Анализ динамики основных показателей деятельности фонда социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности, особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: - определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования и использования внебюджетных фондов
1.1. Эволюция внебюджетных фондов в России……..………………….......4
1.2. Понятие и виды внебюджетных фондов, источники их образования....8
1.3. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой
системе РФ…..........................…………………………………………………..17
2. Анализ динамики внебюджетных фондов РФ города Новосибирска
2.1. Динамика основных показатель внебюджетных фондов………….……..18
2.2 Структурный анализ доходов и расходов внебюджетных фондов…...…21
2.3.Исследование проблем управления доходами и расходами государственных внебюджетных фондов на современном этапе…….…....24
Заключение………………………...………………………….…………….......33
Список использованной литературы……..…………...………………………35

Файлы: 1 файл

Моя курсовая ГМУ-21.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Автономная  некоммерческая организация ВПО

«Российская академия предпринимательства»

Новосибирский филиал

Кафедра  «Экономика и  менеджмент»

 

 

Учебная дисциплина: «Государственные и муниципальные финансы»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

«Анализ динамики основных показателей деятельности фонда социального страхования РФ»

(на  примере Новосибирского регионального  отделения)

 

 

 

 

Выполнила: студентка  гр. ГМУ 21

Трощенко Екатерина  Сергеевна

                                        Проверил: к.э.н. доцент

                                                            Непомнящий Анатолий Васильевич

                                                                                           

 

 

 

Новосибирск

2013 г.

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы формирования и использования внебюджетных фондов

    1. Эволюция внебюджетных фондов в России……..………………….......4
    2. Понятие и виды внебюджетных фондов, источники их образования....8

1.3. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой

системе  РФ…..........................…………………………………………………..17

2.  Анализ динамики внебюджетных фондов РФ города Новосибирска

2.1. Динамика основных показатель внебюджетных фондов………….……..18

2.2 Структурный анализ доходов и расходов внебюджетных фондов…...…21

2.3.Исследование проблем управления доходами и расходами государственных внебюджетных фондов на современном этапе…….…....24

Заключение………………………...………………………….…………….......33

Список использованной литературы……..…………...………………………35

 

 

 

Введение

Фонд социального  страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

К задачам социального  страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются  затраты, связанные с содержанием  нетрудоспособных или лиц, не участвующих  в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

         Целью данной работы является рассмотрение сущности, особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: - определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.

     Объектом данного исследования являются государственные внебюджетные фонды РФ: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Предметом настоящего исследования являются количественные показатели внебюджетных фондов.

 

 

 

1. Теоретические основы формирования и использования внебюджетных фондов
    1. Эволюция внебюджетных фондов в России 

Внебюджетные  фонды появились задолго до возникновения  единого центрального денежного  фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов [3, с. 68].

 Множественность  специальных фондов создавала  определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.                 С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

     С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

 • социальной  защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

 

• целевого использования средств этих фондов;

 • оперативного  решения социальных проблем, что  в силах сделать внебюджетные  фонды, находящиеся в распоряжении  исполнительных органов власти;

 • новых  методов перераспределения средств  в условиях перехода к рыночной  экономике;

 • финансирования  территориальных нужд.

 На основе  Закона РСФСР «Об основах бюджетного  устройства и бюджетного планирования  в РСФСР» от 10 октября 1991 года  органы власти в рамках законодательства  РСФСР могут образовывать целевые  внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

 Государственные  внебюджетные фонда создаются  на базе соответствующих актов  высших органов власти, в которых  регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита [8, с. 40].

Внебюджетные  фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

В настоящее  время, в России действуют следующие  государственные внебюджетные фонды:

1) Пенсионный фонд РФ (ПФР);

2) Фонд социального страхования (ФСС);

3) Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

1) Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

2) Фонд социального страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

3) Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Таким образом,  исходя из вышеизложенного материала  можно сделать вывод, что Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Понятие и виды внебюджетных фондов, источники их образования

 Внебюджетные  фонды государства представляют  собой совокупность финансовых  средств, находящихся в распоряжении  центральных или местных органов  власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Рассмотрим  виды внебюджетных фондов РФ и источники  их формирования:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации

Положение «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» указывает, что Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

ПФР и его  денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в  состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат [11, с. 10].

Средства ПФР формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  • ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства ПФР  направляются на:

  • выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

  1. Фонд социального страхования

Фонд социального  страхования создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Средства Фонда  образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Информация о работе Анализ динамики основных показателей деятельности фонда социального страхования РФ