Анализ параметров федерального бюджета, характеристики, приоритеты и основные социальные параметры проекта федерального бюджета на 2008 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ бюджетной системы РФ.
Задачи исследования:
Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.
Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
Определить понятие системы межбюджетных отношений.
Проанализировать взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..….3стр.
1. Бюджетная система РФ…………………………………………………....7стр.
1.1 Сущность, структура и функции бюджетной системы РФ…………....7стр.
1.2 Принципы построения бюджетной системы………………………….12стр.
1.3 Система межбюджетных отношений……………………………….....18стр.
2.Анализ параметров федерального бюджета, характеристики, приоритеты и основные социальные параметры проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов…………………………………………………………………………21стр.
2.1 Основные отличительные особенности и приоритеты проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов……………………………………………………………………..….21стр. 2.2. Основные социальные параметры проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов…………………..….24стр.
3.Заключительная часть
Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения………………………………………………………………...….…26стр.
Заключение…………………………………………………………….….....32стр.
Список использованных источников………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

разработку и обоснование  оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений  по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации  бюджетов предполагает:

определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

определение порядка  составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджетов;

выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс  с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

разграничение полномочий законодательных  и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

определение органов ответственных  за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

определение структуры контрольных  органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

контроль за правильным и своевременным  перечислением доходов в бюджеты  и внебюджетные фонды;

контроль за целевым, экономным  и эффективным использованием бюджетных  ресурсов и средств внебюджетных фондов.

1.2 Принципы построения бюджетной системы

Принципы как исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы присущи и  бюджетной системе. Они позволяют  характеризовать бюджетную систему  с различных сторон, анализировать  ее по различным показателям в  интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом. Принципы, лежащие в основе бюджетов и бюджетной системы в целом, можно разделить на две группы:

общие принципы или принципы бюджетности, характеризующие бюджет как научную категорию;

принципы системности, характеризующие бюджет как систему.

Принцип правомерности  и обязательности правовой базы означает, что становление бюджета базируется на исторически сложившихся нормах и правилах и непосредственно  опирается на законодательную базу или бюджетное право.

Под правомерностью понимают совокупность прав народа через своих  представителей участвовать в бюджетном  процессе и юридических норм, законодательно закрепляющих содержание бюджетного плана. В соответствии с бюджетным правом на основании юридических норм определено и закреплено бюджетное устройство РФ, бюджетные отношения и бюджетный процесс на всех этапах его формирования и исполнения, определен порядок контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней, определены процедуры рассмотрения, изменения, утверждения и исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса.

Под обязательностью  понимается необходимость принятия законодательных актов, определяющих бюджеты и бюджетную систему  как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве актов.

Принцип единства или  централизации бюджета подразумевает  наличие единого и целостного документа, определяющего доходную и расходную части бюджета  и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной системы. На уровне РФ таким документом является Федеральный закон "О федеральном бюджете на год", на уровне субъекта РФ - Закон "О бюджете на год", которые ежегодно принимаются и утверждаются соответствующим законодательным органом.

Принцип плановости бюджета  рассматривается с точки зрения государственного финансового плана  по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична с момента его зарождения с середины XIX в. и находится в неразрывной связи с планами развития народного хозяйства, социальной сферы, образования, науки, культуры и других сфер деятельности государства.

Принцип равновесия, или  сбалансированности бюджета характеризует  в первую очередь его бездефицитность, под которой понимается соразмерность  между объемом доходов бюджета и объемом его расходов. Нарушение равновесия в сторону расходов образует дефицит средств в бюджете и ставит перед органами власти проблему его покрытия. Проблема может решаться только за счет изыскания новых источников дохода. В качестве таких источников могут выступать внутренние и внешние заимствования, государственные резервы и другие источники дохода.

Принцип многосторонности бюджета подразумевает, что бюджет представляет собой сложное явление  и одновременно отражает многие сферы деятельности: экономики, финансов, политики, права, социальной жизни и его невозможно сводить только к росписи по статьям доходов и расходов бюджетной классификации. Бюджет — это не только роспись, это еще и денежные отношения, фонд денежных средств, плановый государственный документ.

Принцип многофункциональности  бюджета подразумевает, что бюджет — это прежде всего совокупность доходов и расходов, собираемых и  расходуемых в течение целого финансового года в соответствии со сметами доходов и расходов. Многофункциональность бюджета определяется не только значительным количеством источников дохода, но еще большим количеством статей расхода по сферам деятельности, основным направлениям и конкретным мероприятиям.

Принцип самостоятельности  бюджетов различных уровней бюджетной системы предполагает:

право законодательных  и исполнительных органов власти на своем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных  источников доходов формирования бюджета  соответствующего уровня бюджетной системы;

законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов и  полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих бюджетов;

право органов власти самостоятельно определять направления  расходов бюджетных средств;

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, или суммы превышения доходов над расходами, или сумм экономики по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджета и  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иных обязательных поступлений и расходов отражаются в бюджетах и внебюджетных фондах в соответствии с бюджетной классификацией.

Принцип гласности или  публичности бюджетов подразумевает:

обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов;

обязательную открытость для граждан и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов;

понимание гражданами языка бюджета и его цифр, за которыми скрываются отношения органов власти к своему государству, обществу и гражданам.

Принцип достоверности  бюджета предполагает надежность показателей  прогноза социально экономического развития соответствующих территорий, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета, конкретность, определенную точность и объективность исполнения бюджета или выполнения контрольных мероприятий, предусмотренных целевыми программами и проектами.

Принцип обязательности исполнения бюджета означает, что после принятия и утверждения бюджета органы исполнительной власти, ответственные за исполнение бюджета, не имеют права переводить денежные ресурсы из одного направления, параграфа или статьи бюджетной классификации в другие без решения законодательного органа власти. Все денежные ресурсы бюджета используются в строгом соответствии с росписью бюджетной классификации по целевому направлению и в сроки, определенные целевыми программами и проектами развития народного хозяйства страны и социальной сферы.

Принцип эффективности  и экономичности использования  бюджетных средств подразумевает, что при исполнении бюджетов органы исполнительной власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов в выполнении плановых заданий в соответствии с объемом средств, определенных бюджетом на соответствующее мероприятие.

Среди множества принципов, характеризующих бюджетную систему, можно выделить наиболее важные.

Принцип единства бюджетной  системы предполагает:

единство правовой базы;

единство денежной системы;

единство форм бюджетной  классификации и документации;

использование единых принципов  и правил в бюджетном процессе;

применение единых санкций  за нарушение бюджетного законодательства;

применение единого  порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;

ведение бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней  по единым стандартам, формам учета  и отчетности.

Принцип разграничения  доходов и расходов внутри бюджета  и между уровнями бюджетной системы означает полное или частичное закрепление определенных законодательством видов источников доходов за соответствующими бюджетами, а равно внутри бюджетов и закрепление отдельных видов доходов за определенными статьями расходов.

Кроме того, принцип подразумевает разграничение полномочий органов власти внутри одного бюджета и между бюджетами по формированию бюджетов, их исполнению и установлению контроля за расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Принцип общего или совокупного  покрытия расходов бюджета предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета и только при финансировании целевых бюджетных фондов и программ. Кроме того, в случае централизации средств из бюджетов других уровней осуществляется принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, в том числе дефицита бюджета.

Принцип адресности и  целевого характера использования  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств в общей  бюджетной системе с обозначением направления их на финансирование конкретных программ или мероприятий.

Принцип вертикальности бюджетной системы предполагает вертикальное структурное строительство  бюджетной системы по формированию доходов и исполнению бюджета. То есть, с одной стороны, каждое территориальное  образование имеет свой бюджет (федеральный, региональный или местный) и решает свои задачи самостоятельно в пределах предоставленных законодательством прав, с другой стороны, регулирование бюджетов осуществляется исключительно по вертикали "сверху - вниз" в целях перераспределения денежных средств при решении задач социально-экономического характера или выравнивания доходов звеньев бюджетной системы.

Принцип межбюджетных отношений  характеризует бюджетную систему  с позиций распределения и  закрепления расходов по уровням бюджетной системы, установления равновесия бюджетных прав всех органов власти в отношении своих бюджетов, принятия мер по выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

Принцип межбюджетных отношений  означает, что отдельные виды бюджетных расходов из бюджета вышестоящего уровня по решению органа власти могут передаваться в бюджеты нижестоящих уровней.

Принцип универсальности  бюджетов предполагает, что бюджеты  субъектов РФ во взаимоотношениях с  федеральными бюджетами, а местные бюджеты во взаимоотношениях с региональными бюджетами (бюджетами субъектов РФ) используют единые методики расчета нормативных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, порядка расчета уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, формирующих доходную часть бюджетов всех уровней бюджетной системы.

1.3 Система межбюджетных  отношений

Взаимосвязи звеньев  бюджетной системы РФ реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма. Необходимость реформирования системы межбюджетных отношений в России возникла с провозглашением 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РФ, подписанием Федеративного договора 31 марта 1993 г. и принятием новой Конституции 12 декабря 1993 г., которая закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство. Новая организация межбюджетных отношений между органами государственной власти федерации и ее субъектами должна была отвечать федеративным принципам формирования вертикальной структуры государства, являться одним из главных условий упрочения российской государственности, укрепления целостности экономического и правового пространства страны и преодоления социально экономического кризиса.

Информация о работе Анализ параметров федерального бюджета, характеристики, приоритеты и основные социальные параметры проекта федерального бюджета на 2008 г