Банковская система Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:16, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования данной работы заключается в изучении особенностей банковской системы Германии.
Для достижения указанной цели в рамках контрольной работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть природу и строение банковской системы ФРГ с учетом исторических особенностей ее становления и развития;
рассмотреть существующие уровни банковской системы Германии;
рассмотреть современное состояние банковской системы Германии;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОСНОНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ 5
2.ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ 8
3.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТА 23

Файлы: 1 файл

Банковская система Германии.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра финансов и статистики

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

на тему: БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ

 

 

                                                               Студентка 3 курса

                                                               Группа 4308

                                                               А.И.Смолина

                                                               Руководитель 

                                                               канд. экон. наук.

                                                               С.А.Тимохина

                                                               ____________

                           (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013 г

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Как и во всех развитых странах, национальная банковская система Германии является двухуровневой. Первый уровень — центральный банк Федеративной Республики Германия (Немецкий Бундесбанк). Второй уровень представляют коммерческие банки. Необходимо отметить, что процессы дерегулирования в финансово-банковском секторе экономики Германии проходят в том же русле, что и в других развитых странах:

  1. отменяются ограничения на проведение тех или иных финансово-банковских операций различными финансовыми и банковскими институтами;
  2. унифицируются надзорные требования к банкам и финансовым компаниям;
  3. проходят процессы слияния банков, банков и финансовых компаний;
  4. происходит унификация национальных и международных норм регулирования и условий деятельности финансового сектора на основе рекомендаций Европейского центрального банка и Международного валютного фонда.

Цель исследования данной работы заключается в изучении особенностей банковской системы Германии.

Для достижения указанной  цели в рамках контрольной работы поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть природу и строение банковской системы ФРГ с учетом исторических особенностей ее становления и развития;
  2. рассмотреть существующие уровни банковской системы Германии;
  3. рассмотреть современное состояние банковской системы Германии;

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении законодательными, правоприменительными органами, а также Центральным банком ФРГ деятельности в области внедрения норм директив Евросоюза.

Предметом исследования являются нормы современного немецкого

банковского права, которые  подверглись коренным изменениям.

Были использованы такие  методы исследования как: изучение научной  литературы, изучение исторических фактов развития банковской системы Германии, изучение современного состояния банковской системы Германии, а так же обобщение информации.

В данной контрольной  работе было использовано 7 источников литературы таких авторов как Грачева М.В., Жукова Е.Ф., Зеленкевич М.Л., Масленников В.В., Рудый К.В., 2 закона ФРГ (Закон ФРГ «О кредитной системе», Закон ФРГ «О Центральном банке ФРГ») и 1 источник интернета.

Контрольная работа по дисциплине «Деньги, кредит, банки», на тему: «Банковская  система Германии»,  состоит из 23 страниц и включает в себя:

  1. Содержание контрольной работы;
  2. Введение;
  3. 3 главы, а именно: «Основные этапы становления банковской системы Германии», «Особенности банковской системы Германии» и «Современное состояние банковской системы Германии»;
  4. Выводы, основанные на обобщении изученных данных;
  5. Список использованной литературы и источников интернета

 

 

1.ОСНОНЫЕ  ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКОЙ  СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ

Начало формирования общегерманского государства в  его современном виде было положено в начале XIX века. Так, Наполеоном 1 с 1803 по 1806 г. было проведено укрупнение значительного количества мелких немецких княжеств, что послужило усилению наиболее сильного из них — Прусского герцогства. С этого исторического момента именно Пруссия стала оказывать непосредственное влияние на создание национальной финансовой и банковской системы в современном ее понимании. В период с 1765 по 1846 г. центральным эмиссионным банком Пруссии фактически являлся Королевский Банк. Одним из важнейших достижений Прусского банка было учреждение монополии на эмиссию денег.

9 июля 1873 г. кайзером Вильгельмом  I был подписан Закон «О монете», который провозгласил введение с 1 января 1876 г. новой валюты — германской марки. Законом от 14 ноября 1875 г. был учрежден Банк Германской Империи, что способствовало единообразному ведению банковского дела на территории государства. Банк Империи в результате подписанного 18-19 мая 1875 г. договора стал преемником Прусского банка.

Появление Рейхсбанка стало заключительным этапом проведения успешной денежной реформы, благодаря которой в  Германии была впервые введена единая национальная валюта — марка.

В 1871 г. 25 объединившихся немецких княжеств основали единое государство (Deutsche Kaiserreich). Первоначально в созданном государстве  насчитывалось семь видов внутринациональных валют, порядка 119 видов золотых, серебряных и иных монет, 117 видов банкнот и 33 эмиссионных банка. В 1876 г. на всей территории Империи введена единая национальная валюта — марка. В 1875 г. на основе Прусского банка был образован Рейхсбанк.

С началом Первой мировой войны  центральные банки государств — участников Парижской валютной системы прекратили размен банкнот на золото и увеличили их эмиссию для покрытия военных расходов, что спровоцировало сильную инфляцию и хаос валютных отношений. На основании Закона от 4 августа 1914 г. правительство получило доступ к банковским кредитам благодаря казначейским обязательствам средней срочности. Важнейшими финансовыми источниками на тот момент являлись военные займы (в меньшей степени — налоговые сборы), продажа долговых обязательств Рейхсбанку, благодаря чему у последнего резко возрос золотой запас. Параллельно с этим произошел скачок инфляции.

В 1922 г. была введена вторая мировая  валютная система, построенная на золотовалютном стандарте, основанном на золоте и ведущих  валютах, конвертируемых в золото. Девизами стали называть средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, т.е. приравненные к золоту. Закон «О валютном регулировании», принятый 30 августа 1924 г., положил начало эпохе рейхсмарки. С 1924 г. вплоть до 1929 г. главной задачей Рейхсбанка являлось сохранение ценовой стабильности и контроль над инфляцией.

После захвата власти в 1933 г. национал-социалистами началось активное воплощение политики массового трудоустройства и  перевооружения. Независимость Рейхсбанка была отменена, произошел отказ от международно-правовых обязательств, усилен валютный контроль. Законом от 10.02.1937 Рейсхбанк переименовывался в Немецкий Имперский Банк, выпущенные им банкноты обеспечивались золотом. В рассматриваемый период частные банки в большинстве своем были национализированы после издания указа 1937 г. «О национализации».

После окончания войны Рейхсбанк, как центральный банк государства, был ликвидирован союзниками, и восстановлен фактически лишь в 1961 г.

В октябре 1947 г. правительством Соединенных Штатов, за которыми в трех западных оккупационных зонах была признана ведущая роль, была введена немецкая марка. Советским Союзом, в свою очередь, эмитировались специальные купоны, на которые обменивались находящиеся в обращении банкноты Третьего рейха.

После окончания войны  отделения Рейхсбанка были упразднены, а вместо них в 1946-1947 гг. основаны центральные банки земель. Они  выполняли, по сути, все функции центрального банка государства, а именно: функцию  регулирования денежного обращения; функцию банка банков; в определенном объеме — функцию банка государства; функцию обеспечения платежного оборота вплоть до изготовления и эмиссии банкнот.

1 марта 1948 г. был  основан Банк немецких земель  для британской и американской  оккупационных зон с центральным  отделением во Франкфурте. 16 июня 1948 г. к Банку немецких Земель были присоединены центральные банки земель французской оккупационной зоны. Валютно-финансовая реформа 1948 г. предшествовала основанию Федеративной Республики Германия в 1949 г. Следует особо подчеркнуть, что Банк немецких земель находился в собственности остальных земельных банков. Ему надлежало определять денежно-политический курс по результатам проведенной валютно-экономической реформы.

Конституцией ФРГ 1949 г. (ст. 88) был учрежден центральный федеральный банк, выполняющий функции валютного и эмиссионного центра. 26 июля 1957 г. Бундестагом был принят федеральный закон о центральном банке ФРГ. В этом законе была определена его независимость и смешанная форма структурной организации. С принятием этого законодательного акта банками земель был потерян статус независимых юридических лиц.

Закон о Бундесбанке  с незначительными изменениями  действует и в настоящее время. Прибыль Немецкого федерального банка в 2009 году составила 4,1 миллиарда  евро. Годом ранее этот показатель составлял 6,3 миллиарда евро. Рекордного показателя прибыли (12,4 миллиарда евро) Бундесбанк достиг в 1997 году. 1970-е годы, напротив, несколько лет подряд сопровождались финансовыми убытками.

2.ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ

Бундесбанк организован  на децентрализованной основе и состоит  из центрального управления (во Франкфурте-на- Майне), девяти офисов, называемых Центральными банками земель, и 126 отделений в  наиболее крупных городах. Численность  персонала в системе Федерального банка — около 16 000 человек, из низ 2600 человек работают в центральном управлении.

В соответствии с Законом  Бундесбанк является Федеральной корпорацией. Уставный капитал банка полностью  принадлежит Федеральному правительству. Бундесбанк является составной частью Европейской системы центральных банков и решает задачи ЕСЦБ прежде всего в поддержании стабильности цен и организации внутренних и международных платежей.

Органами управления Бундесбанком являются: Совет Центрального банка (Zentralbankraf), Совет директоров (Direktorium) и Правления Центральных банков земель (Vorsttinde). Совет Центрального банка определяет деловую политику банка. Он выпускает общие директивы ведения дел и административного управления банком и разграничивает в рамках закона компетенцию Совета директоров и Правлений Центральных банков земель, а в отдельных случаях может давать им прямые распоряжения. При определении способов проведения денежно- кредитной политики Президент Бундесбанка как член Совета управляющих Европейского Центрального банка независим от государственных органов.

В состав Совета входят Президент  и вице-президент Бундесбанка, члены  Совета директоров и президенты Центральных банков земель.

Председательствует на заседаниях Президент, а во время  его отсутствия —вице-президент Федерального банка. Таким образом, в высшем органе Центрального банка обеспечено представительство всех экономических регионов страны. Решения Совета принимаются простым большинством голосов.

Совет директоров — центральный  исполнительный орган Бундесбанка, отвечающий за выполнение решений Совета Центрального банка. Он осуществляет непосредственное управление банками, за исключением тех вопросов, которые находятся в компетенции Правлений Центральных банков земель.

В состав Совета директоров входят Президент и вице-президент Центрального банка, члены Совета директоров (не более шести человек).

Члены Совета директоров должны иметь специальные профессиональные знания. Президент является одновременно председателем и Совета

Центральных банков, и Совета директоров. Членов Совета директоров предлагает на должности Федеральное правительство после слушания кандидатов на Совете Центральных банков, а назначает Президент ФРГ обычно сроком на восемь лет, но как минимум на два года. До истечения этого срока их нельзя отозвать: в порядке исключения возможна отставка по личной инициативе или инициативе Совета Центральных банков. Совет возглавляет Президент Бундесбанка или вице-президент (в отсутствие Президента), решения принимаются простым большинством голосов.

Основной задачей Бундесбанка  как центрального банка любой  развитой страны является поддержание  стабильности национальной валюты, регулирование  денежного обращения и кредита. С введением евро задача поддержания  стабильности валюты усложнилась —  Бундесбанк решает ее совместно с Европейским Центральным банком и центральными банками других стран зоны евро.

Для регулирования используются следующие инструменты:

  1. установление процентных и дисконтных ставок по операциям Бундесбанка;
  2. операции на открытом рынке;
  3. резервные требования к кредитным учреждениям, которые обязаны держать минимальные резервы на счетах в Бундесбанке в размере, определяемом Бундесбанком;
  4. оказание услуг в качестве финансового агента Федерального правительства и правительств земель. Банк может предоставлять им льготные наличные ссуды в пределах определенных в законе лимитов, а эти государственные органы обязаны держать свои ликвидные средства на счете в Бундесбанке. Банк может не выдавать кредиты и ссуды под ценные бумаги, за исключением кредитов институтам федеральной сферы.

Информация о работе Банковская система Германии