Банковская система. Кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Российский рынок банковских услуг продолжал развиваться в условиях обострения внутриотраслевой конкуренции, все более значительным фактором которой является постепенное расширение участия в российских кредитных организациях иностранного капитала. Наиболее заметно усилилась конкуренции в сфере кредитования физических лиц. Конкурентная борьба стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания, появление на рынке новых банковских продуктов, способствует повышению транспарентности деятельности кредитных организаций, использованию новых информационных технологий, аутсорсинга, более активному распространению банковского бизнеса в регионы Российской Федерации.

Содержание работы

1. Введение в тему «Структура кредитно-банковской системы»
2. Основная часть работы
3. Заключение
4. Расчетно-аналитическая часть
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРОЭКОНОМИКА .docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих  в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный  банк проводит государственную эмиссионную  и валютную политику, является ядром  резервной системы. Коммерческие банки  осуществляют все виды банковских операций.9

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые  банковские системы. Верхний уровень  системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).10 См. Приложение 3.

По своему положению в  кредитной системе центральный  банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные  средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, принятая в декабре 2001 г., способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора.

Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства  Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки  новых решений, направленных на обеспечение  поступательного развития банковского  сектора на основе укрепления его  устойчивости, повышения конкурентоспособности  российских кредитных организаций, совершенствования банковского  регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия  вкладчиков и других кредиторов банков.

 Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.

Информация  о деятельности Сбербанка России по состоянию на 1 апреля 2008г11.

  • капитал – 727,5 млрд. руб.;
  • прибыль – 45,8 млрд. руб.;
  • чистая прибыль – 36,1 млрд. руб.;
  • кредитный портфель (с учетом МБК) – 4 455,9 млрд. руб., в том числе кредитование юридических лиц (без учета МБК) – 3 329,8 млрд. руб.;
  • остаток средств на счетах физических лиц – 2 746,0 млрд. руб.;
  • остаток средств юридических лиц – 1 414,3 млрд. руб.;
  • филиальная сеть, ед.:
  • территориальные банки – 17
  • отделения – 784
  • внутренние структурные подразделения – 19 551

Которой предусматриваются совершенствование  нормативного правового обеспечения  банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций  на использование международных  стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования  кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение  качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

Основными результатами развития банковского  сектора будут существенное повышение  его роли в экономике Российской Федерации, рост финансовой устойчивости и обеспечение транспарентности. При этом показатели российского  банковского сектора будут постепенно приближаться к показателям банковских систем ряда стран с переходной экономикой, наиболее преуспевших в построении современных рыночных отношений.

Прогнозируется, что при успешном осуществлении  мероприятий, предусмотренных настоящим  документом, к 1 января 2009 г. будут достигнуты следующие совокупные показатели российской банковской системы:

активы/ВВП — 56—60 процентов;

капитал/ВВП — 7—8 процентов;

кредиты нефинансовым организациям/ВВП — 26—28 процентов.

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что реальные темпы  прироста основных показателей банковского  сектора (активов, капитала, кредитов и  депозитов) будут и впредь опережать  темпы прироста валового внутреннего  продукта, хотя различия в соотношениях темпов прироста будут постепенно сокращаться. Банки сохранят и укрепят свою роль ведущих финансовых посредников.

С учетом предполагаемого роста реальных доходов населения, создания условий, необходимых для экономического роста и развития деловой активности банков, должны существенно увеличиться  объемы кредитования малого бизнеса  и населения, в том числе ипотечного кредитования. Реализация мероприятий  по реформированию других сегментов  финансового сектора экономики, в том числе пенсионной системы, системы медицинского страхования  и др., также будет способствовать активизации операций кредитных организаций.

Важным  условием развития банковской деятельности и повышения устойчивости банков является увеличение капитала банков, улучшение его качества и обеспечение  достаточного уровня покрытия капиталом  принимаемых банками рисков.

Прирост капитала банков будет обеспечен  в основном за счет капитализации  их прибыли, а также за счет привлечения  средств российских и зарубежных инвесторов. Развитие операций кредитных  организаций по привлечению и  размещению средств за счет внедрения  системы страхования вкладов, ипотеки, расширения кредитования населения, малого и среднего бизнеса будет способствовать росту капитала банков.

В целях  повышения требований к уровню капитализации  кредитных организаций будут  внесены изменения в законодательство Российской Федерации, в соответствии с которыми требование по достаточности  капитала, невыполнение которого рассматривается  как основание для обязательного  отзыва лицензии на совершение банковских операций, будет установлено на уровне 10 процентов. Указанное требование будет применяться в отношении всех кредитных организаций независимо от вида (банки, небанковские кредитные организации) и от величины собственных средств (капитала) с 2007 года.

Одновременно  с учетом требований, предъявляемых  к банкам в Европейском сообществе, законодательно будет установлено  требование к минимальному значению капитала действующих банков с 2007 года в размере 5 млн. евро. При этом по аналогии с решением, принятым в 1989 году Европейским сообществом, будет предусмотрено, что действующие банки, имеющие на 1 января 2007 г. капитал ниже 5 млн. евро, могут продолжать деятельность при условии, что их капитал не снижается ниже уровня, который был достигнут на момент введения указанных требований.

К 2006 г. Доля 200 крупнейших по величине активов кредитных  организаций в совокупных активах банковского сектора практически не изменилась и по состоянию на 1.01.2007 составила 90.6% (на 1. 01. 2006 – 89.6%), а доля 5 крупнейших банков сократилась с 43.8 до 42.5%..

Количество  кредитных организаций с капиталом  свыше рублевого эквивалента 5 млн. евро увеличилось за 2006 год с 602 до 676, или на 12.3% (совокупный капитал  этой группы кредитных организаций  возрос на 38.4%), а их удельный вес в совокупном капитале банковского сектора повысился с 96.6 до 98%. Приложение 4.

Количество  кредитных организаций, имеющих  капитал более 5 млн. евро, как и  прогнозировалось, превысило количество организаций, не соответствующих этому  критерию, и на 1.01.2007 составило 56.9% от числа действующих (на начало 2006 года – 48%)

Вместе  с тем наличие банковском секторе значительного числа средних и малых кредитных организаций обусловило невысокий уровень концентрации активов, кредитов и капитала в российской банковском секторе. Об этом свидетельствует динамика принятого в международной практике индекса Херфиндаля-Хиршимана. Приложение 5.

Так, индекс концентрации активов снизился с 0.085 на 1.01.2006 до 0.079 на 1.01.2007. концентрация кредитов нефинансовым организациям осталась на среднем уровне.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью  развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора  являются:

- усиление  защиты интересов вкладчиков  и других кредиторов банков;

- повышение  эффективности осуществляемой банковским  сектором деятельности по аккумулированию  денежных средств населения и  организаций и их трансформации  в кредиты и инвестиции;

- повышение  конкурентоспособности российских  кредитных организаций;

- предотвращение  использования кредитных организаций  для осуществления недобросовестной  коммерческой деятельности и  в противоправных целях (прежде  всего таких, как финансирование  терроризма и легализация доходов,  полученных преступным путем);

- развитие  конкурентной среды и обеспечение  транспарентности в деятельности  кредитных организаций;

- укрепление  доверия к российскому банковскому  сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Реформирование  банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках12.

Правительство Российской Федерации и Центральный  банк Российской Федерации будут  и впредь предпринимать активные совместные действия для формирования современного конкурентоспособного банковского  сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики.

 

 

Раздел  3.

 

Заключение

 

В этой работе была сделана попытка показать двойственную правовую природу Центрального Банка  РФ, поскольку он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим  лицом, осуществляющим хозяйственную  деятельность.

Главной особенностью правового положения  Банка России в настоящее время  является то, что осуществление его  административных прав и хозяйственной  деятельности подчинены решению  одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Административные  функции можно условно разделить  на организаторскую (организация и  управление денежным обращением) и  функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая  функция непосредственно связана  с этими полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе  составляют основу деятельности Банка  России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и  целесообразность создания кредитных  учреждений при рассмотрении вопроса  о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, явственно вырисовывается монопольный  характер управления кредитной системой Центральным Банком РФ. Возникает  опасность, что централизация всей полноты власти у одного института  неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию  банковской сферы. В результате данного  построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужденном  противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при  назначении на должности в ЦБ и  используются демократические принципы, но монопольное положение его  в банковской сфере при этом не изменяется.

Совершенствовать  деятельность современного Центрального банка России можно только исходя из целей экономических. К таковым  относятся стимулирование экономической  активности, создание условий для  занятости населения, стимулирование роста организованных сбережений, улучшение  состояния платежного баланса, восстановление финансового рынка. Автором сделан вывод о необходимости взаимосвязанного развития реального и банковского  сектора экономики. Только тогда  у Банка России имеется возможность  оказать содействие реальным российским производителям и обеспечить рост инвестиционной активности в нашей стране.

Учитывая  вышесказанное, можно предположить, что путь дальнейшего совершенствования  кредитно - банковской системы России лежит в направлении разделения функций управления банковской системой РФ между различными институтами.

Информация о работе Банковская система. Кредитно-денежная политика