случае отклонений, превышающих его компетенцию, работник обращается на более высокий уровень иерархии управления.

Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

-  повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:

-  смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

-  увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;

-  необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

-  необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;

-  усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;

-  информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

-  общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

В каждом отдельном случае функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный перечень основных функций и задач контроллинга, представленный ниже (функции выделены полужирным шрифтом).

Объединяя новейшие достижения экономической теории и практики, контроллинг является эффективным инструментом современного менеджмента. Как теоретическая область – это синтез технико-экономического анализа, планирования, прогнозирования и общей теории управления. Практический контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины появления контроллинга на современных предприятиях

Учитывая вышеизложенное, выделим основные причины появления на современных предприятиях такого нового направления учетно-экономической работы как контроллинг.

  1. Нестабильность как внешних (интернационализация экономической жизни, обострение конкуренции на внутренних и мировых рынках и т.д.), так и внутренних (объемы производства, задолженности по зарплате, поиск надежных партнеров и поставщиков) факторов выдвигают дополнительные требования к системе управления предприятием.
  2. Необходимость поиска все более новых и совершенных систем управления, обеспечивающих гибкость и надежность функционирования предприятия. А это, в свою очередь, предполагает выработку механизмов координации внутри системы управления.
  3. Существенные изменения в организации и методологии системы информационного обеспечения.
  4. Отсутствие комментариев различных вариантов управленческих решений.

Таким образом, функционирование системы контроллинга как концепции информации и управления требует уточнения ее формулировки, определения цели и функций данной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение контроллинга

В сферу задач контроллинга входит постановка целей предприятия, сбор и обработка информации для принятия управленческих решений, осуществление определенных процедур контрольно-аналитического характера, а также, что наиболее важно, реализация вышеперечисленного способствует выработке рекомендаций для принятия управленческих решений. Исходя из этого, дадим определение системы контроллинга:

Система контроллинга представляет собой синтез элементов учета, анализа, контроля, планирования, реализация которых обеспечивает выработку альтернативных подходов при осуществлении оперативного и стратегического управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия.

Контроллинг – это синтетическая дисциплина, которая базируется на основе многих учебных, технических и экономических дисциплин, а именно:

    • маркетинга – результатах маркетинговых исследований: цены, спроса, предложений, конкуренции»
    • менеджмента – систем управления и методах принятия управленческих решений;
    • технического нормирования – разработки норм и нормативов расходов материально сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов на производство продукции;
    • планирования – расчет плановых показателей по объему производства, расходов на производство продукции и контроля за выполнением плановых показателей;
    • учете и аудите – правильность ведения учета и организации аудита на предприятии;
    • экономического анализа хозяйственной деятельности – разработка методик анализа расходов на производство продукции; выявление резервов, то есть разработка такой системы ведения хозяйства, при которой бы обнаруженные недостатки больше не повторялись или были сведены к минимуму;
    • системы технологий и тому подобное.

Объединяя новейшие достижения экономической теории и практики, контроллинг является эффективным инструментом современного менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цель и задачи контроллинга

Отдельной задачей контроллинга является правильная организация движения информационных потоков на предприятии с целью их оптимизации, т.е. получения только той информации, которая может быть полезной в принятии управленческих решений. Следует учесть, что деятельность системы контроллинга эффективна и целесообразна там, где функции управления делегированы отдельным подразделениям и службам. Именно на это обращают внимание Манн. Р., Майэр. Э., указывая на отличительные особенности контроллинга: "...контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению, главной задачей которых является повышение ответственности каждого отдельного работника".

Следовательно, координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг выполняет функцию "управления управлением", т.е. является механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления. Учитывая вышесказанное, обозначим цель функционирования.

Информация о работе Управление затратами и контроллинг